Законы — это правила, которые помогают людям жить в мире и согласии. Они защищают наши права, помогают решать конфликты и поддерживать порядок. С самого детства важно объяснить ребенку, что законы создаются не просто так, а чтобы сделать нашу жизнь безопасной.

Объясните, что правила помогают людям лучше понимать друг друга и уважать чужие интересы. Например, в семье есть свои «законы»: режим дня, распределение обязанностей, общие традиции. Также и в обществе — без правил жить было бы сложно.

Расскажите детям о великих людях, которые сыграли важную роль в создании законов. Начните с Ярослава Мудрого, первого русского законодателя, составившего «Русскую Правду». Это был свод правил, который помогал княжествам мирно решать споры. Покажите, как стремление Ярослава к справедливости сделало его имя символом мудрости.

Перенеситесь в XIX век, когда Михаил Михайлович Сперанский, выдающийся реформатор, работал над систематизацией законов Российской империи. Расскажите, как он стремился сделать правовую систему понятной и доступной, чтобы законы были справедливыми для всех.

Упомяните и Петра Аркадьевича Столыпина — человека, который реформировал общество, создавая условия для процветания деревни. Он понимал, что для улучшения жизни людей нужны не только законы, но и их грамотное исполнение.

Попросите ребенка задуматься: почему так важно, чтобы законы были понятными? Вспомните случай, когда соблюдение правила помогло вам или вашей семье. Например, как закон об обязательном пристегивании ремней безопасности спас чью-то жизнь. Или расскажите о том, как вы, возможно, помогли разрешить спор, руководствуясь правилами справедливости.

Вопросы для обсуждения с детьми в зависимости от возраста:

Младшие школьники (1–4 класс):

  • Что такое правила и зачем они нужны?
  • Какие правила есть в школе?
  • Как ты думаешь, что будет, если никто не будет соблюдать правила?

Средние школьники (5–8 класс):

  • Почему важно соблюдать законы?
  • Как ты думаешь, сложно ли создать справедливый закон?
  • Какие качества нужны человеку, чтобы писать законы?

Старшие школьники (9–11 класс):

  • Как законы помогают развиваться обществу?
  • Почему важно, чтобы законы были одинаково справедливы для всех?
  • Как ты считаешь, можно ли изменить мир, создавая справедливые законы?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги

Бабенко М. Конституция Российской Федерации для детей с поправками 2020 года. — М.: АСТ, 2020. — 91 с.

Рекомендуемый возраст: 6+
В наглядной, доступной, иллюстрированной форме излагаются положения и объяснения статей Конституции Российской Федерации.
Книга формирует уважение к государству, гражданское самосознание, понимание основ государственной власти в Российской Федерации, функций и ролей исполнительной, судебной и законодательной власти, а также деятельности Президента Российской Федерации.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие права и обязанности есть у граждан России?
  2. Чем отличаются права от обязанностей?
  3. Какие суды занимаются защитой конституционного строя, прав и свобод?
  4. Кто может стать депутатом Государственной Думы Российской Федерации?
  5. С какого возраста можно стать Президентом Российской Федерации?

Я — гражданин России / авт. текста Н.А. Андрианова. — Москва: Эксмо, 2016. — 240 с.

Рекомендуемый возраст: 6+
Никанор Евграфович Правоведов — проводник читателя в мир истории и устройства Российского государства, его символов, достижений и перспектив. Рассказы об образовании, военном ведомстве, природе, религии и верованиях, народах, открытиях, основных документах государства и гражданина, ценностях и достижениях в литературе, культуре, искусстве, науке и технике помогут сформировать у читателя чувство гордости за свою страну и наполнят его новыми знаниями.
Книга в доступной и увлекательной форме способствует формированию гражданственности, чувства патриотизма и гордости за свою страну.

Вопросы для обсуждения:

  1. Кого в книге называют «радетели наших интересов»? В чем заключается их работа?
  2. В чем состоит работа судьи? Какое качество является главным для работы суда?
  3. Какой главный документ у гражданина Российской Федерации? В каком возрасте ты его получишь?
  4. Назови главный документ страны. Что в нем содержится?

Конституция для детей / Ася Серебренко. — Москва: Эксмо, 2015. — 112 с.

Рекомендуемый возраст: 8+
Книга в наглядной, доступной и увлекательной форме знакомит читателей с содержанием Конституции Российской Федерации. Прекрасно иллюстрированное издание акцентирует внимание на понятных житейских ситуациях, в которых основной закон страны защищает права и обязанности каждого гражданина, включая детей.
Каждая из статей Конституции раскрывается через жизненные ситуации в семье Алисы и Темы, их родителей, а также бабушки и дедушки. Подробно представлено содержание статей об охране окружающей среды, свободе творчества, праве на образование, неприкосновенности жилища, тайне переписки, равенстве прав и свобод мужчины и женщины и других.
Книга способствует формированию высокой гражданской сознательности, ответственного и бережного отношения к государству, способствует росту знаний юных граждан о Конституции Российской Федерации, правах и обязанностях.

