Учителя — профессиональная группа, которая любит много работать и постоянно самосовершенствоваться. Это вызывает только уважение. Но также означает, что педагоги чаще, чем другие специалисты, становятся жертвами перфекционизма, не успевают восстанавливать силы и, как следствие, переживают состояние выгорания. Осложняет ситуацию наличие давления и ожиданий сразу с двух сторон: не только от руководства, но и от родителей учеников.
Прозвенел будильник, и вместо радости от грядущих дел вы чувствуете усталость с самого утра. Не успеваете запомнить, что съели на завтрак, да и еда перестала приносить вам удовольствие. В школе замечаете, что стараетесь избегать общения с коллегами. Уроки проносятся один за другим, и вместо привычного интереса ощущаете скуку от происходящего. Текущие задания от руководства вызывают чрезмерное внутреннее напряжение. Вы приходите домой, и вашей энергии хватает, только чтобы проверить тетради и лечь спать. Если что-то из этого сценария вам знакомо, возможно, вы переживаете состояние профессионального выгорания.
Учитель — прекрасная профессия. Преподавать — это воспитывать, воодушевлять, помогая молодым умам строить их настоящую и будущую жизнь. Но иногда этот труд перестает приносить вдохновение, и учитель, кроме как утомительной и неблагодарной, свою деятельность не воспринимает. Статистика не благосклонна: педагоги все чаще испытывают те или иные симптомы выгорания, порой — до «ухода из профессии». По данным исследования «Образовательной инициативы Яндекса», в котором приняли участие 38 000 преподавателей из разных регионов России, 75% отмечают у себя симптомы профессионального выгорания, а 38% из них находятся в его острой фазе.
Что такое выгорание у учителей, по мнению современной науки?
Профессиональное выгорание — это не просто ощущение усталости. Оно описывается психологами как состояние хронического стресса, обусловленного особенностями профессиональной деятельности, которое приводит к физическому и эмоциональному истощению, цинизму по отношению к другим, отстраненности, чувству неэффективности и недостатка собственных достижений.
Для учителя профессия — часть него. И он зачастую забывает, что он сам — гораздо больше, чем его работа. Безусловно, профессиональная деятельность становится частью нашей личности, но важно не забывать и про другие роли в жизни, которые требуют внимания и заботы.
Как вовремя понять, что выгорание «уже близко»?
Конечно, мы все ощущаем утомление после рабочего дня, но, если вы устали еще до того, как дошли до школы, стоит внимательнее прислушаться к себе.
Эмоциональное истощение как один из симптомов выгорания сопровождается проблемами с концентрацией внимания и забывчивостью. Повышенная тревожность, гнев по отношению к другим и себе — все это поводы сосредоточиться на своем состоянии. Также люди в состоянии выгорания отмечают проблемы со сном. Несмотря на сильную усталость после рабочего дня, они испытывают трудности с засыпанием.
Можно ли учителю избежать выгорания?
Не каждый педагог становится жертвой выгорания, но большинство в тот или иной период профессионального пути все же отмечают у себя какой-либо симптом.
— За 25 лет работы я не сталкивалась с профессиональным выгоранием, — делится учитель музыки школы No 187 Нижнего Новгорода Наталья Рябинина. — Бывали моменты усталости и эмоциональной опустошенности. Но это, скорее, было вызвано жизненными обстоятельствами, а не профессиональной деятельностью. Но никогда не было, чтобы не хотелось идти на работу, тем более желания уйти из педагогики. У коллег своего возраста порой замечаю отдельные симптомы вроде агрессивного общения с учениками, но нечасто. Больше о выгорании говорят молодые педагоги. При каких-то трудностях и нагрузках они чаще испытывают желание уйти из школы. Нас изначально иначе учили и воспитывали. Мы привыкли, помимо полной нагрузки и классного руководства, и ремонт в классе делать, и другую работу. Когда я чувствую, что силы на исходе, позволяю себе себя же пожалеть, а потом думаю, как могу разнообразить свою деятельность и с ребятами, и вне школьных стен.
Главный секрет — жизненный баланс. Понимание, что профессия не вся жизнь. К счастью, «культ трудоголизма» постепенно сходит на нет, и умение держать равновесие между работой и отдыхом становится важным профессиональным качеством.
Второе, о чем важно помнить учителю, — зона личной ответственности. Не будет лишним задавать себе время от времени вопрос: «Где заканчивается моя профессиональная ответственность и начинается ответственность ученика и его родителей?» Педагог, который считает себя ответственным за все проблемы детей и взваливает на себя неподъемную ношу, испытывает неудовлетворенность от своей работы.
И третье, но не менее важное — умение выстраивать границы. Границы в общении и способность говорить «нет». И границы в нагрузке, которую учитель готов на себя брать, а от какой для него лучше отказаться.
Как можно помочь себе уже сейчас?
Разговаривайте, поделитесь с близким, который не склонен к оценкам и советам, своими переживаниями. Возможно, это будет коллега и вы найдете в нем единомышленника, который тоже пытается не допустить выгорания.
После чего вы чувствуете себя отдохнувшим и наполненным? Прогулка, чтение книги, поход по магазинам, занятия растяжкой, уход за растениями? У каждого список свой. Главное — знать, что наполняет вас энергией, и уделять любимым делам время. Желательно — не меньше, чем работе.
Пишите список дел, которые постоянно вертятся у вас в голове. Выпишите все, что нужно сделать, и равномерно распределите в течение недели. Не пытайтесь успеть все за один день. Позвольте себе насладиться работой, а не бежать по плану, словно олимпийскую стометровую дистанцию.
Мы склонны оценивать день по самому плохому из всего, что в течение него произошло. И из-за этого нам кажется, что все идет не так. Если в конце рабочего дня вы ощущаете разочарование, ответьте себе на вопрос: «Что именно меня так расстроило?» Тогда вы поймете, что ваше внимание сосредоточено на проблеме и не замечает того хорошего, что случилось с вами за день.
Как бы ни было заманчиво работать над собой и помогать себе самому, иногда самое эффективное — отдохнуть, восстановиться и обратиться за помощью.