В 2020 году в мире все еще оставалось более 700 млн. неграмотных молодых людей и взрослых, хотя сама возможность обучения грамоте является неотъемлемой частью права человека на образование. В то же время детям, у которых есть возможность научиться правильно читать и грамотно писать, не всегда это дается легко.
Дело в том, что для освоения этих сложных навыков необходимо предварительное развитие других умений, навыков и психических функций, на которых чтение и письмо базируются. А помочь с этим могут игры и задания из нашей памятки.
Избирательное внимание и произвольность действий
- Играйте в «Съедобное-несъедобное», «Найди лишнее» (с категориями овощи/фрукты, домашние животные/дикие и т.д., можно использовать карточки типа Мемори);
- Для развития зрительного внимания используйте также игры с предметами и с картинками – «Что пропало?», «Что изменилось?» «Найди отличия» и т.п.;
- Собирайте пазлы (подходящие по возрасту), ищите заданные предметы в комнате, на улице, на страницах книг-виммельбухов;
- Для развития контроля движений отлично подходят игры «Запрещенное движение», «Море волнуется раз», «Саймон говорит», «Колпак мой треугольный» и т.п.
Зрительно-пространственное и слуховое восприятие
- Выполняйте с ребенком задания на различение форм, дорисовывание простых фигур, ушей и хвостов знакомым животным;
- Отыскивайте с ним знакомые силуэты в «путанице» из контуров, «проходите» карандашом или указательным пальцем «перепутанные дорожки», лабиринты, выполняйте графические диктанты;
- Играйте в игры на слуховое восприятие: «Жмурки», «Испорченный телефон», «Повтори за мной» (с запоминанием ритмов, заданных хлопками или стуком по столу);
- Вместе прислушивайтесь к стуку дождя за окном, тиканью часов в комнате и пению птиц на природе.
Зрительная и слуховая память
- Просите ребенка рассказывать своими словами о событиях из его жизни, прочитанных вами книг, просмотренных вместе фильмов;
- Разучивайте вместе загадки, стихотворения и маленькие кусочки прозы;
- Складывайте геометрические фигуры из спичек или счетных палочек по памяти;
- Рисуйте по памяти геометрические фигуры, персонажей стихотворений и сказок, увиденные на улице дорожные знаки и т.д.;
- Играйте в игры на запоминание, узнавание и воспроизведение: «Мемори», «Снежный ком» – со словами и действиями, «Что пропало?» и «Что изменилось?» – с предметами и картинками, «Магазин» – с запоминанием списка покупок и т.д.
Фонематический слух и другие речевые навыки
- Играйте в игры на поиск предметов с определенным звуком в названии, слов с заданным количеством звуков или слогов (можно использовать хлопки для пересчета последних), находите ударный и безударные слоги в словах;
- Тренируйтесь подбирать прилагательные и глаголы прошедшего времени к существительным всех трех родов, называть синонимы и антонимы («Найди похожее слово» и «Скажи наоборот»), выбирать правильные предлоги для обозначения положения предмета в пространстве;
- Придумывайте вместе с ребенком новые слова (существующие и несуществующие) и небольшие рассказы о реальных и сказочных персонажах, пусть герои в них говорят с разной интонацией, высотой и громкостью голоса;
- Для составления рассказов по картинкам можно использовать иллюстрации из детских книг, а также наборы «В некотором царстве», «Древо сказок. Теремок», «Жили-были», «Дорога приключений», «Фантазеры», «Имаджинариум детство» и др.
Координация движений глаз и руки, губ и языка
- Поощряйте рисование карандашами, мелками, фломастерами; помогайте совершенствовать технику и не заезжать за край при раскрашивании;
- Выполняйте с ребенком упражнения на развитие мелкой моторики: создавайте поделки из круп, складывайте фигурки из бумаги, занимайтесь лепкой, конструированием, нанизыванием предметов на тонкий шнур или леску, учите шнуровать обувь самостоятельно;
- Тренируйте дошкольника в написании отдельных букв, цифр, выполнении графических узоров;
- Не забывайте об играх на развитие речевого дыхания («Снежинки», «Кораблики» и т.д.), артикуляционной гимнастике, надувании мыльных пузырей.
- Разучивайте скороговорки и чистоговорки.