Вопросы для обсуждения:

  1. В книге говорится о разделении властей. Как ты думаешь, может ли какая-то власть быть главнее остальных? Обоснуй свой ответ.
  2. Можно ли нарушать права других людей? Почему это недопустимо?
  3. Конституция Российской Федерации утверждает, что каждый имеет право пользоваться родным языком. Может быть, лучше было бы, чтобы все говорили на одном языке? Подумай, что бы мы приобрели, а чего лишились в таком случае?
  4. Почему в Конституции сказано, что только с 18 лет гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? Приведи аргументы.
  5. Порядок официального использования государственного флага, герба и гимна устанавливается федеральным конституционным законом. Как ты думаешь, почему?

Данилов О. Д. …Именем закона!: Научно-художественная книга. — Л.: Дет. лит., 1990. — 238 с.

Рекомендуемый возраст: 14+

В увлекательной форме в книге раскрывается не только процесс формирования законодательства и всей системы права в целом, но и разбираются конкретные случаи нарушения закона и способы профилактики правонарушений. Бытовые, житейские, рядовые ситуации рассматриваются с точки зрения права. Оказывается, что такие юридические принципы, как “презумпция невиновности”, “сила закона”, честность, добросовестность, ответственность — это не пустые слова, а основы, которые организуют жизнь людей в коллективе, семье, труде, общественных местах.

Часть повествования ведется от имени молодого студента-журналиста, который, в поисках интересных сюжетов, похожих на кинофильмы, оказывается на практике в районном отделе милиции. В ходе практики он сталкивается с рутинной работой органов охраны правопорядка, воплощающих силу закона. Студент убеждается, что в реальной жизни столь серьезная работа по соблюдению закона лишь отдаленно напоминает киносценарии.

Другая часть книги содержит повествование от имени Закона, Времени и Человека. Эти абстрактные герои ведут читателя сквозь время и обстоятельства к осознанию того, что закон суров, способен изменяться, но всегда стоит на страже подлинных интересов человека.

Вопросы для обсуждения:

  1. Книга написана около 30 лет назад. Есть ли в ней ситуации, которые вам кажутся вполне реальными и в наши дни? Какие это ситуации?
  2. Почему автор с прописной буквы пишет Закон, Время и Человек? Что он хочет этим сказать читателю?
  3. На стр. 49 ведется дискуссия о том, касается ли Закон простого человека или Просто Человека. Что вы об этом думаете? Это имеет значение?
  4. Разбирая случай в коммунальной квартире со скандальной соседкой, автор делает заключение, что вскоре все люди будут жить в отдельных квартирах. Однако избавило ли это людей от грубости и хамства? Закон справедлив, он на стороне честных людей. Но что еще необходимо для мира с соседями?
  5. Время говорит Человеку, что самые важные в соблюдении Закона — это неравнодушные люди, каждый конкретный человек. Что вы об этом думаете? Это справедливое утверждение? Приведите аргументы.

Голованова М. П. Герб, флаг, гимн России: Научно-популярное издание для детей. — М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2005. — 48 с.

Рекомендуемый возраст: 12+

Прекрасно иллюстрированное издание рассказывает не только о символах государственной власти в современной России, но и дает их полноценную историческую ретроспективу. Раскрываются символика, процесс становления и оформления символов государственной власти в России.

В книге содержатся многочисленные иллюстрации и сведения о геральдике. Кроме символов российского государства, представлены гербы, флаги и гимны других стран, сопровождаемые краткой исторической ретроспективой. Тончайшее искусство геральдики увлечет читателя и сформирует уважение и понимание глубинных смыслов символов государственной власти в России.

Книга формирует гражданственность, уважение к символам государственной власти, понимание их значений и истории.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему геральдику авторы определяют как тончайшее искусство?
  2. В истории российского государства было несколько гимнов. Какие общие слова содержатся в текстах гимнов России?
  3. С какими странами в гербах, флагах, наградах есть общие элементы у символов российского государства?
  4. Почему государство обязательно имеет символы власти?
  5. Порядок официального использования символов государственной власти закрепляется федеральным законом. Почему? Для чего это положение содержится в Конституции РФ?

Крашенинников П. В. История российских Конституций. — М.: ЭКСМО, 2020. — 224 с.

Рекомендуемый возраст:
16+

Аннотация:
История отечественных Конституций — это череда изменений, которые отражают развитие нашей страны. Каждая из них знаменовала собой новый этап в жизни государства, ведь потребность в переменах, как правило, возникает после масштабных событий общественно-политического характера. История, причины изменений, их отражение в жизни общества, а также детализация изменений Конституции находятся в центре внимания автора — известного правоведа, юриста, политического деятеля и депутата Государственной Думы РФ.

