Законы — это правила, которые помогают людям жить в мире и согласии. Они защищают наши права, помогают решать конфликты и поддерживать порядок. С самого детства важно объяснить ребенку, что законы создаются не просто так, а чтобы сделать нашу жизнь безопасной.
Объясните, что правила помогают людям лучше понимать друг друга и уважать чужие интересы. Например, в семье есть свои «законы»: режим дня, распределение обязанностей, общие традиции. Также и в обществе — без правил жить было бы сложно.
Расскажите детям о великих людях, которые сыграли важную роль в создании законов. Начните с Ярослава Мудрого, первого русского законодателя, составившего «Русскую Правду». Это был свод правил, который помогал княжествам мирно решать споры. Покажите, как стремление Ярослава к справедливости сделало его имя символом мудрости.
Перенеситесь в XIX век, когда Михаил Михайлович Сперанский, выдающийся реформатор, работал над систематизацией законов Российской империи. Расскажите, как он стремился сделать правовую систему понятной и доступной, чтобы законы были справедливыми для всех.
Упомяните и Петра Аркадьевича Столыпина — человека, который реформировал общество, создавая условия для процветания деревни. Он понимал, что для улучшения жизни людей нужны не только законы, но и их грамотное исполнение.
Попросите ребенка задуматься: почему так важно, чтобы законы были понятными? Вспомните случай, когда соблюдение правила помогло вам или вашей семье. Например, как закон об обязательном пристегивании ремней безопасности спас чью-то жизнь. Или расскажите о том, как вы, возможно, помогли разрешить спор, руководствуясь правилами справедливости.
Вопросы для обсуждения с детьми в зависимости от возраста:
Младшие школьники (1–4 класс):
- Что такое правила и зачем они нужны?
- Какие правила есть в школе?
- Как ты думаешь, что будет, если никто не будет соблюдать правила?
Средние школьники (5–8 класс):
- Почему важно соблюдать законы?
- Как ты думаешь, сложно ли создать справедливый закон?
- Какие качества нужны человеку, чтобы писать законы?
Старшие школьники (9–11 класс):
- Как законы помогают развиваться обществу?
- Почему важно, чтобы законы были одинаково справедливы для всех?
- Как ты считаешь, можно ли изменить мир, создавая справедливые законы?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Бабенко М. Конституция Российской Федерации для детей с поправками 2020 года. — М.: АСТ, 2020. — 91 с.
Рекомендуемый возраст: 6+
В наглядной, доступной, иллюстрированной форме излагаются положения и объяснения статей Конституции Российской Федерации.
Книга формирует уважение к государству, гражданское самосознание, понимание основ государственной власти в Российской Федерации, функций и ролей исполнительной, судебной и законодательной власти, а также деятельности Президента Российской Федерации.
Вопросы для обсуждения:
- Какие права и обязанности есть у граждан России?
- Чем отличаются права от обязанностей?
- Какие суды занимаются защитой конституционного строя, прав и свобод?
- Кто может стать депутатом Государственной Думы Российской Федерации?
- С какого возраста можно стать Президентом Российской Федерации?
Я — гражданин России / авт. текста Н.А. Андрианова. — Москва: Эксмо, 2016. — 240 с.
Рекомендуемый возраст: 6+
Никанор Евграфович Правоведов — проводник читателя в мир истории и устройства Российского государства, его символов, достижений и перспектив. Рассказы об образовании, военном ведомстве, природе, религии и верованиях, народах, открытиях, основных документах государства и гражданина, ценностях и достижениях в литературе, культуре, искусстве, науке и технике помогут сформировать у читателя чувство гордости за свою страну и наполнят его новыми знаниями.
Книга в доступной и увлекательной форме способствует формированию гражданственности, чувства патриотизма и гордости за свою страну.
Вопросы для обсуждения:
- Кого в книге называют «радетели наших интересов»? В чем заключается их работа?
- В чем состоит работа судьи? Какое качество является главным для работы суда?
- Какой главный документ у гражданина Российской Федерации? В каком возрасте ты его получишь?
- Назови главный документ страны. Что в нем содержится?
Конституция для детей / Ася Серебренко. — Москва: Эксмо, 2015. — 112 с.
Рекомендуемый возраст: 8+
Книга в наглядной, доступной и увлекательной форме знакомит читателей с содержанием Конституции Российской Федерации. Прекрасно иллюстрированное издание акцентирует внимание на понятных житейских ситуациях, в которых основной закон страны защищает права и обязанности каждого гражданина, включая детей.
Каждая из статей Конституции раскрывается через жизненные ситуации в семье Алисы и Темы, их родителей, а также бабушки и дедушки. Подробно представлено содержание статей об охране окружающей среды, свободе творчества, праве на образование, неприкосновенности жилища, тайне переписки, равенстве прав и свобод мужчины и женщины и других.
Книга способствует формированию высокой гражданской сознательности, ответственного и бережного отношения к государству, способствует росту знаний юных граждан о Конституции Российской Федерации, правах и обязанностях.
