freepik.com

Любому учителю порой приходится входить в совершенно новый класс. А иногда и сами дети лишь первого сентября впервые знакомятся друг с другом. И не всегда это первоклашки. Иногда новыми оказываются, например, профильные классы или классы во вновь открывшейся школе. В таких случаях знакомство между детьми можно провести неформально, используя специальные игры.

В игре каждый ребенок может проявить себя, получить опыт эмоциональных переживаний, понять, что такое, когда ты радуешься успеху другого человека, проявляешь поддержку, сопереживание другому. В этом тексте вы найдете список игр, которые учитель может использовать при работе с детьми разных возрастов.

Начальные классы

«Алфавит». Учитель называет буквы алфавита. Дети, чьи имена начинаются на соответствующую букву, встают и представляются.

«Тезка». После игры «Алфавит» учитель предлагает ученикам с одинаковыми именами объединиться в группы. Школьники с редкими именами могут образовать свою группу или даже две, а затем каждой группе нужно придумать название и подготовить краткий рассказ о своей команде.

«Цепочка». Дети по цепочке называют свое имя и качество, начинающееся на первую букву имени. Например, Денис — добрый, Маша — мечтательная и так далее. Повторяться нельзя.

«Здравствуй, друг!». Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая — внешний. Стоящие во внутреннем кругу поворачиваются лицом к стоящим во внешнем кругу, образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами:

  • Здравствуй, друг! (жмут друг другу руки)
  • Как ты тут? (хлопают правой рукой по левому плечу партнера)
  • Где ты был? (осторожно треплют ухо)
  • Я скучал! (складывают руки на груди)
  • Ты пришел! (разводят руками в стороны)
  • Хорошо! (обнимаются)

Затем, стоящие во внешнем кругу делают шаг в одну сторону, тем самым, производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.

«Чей голосок». Эта игра позволит игрокам узнать друг друга получше. Выбирается водящий. Он отходит в сторону, а играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами:

  • Мы собрались дружно в круг
  • Повернулись разом вдруг,
  • А как только скажем:
  • «Скок, скок, скок» (эти слова произносит один игрок)
  • Отгадай, чей голосок.

Водящий открывает глаза и отгадывает, кто подал голос. Если ему это удалось, он меняется с говорившим местами. Если нет, игра начинается снова.

Средние и старшие классы

«Интервью». Детей разделяют по парам и просят взять друг у друга интервью. Затем каждый ученик пишет небольшой рассказ о своем собеседнике и презентует его. 

«Снежный ком». Игра уже стала классикой, в ней легко и непринужденно знакомятся дети всех возрастов. Правила «Снежного кома» просты: ребята встают в большой круг. Ведущий громко говорит свое имя. Следующий ребенок повторяет его, затем называет свое. Стоящий за ним участник называет три имени: воспитателя, соседа, собственное имя. Игроку, находящемуся в конце круга, предстоит сложная задача: он должен перечислить имена всех участников «Снежного кома».

«Молекулы». Когда ведущий произносит слова «Молекулы — хаос», все участники хаотично движутся по комнате. При словах «Атомы в молекулы по … (произносит любую цифру)» быстро образуют группы из того количества человек, которое назвал ведущий.

Игру можно дополнить заданиями, которые выполняются в минигруппах. Например:

  • познакомьтесь с тем, кого вы еще не знаете;
  • скажите, с чего началось ваше утро;
  • расскажите, какое у вас сейчас настроение;
  • сделайте соседу справа комплимент.

«Кто это?». Игра помогает закрепить в памяти уже известные имена одноклассников. Ребята садятся в круг. Каждый участник называет свое имя. Затем предложите игрокам как следует рассмотреть друг друга и запомнить, как и кто выглядит. Один игрок выходит из круга и становится спиной к группе. Кто-нибудь из детей начинает описывать одного из участников: «Рост этого человека приблизительно 1 м 70 см… у него черные полуботинки на высокой платформе… сидя на стуле, он держится очень прямо… » (описание может быть произвольным по форме и содержанию.) Игрок, стоящий спиной к группе, пытается догадаться о ком идет речь. Если это удалось, то ведущим становится именно тот, кого загадали.

«Доверие». Это универсальная игра, которую можно использовать в коллективе любого возраста. Она позволяет детям научиться заботиться друг о друге и проявлять ответственность. Участники делятся на пары. Одному игроку завязываются глаза, а другой должен провести его через комнату, в которой предварительно подготовлены различные препятствия — стулья, парты и т.д. Задача — перевести игрока с завязанными глазами из одного конца комнаты в другой, не задев препятствия и не столкнувшись с другими игроками. В процессе игры можно использовать голосовые подсказки или же только жесты, выбор за вами. После окончания игры люди меняются. После того, как каждый побыл в разной роли можно устроить коллективное обсуждение, кто как себя чувствовал, что понял из игры.

397 просмотров