freepik.com

Знание истории своей страны — важный этап формирования личности. И знание это заключается не только в заучивании дат и очередности правления царей. Каждая теперь уже историческая дата, каждое событие стали возможными благодаря людям с их ценностями, идеалами. Даже маленькие дети способны понять, кто такой герой и что такое героизм, поэтому в воспитательном процессе важно знакомить их с личностями, которые сделали нашу историю великой. Каждый из этих людей, будь то великий ученый или доктор, космонавт или педагог, солдат, внесший свой вклад в славные победы страны, или мальчишка, спасший тонущего друга, — герой нашей большой истории. Но к сожалению, в действительности жизнь выдающихся людей не всегда заканчивается славой и триумфом. Кто-то и вовсе звание героя обретает посмертно. Поэтому к этой непростой теме стоит подходить деликатно, чтобы путь героев вдохновлял, а не пугал.

К чему все эти нелегкие разговоры? 

Поднимать тему героизма в общении с ребенком необходимо, чтобы, прежде всего, донести до него, что нет ничего дороже человеческой жизни, и показать, что героем может стать обычный человек в непростых обстоятельствах, а не персонаж с суперспособностями из фильмов или книг, как детям часто кажется.

Защитник Отечества — это не обязательно офицер спецназа или военнослужащий. Родину может защищать инженер, который создает технику, оружие, самолеты. Или программист, который пишет программы и занимается вопросами государственной кибербезопасности. Или журналист, который рассказывает о событиях из горячей точки. Делая что-то во благо страны, ты уже проявляешь героизм, ведь защитник — это просто человек, который понимает, что Родина — это нечто большее, чем просто территория, на которой мы живём. Родина — это люди, — убежден Павел Решетов, куратор проекта КУОС ВПЦ «Вымпел». 

Конечно, слушая истории даже о реальных героях, вдохновляющие и трагические, мотивирующие и устрашающие, мальчишкам и девчонкам кажется, что это далеко от них. На такое могут решиться только взрослые, ведь они умные, сильные, смелые! Поэтому стоит приводить примеры, которые будут близки ребенку. Например, о подвигах его сверстников. Конечно, об этом говорить непросто, и хотелось бы, чтобы в детской жизни не было места подвигу. Но Всероссийская общественно-государственная инициатива «Горячее сердце» каждый год на протяжении девяти лет вносит подвиги маленьких героев в одноименную книгу.

Одной из таких героинь стала Василиса Тараненко. В июле 2021 года шестнадцатилетняя девушка услышала крики, раздававшиеся с горной речки Псекупс в городе Горячий Ключ. Двое детей купались, и младшего течение утащило на глубину. Мальчик испугался, стал звать на помощь своего товарища, но тому оказалось не под силу справиться со стихией. Тогда Василиса прямо в одежде бросилась в воду. Она подплыла к тонущему мальчишке, однако тот в панике только мешал своей спасительнице. Девушка начала уходить под воду, но ей удалось перехватить его и вытащить за плечи на мелководье. Времени на отдых не было — помощь срочно потребовалась второму ребенку, который сам не смог выбраться из опасного места и начал тонуть. Обессиленная Василиса второй раз бросилась в реку и спасла мальчика. Когда все было позади и двое спасенных ребят ушли домой, девушка призналась, что сама она плавать не умеет.

— Современной молодежи надо знать о героических поступках сверстников. Никто из заложников в Беслане не встал на колени перед этими нелюдями и не попросил пощады. Они просили террористов сложить оружие, отпустить заложников и даже этими словами уже совершили подвиг. Я всегда рассказываю детям, что три дня и две ночи заложники были без еды и воды. А после этого задаю вопрос: а как бы вы поступили? Смогли бы выдержать такое испытание? Важно подробно рассказать, что именно сделали герои, как себя проявили, и, конечно, дать понять, что они реальны, — говорит полковник, первый вице-президент Ассоциации Группы «Вымпел», участник спецоперации по освобождению заложников в Беслане Владимир Силантьев. — Рассказывая о тех событиях, я всегда включаю детям видеосюжет из новостей 18-летней давности, чтобы они понимали, в каком ужасе были все. Я рассказываю, как нас подняли по тревоге, выдали необходимое снаряжение и вооружение, отправили в Беслан и стали готовить спецоперацию по освобождению заложников. Все предпринимали попытки, чтобы разум у этих нелюдей возобладал над их эмоциями и планами. Но не вышло. Сейчас же мы помним имена героев, знаем их фамилии, а кто помнит террористов? Забвение — участь нелюдей.