Вопросы для обсуждения:
- В книге говорится о разделении властей. Как ты думаешь, может ли какая-то власть быть главнее остальных? Обоснуй свой ответ.
- Можно ли нарушать права других людей? Почему это недопустимо?
- Конституция Российской Федерации утверждает, что каждый имеет право пользоваться родным языком. Может быть, лучше было бы, чтобы все говорили на одном языке? Подумай, что бы мы приобрели, а чего лишились в таком случае?
- Почему в Конституции сказано, что только с 18 лет гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? Приведи аргументы.
- Порядок официального использования государственного флага, герба и гимна устанавливается федеральным конституционным законом. Как ты думаешь, почему?
Данилов О. Д. …Именем закона!: Научно-художественная книга. — Л.: Дет. лит., 1990. — 238 с.
Рекомендуемый возраст: 14+
В увлекательной форме в книге раскрывается не только процесс формирования законодательства и всей системы права в целом, но и разбираются конкретные случаи нарушения закона и способы профилактики правонарушений. Бытовые, житейские, рядовые ситуации рассматриваются с точки зрения права. Оказывается, что такие юридические принципы, как “презумпция невиновности”, “сила закона”, честность, добросовестность, ответственность — это не пустые слова, а основы, которые организуют жизнь людей в коллективе, семье, труде, общественных местах.
Часть повествования ведется от имени молодого студента-журналиста, который, в поисках интересных сюжетов, похожих на кинофильмы, оказывается на практике в районном отделе милиции. В ходе практики он сталкивается с рутинной работой органов охраны правопорядка, воплощающих силу закона. Студент убеждается, что в реальной жизни столь серьезная работа по соблюдению закона лишь отдаленно напоминает киносценарии.
Другая часть книги содержит повествование от имени Закона, Времени и Человека. Эти абстрактные герои ведут читателя сквозь время и обстоятельства к осознанию того, что закон суров, способен изменяться, но всегда стоит на страже подлинных интересов человека.
Вопросы для обсуждения:
- Книга написана около 30 лет назад. Есть ли в ней ситуации, которые вам кажутся вполне реальными и в наши дни? Какие это ситуации?
- Почему автор с прописной буквы пишет Закон, Время и Человек? Что он хочет этим сказать читателю?
- На стр. 49 ведется дискуссия о том, касается ли Закон простого человека или Просто Человека. Что вы об этом думаете? Это имеет значение?
- Разбирая случай в коммунальной квартире со скандальной соседкой, автор делает заключение, что вскоре все люди будут жить в отдельных квартирах. Однако избавило ли это людей от грубости и хамства? Закон справедлив, он на стороне честных людей. Но что еще необходимо для мира с соседями?
- Время говорит Человеку, что самые важные в соблюдении Закона — это неравнодушные люди, каждый конкретный человек. Что вы об этом думаете? Это справедливое утверждение? Приведите аргументы.
Голованова М. П. Герб, флаг, гимн России: Научно-популярное издание для детей. — М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2005. — 48 с.
Рекомендуемый возраст: 12+
Прекрасно иллюстрированное издание рассказывает не только о символах государственной власти в современной России, но и дает их полноценную историческую ретроспективу. Раскрываются символика, процесс становления и оформления символов государственной власти в России.
В книге содержатся многочисленные иллюстрации и сведения о геральдике. Кроме символов российского государства, представлены гербы, флаги и гимны других стран, сопровождаемые краткой исторической ретроспективой. Тончайшее искусство геральдики увлечет читателя и сформирует уважение и понимание глубинных смыслов символов государственной власти в России.
Книга формирует гражданственность, уважение к символам государственной власти, понимание их значений и истории.
Вопросы для обсуждения:
- Почему геральдику авторы определяют как тончайшее искусство?
- В истории российского государства было несколько гимнов. Какие общие слова содержатся в текстах гимнов России?
- С какими странами в гербах, флагах, наградах есть общие элементы у символов российского государства?
- Почему государство обязательно имеет символы власти?
- Порядок официального использования символов государственной власти закрепляется федеральным законом. Почему? Для чего это положение содержится в Конституции РФ?
Крашенинников П. В. История российских Конституций. — М.: ЭКСМО, 2020. — 224 с.
Рекомендуемый возраст:
16+
Аннотация:
История отечественных Конституций — это череда изменений, которые отражают развитие нашей страны. Каждая из них знаменовала собой новый этап в жизни государства, ведь потребность в переменах, как правило, возникает после масштабных событий общественно-политического характера. История, причины изменений, их отражение в жизни общества, а также детализация изменений Конституции находятся в центре внимания автора — известного правоведа, юриста, политического деятеля и депутата Государственной Думы РФ.
Книга формирует глубокие и устойчивые знания о Конституции РФ, способствует развитию ответственной гражданской позиции, повышает авторитет государства и Родины, а также уровень правовой культуры, патриотизма и гражданской сознательности.
