Часто мы слышим от взрослых, что современные дети ленивы, не хотят и не умеют трудиться. И в этом вина именно ребенка, так как он «таким родился». Но эти взрослые не задумываются о том, что трудолюбие – это не врожденное качество. Его можно и нужно воспитывать. Как это сделать? Давайте разбираться.
Самое главное правило – начинать надо с себя.
Дети копируют поведение родителей и тех людей, которые их окружают. Часто это бывает неосознанно. Поэтому если вы хотите приучить своего ребенка к труду – показывайте ему на своем примере, что значит уметь трудиться. Когда родители сами трудолюбивы и ребенок растет в доме, где отношение к труду уважительное, то и во взрослой жизни у детей не будет проблем с этим.
Психологи говорят, что начинать приучать ребенка к труду можно уже в возрасте 2,5-3-х лет. Для дошкольника хорошо подойдет формат игры. Это могут быть игрушечные бытовые приборы – пылесос, инструменты, стиральная машина и пр., играя в которые, ребенок будет опять же подражать вам. Можно использовать такую игру, где участникам необходимо убрать игрушки, например, спасая их от злого колдуна. Еще интересный вариант игры: кто быстрее расставит все по местам – родитель убирает одну половину комнаты, ребенок другую. Расскажите ребенку сказку или историю, в которой герои трудятся, и это приносит им пользу и радость. Нарисуйте комикс вместе с малышом или просто рисунок чистой и грязной комнаты. Пусть он решит, какая комната лучше.
Часто у маленьких детей возникает желание самим помыть посуду, например.
Но родители боятся, что малыш разольет воду или намусорит, и запрещают ему это делать.
Это неправильная позиция. Такие действия отобьют у ребенка охоту браться за какие-то домашние дела, обидят его. Наоборот, если такой порыв появился, помогите вашему чаду справиться с задачей – покажите, куда расставить чистую посуду, какое количество жидкости для мытья посуды лучше использовать, чтобы не переборщить и пр. Да, с первого раза все сразу не получится, и маме придется потратить время на уборку после такой «помощи». Зато потом домашняя работа не будет казаться ребенку обузой, а дела будут делаться как само собой разумеющееся.
Если папа или дедушка на даче мастерит что-то из досок (лавочку или скворечник), попросите сына помочь. Конечно, нужно позаботиться о безопасности и не давать ребенку такое задание, которое может привести к травмам или ушибам. Но принести гвозди, подержать ровно доску или даже просверлить нужное отверстие (под руководством взрослого) можно доверить и ребенку. Чем он старше, тем сложнее и ответственнее будет задание.
Ребенок – такой же полноценный член семьи, как и вы.
Привлекайте его к обсуждению и планированию трудовых задач. Начали делать ремонт? Обсудите все вместе, с чего начать и кто из членов семьи на каком этапе сможет помогать. Подросток вполне может клеить обои. А если он сам их выбирал – ему будет вдвойне приятно. Младший школьник сможет покрасить стену, например, или помочь собрать мебель.
Еще один важный аспект, на который стоит обратить особое внимание – это то, как родители относятся к помощи ребенка и участию его в бытовых делах. Домашние обязанности – это естественный нормальный факт. Не позиционируйте их как что-то из ряда вон выходящее, не акцентируйте особое внимание. Точно также не стоит делить обязанности на мужские и женские. Папа может помыть посуду или протереть пыль – ничего зазорного в этом нет. При таком отношении и сын будет спокойно помогать маме.
Не забывайте хвалить ребенка за помощь, благодарить его. Но не стоит каждый раз поощрять его какими-то подарками, сладостями или деньгами, иначе это будет выглядеть как плата и в дальнейшем он перестанет что-либо делать просто-то так, а будет только искать выгоду для себя. Такие ситуации допустимы как разовые акции, если в каком-то конкретном случае вам захотелось отблагодарить сына или дочь. Тогда лучше пусть это будет что-то нематериальное – совместный поход в кино или на концерт, поездка за город и пр.
В некоторых домах все обязанности четко распределены между членами семьи. При таком раскладе каждый понимает, когда и что ему нужно сделать, и может сам спланировать свое время. Когда есть определенная система, под нее всегда проще подстроиться. Представьте ситуацию: дочь читает интересную книгу или увлеченно болтает с подругой. В это время заходит мама и просит срочно убрать высушенные вещи и разложить их по местам, так как ей нужно развесить на сушилку новые постиранные вещи. Какой будет реакция девочки? Она скорее всего разозлится, что ее отвлекли от интересного дела. Но если бы мама заранее ее предупредила, что будет утром стирать и ей понадобится сушилка, дочь могла бы спланировать время так, чтобы всем было удобно.
Если ребенок вдруг разленился и не хочет вам помогать, не стоит сразу ругать его.
Во-первых, у нас у всех бывает такое настроение, когда хочется ничего не делать. Оно временное. Дайте сыну или дочери передышку. Пусть это будет полчаса или час, или даже целый день! Бывает, что ребенок устал в школе или волнуется перед предстоящим экзаменом – ситуации бывают разные, давайте будем учитывать их. Родителям желательно быть благосклонными, спокойными и терпеливыми. Только таким образом они добьются от ребёнка хорошего результата. Во-вторых, можно не ругать, а ласково пригласить к действиям. С малышами хорошо работает игра, при которой мама притворяется слабой и ей необходима суперсила ее помощника, чтобы расставить вещи по местам. Дети очень быстро включаются в такие игры. Важно помнить, что труд – это не наказание, он не должен ассоциироваться с обидой и гневом.
Нельзя забывать, что все дети разные. Не равняйте свое чадо на других. Кто-то более медлительный, кто-то менее собранный. Кому-то нужна долгая «раскачка», чтобы взяться за дело, а кто-то спешит все сделать и поскорее освободиться. Учитывайте особенности именно вашего ребенка, и предлагайте ему дела с учетом его характера и темперамента. Важен прогресс ребенка относительно себя самого. Найдите для ребенка те обязанности, которые не будут для него обузой. Бывает, что девочка не любит мыть посуду, зато готова перегладить все белье в доме. Так пусть она это и делает, если всех устраивает такой вариант. Ищите компромиссы – от этого всем станет проще.
Часто можно услышать от взрослых, что у них нет необходимости перекладывать на детей домашние обязанности, так как их ребенок не планирует в будущем выполнять сам эту работу. Надо понимать, что мы, в первую очередь, приучаем детей к помощи по дому не для того, чтобы освободить себя от этой работы. Смысл заключается в том, что на примере этих обязанностей у ребенка вырабатывается умение трудиться, чувство ответственности и понимания, что за свою жизнь он отвечает сам. Именно в труде воспитываются в ребенке дисциплинированность, инициатива, самостоятельность, успешность. А также только когда человек сам начинает трудиться, он может оценить тот вклад в его жизнь, который делают его родители и окружающие люди.