Сердце человеческое

Обсуждая с детьми тему героизма и подвига, старайтесь не просто изложить определенные факты — затронуть душу. Для этого, помимо сути событий, важно обсудить роль того или иного человека в нем, попробовать вместе с ребенком представить себя на месте героя. Так у него возникнет ассоциация с человеком, который совершил большой поступок. Мальчишка или девчонка невольно станет проецировать его пример на себя и попробует понять, как нужно мыслить, чтобы решиться на это, какими ценностями и принципами руководствоваться.

— Рассказывая о захвате заложников в школе № 1 города Беслана, я всегда говорю о героях. Не только о тех, кто был при исполнении, но и об обычных мальчишках и девчонках, женщинах и мужчинах, которые были заложниками и тоже совершили подвиг, — делится Владимир Силантьев. — После рассказа я всегда спрашиваю: «А как бы вы поступили на их месте?». Некоторые сразу отвечают, другие начинают думать, часть детей отводят глаза. Важно проводить аналогию. Или же прошу представить детей ситуацию, что вы пришли первого сентября со своим папой в школу, а вас взяли в заложники, и через час папу убили. Можно ли после этого террористов назвать людьми? Пятиклассники эмоционально кричат, что нет. Старшеклассники задумываются и тихонько дают отрицательный ответ. Учите детей различать зло и героизм, правду и ложь.

Деликатными рассказами о судьбах таких людей и вопросами во время беседы вы даете детям не только новую информацию, но и пищу для размышлений. Беседуя о том или ином поступке, узнайте, что думает о нем ваш ребенок. А как бы он себя повел в этой же ситуации. Спросите, почему, по его мнению, герой поступил именно так, и были ли иные варианты. Какой считает правильным?

— Я очень надеюсь, что те слова, которые дети слышат от меня и других людей, они пропускают не только через свой разум, но и через свое сердце, ведь оно никогда не обманет. Не торопите детей, дайте время на размышление. В конце беседы я всегда задаю провокационный вопрос: «А знаете, сколько людей погибло в трагедии в Беслане?». Очень мало ребят имеют представление об этом. 334 человека! Спрашиваю их, а много ли это? Все отвечают, что да. Затем рассказываю про «Норд-Ост» и говорю, что там было 130 жертв. Опять задаю тот же вопрос. Все снова говорят «да». А затем я подвожу к тому, что даже один погибший человек — это уже много. Достучаться можно только через сердце, — убежден Владимир Силантьев.

Еще один способ донести до ребенка, что такое героизм, — создать ситуацию для осмысления.

— Я всегда прошу детей представить, что они играют в пейнтбол и им в спину начинают стрелять. Что делать в такой ситуации? Все правильно отвечают, что нужно искать прикрытие, окоп или здание, то есть постараться найти безопасное место подальше от врага. А дальше предлагаю представить, что наши сотрудники во время антитеррористической операции действовали наоборот. Сразу вижу непонимание. Начинаю объяснять, что, когда террористы стреляли в женщин и детей, которые выбегали из спортзала, их надо было как-то защитить, отвлечь боевиков. Поэтому наши офицеры выходили на открытое пространство, и если рядом был ребенок, то те своими телами его закрывали, уносили или уводили. Пуля прилетала в 100% случаев, — объясняет Владимир Силантьев. — Первым стал подполковник Дмитрий Александрович Разумовский. Его подвиг вдохновил других сотрудников, и они сделали то же самое. Он погиб, но память о нем вечна!

Обсуждая с дочкой или сыном тему героизма, важно объяснить, почему тот или иной поступок был совершен. И чаще всего причина лежит именно в ценностях человека.

— Герои совершают подвиги не за деньги, награды или другие привилегии. Никто про это не думает. Мы не камикадзе. У нас нет суперспособностей. Но мы офицеры, которые приняли присягу защищать свою Родину с честью. Совершая поступок, все понимают, что могут погибнуть. Но, когда мы видим, что умирают люди, у нас нет мыслей о себе. Надо спасти других, — говорит Владимир Силантьев.

Даже если ребенок не вдохновился историей или считает, что на месте героя можно было бы поступить иначе, не торопитесь его критиковать и не давите. На осмысление почти всех важных и сложных тем, к которым, безусловно, относится человеческий героизм, нужно время. Если вы видите от сына или дочери любую реакцию, значит, мыслительный процесс запущен, и постепенно мальчишка или девчонка проанализирует ситуацию, переберет в голове варианты поведения, соотнесет со своими ценностями и придет к определенным выводам, что мы и называем мировоззрением.