Вопросы для обсуждения:
- Изменения в Конституции страны вы рассматриваете как случайный или закономерный процесс? Опираясь на содержание книги и исторические факты, аргументируйте свою позицию.
- Паритет прав и обязанностей граждан отражён в Конституции. Назовите статьи, в положениях которых это прямо выражено.
- На ваш взгляд, что является самым сложным в законотворческом процессе? Проявляется ли эта сложность при изменениях в Конституции в любой исторический период, или трудности законотворчества зависят от конкретных исторических условий?
Мультфильмы / Фильмы
Сайт kids.kremlin.ru доходчиво, занимательно и кратко расскажет школьникам и студентам о демократическом институте президентства, символах нашего государства, истории власти в России и месте работы Президента – Московском Кремле. А по ссылке http://kids.kremlin.ru/russia/constitution/ можно узнать, что такое Конституция, как и когда она появилась, какая информация в ней содержится, а также многое другое.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, почему, соблюдая правила и законы, человек находится в большей безопасности, чем нарушая их? Давайте обсудим.
- Как вы понимаете, зачем обществу нужен такой документ, как Конституция? Как она помогает людям?
- Что такое права? А что такое обязанности? Как знание и соблюдение прав и обязанностей создают баланс в государственном устройстве?
М/ф «Главный закон страны»
Продолжительность: 2 минуты
Производство: Департамент образования и науки города Москвы
Возрастное ограничение: 6+
Основной закон нашей страны – Конституция. Об этом и многом другом рассказывает герой мультфильма Енотик. Он объясняет, когда в России празднуется День Конституции и чему посвящён этот праздник, как жили люди до появления законов, и почему Конституцию называют главным законом нашего государства.
Вопросы для обсуждения:
- Какого числа отмечается День Конституции в России?
- Зачем нужны законы?
- Как называется первый письменный свод законов Древней Руси? Во времена какого князя он был принят? Как в те времена люди узнавали законы?
- Как называется основной закон нашей страны сегодня? Какие правила в нём содержатся?
«Символы России» (Документальный фильм)
Ссылка: https://1tv.ru
Фильм рассказывает о главных символах нашей страны: гербе, гимне и флаге. Вы узнаете, когда день рождения Российского флага и кто его учредил, сколько корон на голове двуглавого орла на государственном гербе, в чьих руках находятся скипетр и держава и почему именно так.
Вопросы для обсуждения:
- Когда и кем впервые был учреждён Российский флаг?
- Что означают цвета Российского флага?
- Каковы основные этапы истории Российского флага?
- Когда и при каком царе впервые появился символ двуглавого орла? Что он означал?
- Что символизируют короны на голове орла, скипетр и держава?
- Когда и как впервые прозвучал гимн России? Как он тогда назывался?
- В каких случаях звучит гимн России?
К/ф «Ярослав Мудрый»
Продолжительность: 25 минут
Режиссёры: Александр Громов, Виктор Беляков
Возрастное ограничение: 12+
Фильм описывает жизненный путь Ярослава Мудрого, объясняя, почему его правление называют «золотым веком» Древней Руси. Зрители узнают, какими качествами обладал князь, оставивший глубокий след в истории Отечества.
Вопросы для обсуждения:
- Как Ярослав крестил язычников?
- В каком городе княжил Ярослав?
- Какие события подтолкнули Ярослава к созданию первого свода законов?
- Как называется первый письменный свод законов Древней Руси? Какие правила он содержал?
- Какие ключевые события правления Ярослава Мудрого вы можете назвать?
- Почему Ярослава прозвали Мудрым?
К/ф «Петр Первый: Последний царь – Первый император»
Продолжительность: 112 минут
Режиссёр: Андрей Кравчук
Возрастное ограничение: 12+
Фильм иллюстрирует судьбу Петра I и его значительные достижения: битву за Азов, Полтавскую битву, строительство Санкт-Петербурга и другие важные события.
Картина не только знакомит с личностью Петра Великого, но и учит уважению к истории Родины, прививает патриотизм и показывает пример целеустремлённости.
Вопросы для обсуждения:
- Какова основная мысль фильма?
- Какие качества помогли Петру стать Великим?
- Какие уроки вы могли бы извлечь из его жизни?
К/ф «Иван Грозный»
Продолжительность: 103 минуты каждая серия
Режиссёр: Сергей Эйзенштейн
Возрастное ограничение: 12+
Фильм рассказывает об эпохе XVI века и о личности Ивана IV, объединившего Русь и создавшего сильную вертикаль власти.
Картина воспитывает интерес к истории России, её тысячелетнему пути и укреплению государственного управления.
Вопросы для обсуждения:
- Какие события XVI века вас заинтересовали? Почему?
- Как личные качества Ивана IV помогли ему объединить страну?
- Какой смысл заложен в названии второй части фильма «Боярский заговор»?
- Что такое опричники, и какую роль они играли?
- Можно ли назвать Ивана Грозного противоречивой личностью? Почему?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.