Книга формирует глубокие и устойчивые знания о Конституции РФ, способствует развитию ответственной гражданской позиции, повышает авторитет государства и Родины, а также уровень правовой культуры, патриотизма и гражданской сознательности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Изменения в Конституции страны вы рассматриваете как случайный или закономерный процесс? Опираясь на содержание книги и исторические факты, аргументируйте свою позицию.
  2. Паритет прав и обязанностей граждан отражён в Конституции. Назовите статьи, в положениях которых это прямо выражено.
  3. На ваш взгляд, что является самым сложным в законотворческом процессе? Проявляется ли эта сложность при изменениях в Конституции в любой исторический период, или трудности законотворчества зависят от конкретных исторических условий?

Мультфильмы / Фильмы 

Сайт kids.kremlin.ru доходчиво, занимательно и кратко расскажет школьникам и студентам о демократическом институте президентства, символах нашего государства, истории власти в России и месте работы Президента – Московском Кремле. А по ссылке http://kids.kremlin.ru/russia/constitution/ можно узнать, что такое Конституция, как и когда она появилась, какая информация в ней содержится, а также многое другое.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, почему, соблюдая правила и законы, человек находится в большей безопасности, чем нарушая их? Давайте обсудим.
  • Как вы понимаете, зачем обществу нужен такой документ, как Конституция? Как она помогает людям?
  • Что такое права? А что такое обязанности? Как знание и соблюдение прав и обязанностей создают баланс в государственном устройстве?

М/ф «Главный закон страны»

Продолжительность: 2 минуты
Производство: Департамент образования и науки города Москвы
Возрастное ограничение: 6+

Основной закон нашей страны – Конституция. Об этом и многом другом рассказывает герой мультфильма Енотик. Он объясняет, когда в России празднуется День Конституции и чему посвящён этот праздник, как жили люди до появления законов, и почему Конституцию называют главным законом нашего государства.

Вопросы для обсуждения:

  • Какого числа отмечается День Конституции в России?
  • Зачем нужны законы?
  • Как называется первый письменный свод законов Древней Руси? Во времена какого князя он был принят? Как в те времена люди узнавали законы?
  • Как называется основной закон нашей страны сегодня? Какие правила в нём содержатся?

«Символы России» (Документальный фильм)

Ссылка: https://1tv.ru
Фильм рассказывает о главных символах нашей страны: гербе, гимне и флаге. Вы узнаете, когда день рождения Российского флага и кто его учредил, сколько корон на голове двуглавого орла на государственном гербе, в чьих руках находятся скипетр и держава и почему именно так.

Вопросы для обсуждения:

  • Когда и кем впервые был учреждён Российский флаг?
  • Что означают цвета Российского флага?
  • Каковы основные этапы истории Российского флага?
  • Когда и при каком царе впервые появился символ двуглавого орла? Что он означал?
  • Что символизируют короны на голове орла, скипетр и держава?
  • Когда и как впервые прозвучал гимн России? Как он тогда назывался?
  • В каких случаях звучит гимн России?

К/ф «Ярослав Мудрый»

Продолжительность: 25 минут
Режиссёры: Александр Громов, Виктор Беляков
Возрастное ограничение: 12+

Фильм описывает жизненный путь Ярослава Мудрого, объясняя, почему его правление называют «золотым веком» Древней Руси. Зрители узнают, какими качествами обладал князь, оставивший глубокий след в истории Отечества.

Вопросы для обсуждения:

  • Как Ярослав крестил язычников?
  • В каком городе княжил Ярослав?
  • Какие события подтолкнули Ярослава к созданию первого свода законов?
  • Как называется первый письменный свод законов Древней Руси? Какие правила он содержал?
  • Какие ключевые события правления Ярослава Мудрого вы можете назвать?
  • Почему Ярослава прозвали Мудрым?

К/ф «Петр Первый: Последний царь – Первый император»

Продолжительность: 112 минут
Режиссёр: Андрей Кравчук
Возрастное ограничение: 12+

Фильм иллюстрирует судьбу Петра I и его значительные достижения: битву за Азов, Полтавскую битву, строительство Санкт-Петербурга и другие важные события.

Картина не только знакомит с личностью Петра Великого, но и учит уважению к истории Родины, прививает патриотизм и показывает пример целеустремлённости.

Вопросы для обсуждения:

  • Какова основная мысль фильма?
  • Какие качества помогли Петру стать Великим?
  • Какие уроки вы могли бы извлечь из его жизни?

К/ф «Иван Грозный»

Продолжительность: 103 минуты каждая серия
Режиссёр: Сергей Эйзенштейн
Возрастное ограничение: 12+

Фильм рассказывает об эпохе XVI века и о личности Ивана IV, объединившего Русь и создавшего сильную вертикаль власти.

Картина воспитывает интерес к истории России, её тысячелетнему пути и укреплению государственного управления.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие события XVI века вас заинтересовали? Почему?
  • Как личные качества Ивана IV помогли ему объединить страну?
  • Какой смысл заложен в названии второй части фильма «Боярский заговор»?
  • Что такое опричники, и какую роль они играли?
  • Можно ли назвать Ивана Грозного противоречивой личностью? Почему?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта. 



306 просмотров