Среда обитания героев

Россия — родина героев. Для наших ребят не существует невыполнимых задач, тем более когда речь идет о безопасности мирного населения. Так, в 2016 году ветеранами Кремлевского полка, ветеранами группы специального назначения органов государственной безопасности «Вымпел» и других силовых структур Российской Федерации был создан Военно-патриотический центр «Вымпел». Сегодня это одна из ведущих организаций страны по патриотическому воспитанию детей и молодежи, которая занимается подготовкой инструкторского и преподавательского состава, созданием методической базы и программ патриотического воспитания.

— Военно-патриотический центр «Вымпел» имеет отделения в 43 регионах России и объединяет более 100 клубов, которые занимаются патриотической работой с детьми. В основе нашей деятельности лежит специально разработанная программа «Служу отечеству», которая включает в себя физическую подготовку, топографию, тактику, стрельбу, основы туристической подготовки. Большой блок в нашей работе — история и геополитика. Это нужно, чтобы дети понимали, что происходит в мире, почему случаются те или иные события, причем не только сегодня, но и ранее. Без понимания истории невозможно понимание сегодняшнего дня, — говорит Павел Решетов, куратор проекта КУОС ВПЦ «Вымпел».

Также, обсуждая тему героизма, важно затрагивать актуальные события, действия которых разворачиваются прямо сейчас. Российские военные эксперты в городе Чернобыле нашли лабораторию и ряд объектов, на которых подготавливали грязные бомбы. Применение такого оружия может привести к заражению огромной территории и бесчисленному количеству жертв. На предотвращение возможной катастрофы был отправлен отряд ОМОН «Арсенал» во главе с Андреем Фроленковым, полковником, героем России, заместителем начальника управления Росгвардии по Брянской области.

— Перед нами стояла задача взять этот объект в первый день, чтобы не дать противнику время на провокацию. Я выскочил на площадь перед административным зданием и понял, что на наш отряд смотрят сотни стволов, буквально в каждом окне был автоматчик, пулеметчик, снайпер или гранатометчик. Я понимал, что еще секунда и мы все погибнем, — вспоминает Андрей Фроленков.

Посмотрев в лицо смерти, командир принял решение, которого не ожидал никто, но каждый поддержал. Ведь главная цель — не допустить катастрофы любой ценой.

— Я снимаю шлем, кладу автомат, поднимаю две руки и начинаю диалог. Представился, сказал, что они окружены, и предложил сохранение их жизней в обмен на сдачу оружия. Тогда старший переглянулся со своими бойцами и решил сдаться, — рассказывает Андрей Анатольевич.

Знание психологии и точный расчет позволили Андрею Фроленкову, стоя под прицелом тысячи орудий, взять инициативу в свои руки. На самом деле станция не была окружена, а взятие объекта штурмом могло бы привести к необратимым последствиям.

— Дальше я начинаю командовать несуществующей армией и прошу прекратить штурм. После этих слов они начинают выходить изо всех зданий, и я понимаю, как же их много. Страх собственной смерти заставил противников сдать все и оставить попытки сопротивления. Гора из оружия получилась выше моего роста. Мы изъяли 1154 ствола и 19 единиц техники, — добавляет Андрей Анатольевич.

Поставленная задача была выполнена, а ядерная электростанция перешла под контроль без единого выстрела.

— Я хочу пожелать школьникам любить свою Родину. Даже если вы станете слесарем, токарем или выберете другую рабочую специальность, то уже это вы сделаете во благо Родины, в которой живут ваши семьи, ваши будущие дети, — подытожил Андрей Фроленков.

Можно долго дискутировать, является героизм врожденным или приобретенным качеством. Но, несомненно, в ребенке с детства можно и нужно воспитывать любовь к близким и Отечеству, ответственность за них, чувства справедливости и долга, честность, смелость, решительность. Эти качества в переломный момент и рождают героев и истинных сынов своей страны.

— Я считаю, что это качество воспитывается с детства. Тот же Дмитрий Разумовский учились на примерах ветеранов Великой Отечественной войны, а также у старших товарищей, прошедших Афганистан. Приведу пример из Бесланской школы. Одну девочку взрывом выбросило из спортзала, и когда бойцы начали возвращать ее к себе, она, наоборот, пыталась залезть обратно. Ее спросили, зачем она это делает. Оказалось, что у девчонки там остались мама и брат. Я считаю, что именно семья определяет, как ребенок относится к героизму. Такое не воспитывается абстрактно — только на примере, — объясняет Павел Решетов. — Сегодня, когда просишь детей назвать героев России, часто в ответ тишина. Но стоит попросить назвать имя артиста — лес рук. Произошел перекос, который только мы можем исправить. 

579 просмотров