freepik.com

Предлагаем правила, разработанные педагогом Ш. А. Амонашвили, которые помогут вам выстроить образовательный процесс, в котором каждый ребенок будет чувствовать себя ценным, любимым и способным на великие свершения.

  1. Проявляйте живой интерес к жизни ребенка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям, при необходимости содействуйте, помогайте, выражайте ему «сорадость», сочувствие.
  2. Общайтесь с ребенком как со взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания.
  3. Делайте день рождения каждого ребенка праздником в классе, высказывайте ему пожелания, преподносите ему в подарок уроки, рисунки, сочинения о нем, давайте ему почувствовать, как его любят, уважают учитель и товарищи, каких успехов они от него ждут.
  4. Устанавливайте с каждым ребенком личные, доверительные отношения.
  5. Вызывайте доверие и искренность ребенка к вам вашей доверительностью и искренностью к нему.
  6. Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.
  7. Говорите с детьми спокойным, располагающим к себе голосом и экспрессией. Свою раздражительность поведением ребенка выражайте ноткой намека на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нем более высокое представление.
  8. Выражайте живой интерес к увлечениям (хобби) отдельных детей (собирание марок, открыток, составление альбомов и т. д.), участвуйте в них.
  9. Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребенок совершает достойный поступок, проявляет смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно.
  10. Поощряйте творческую деятельность детей, помогайте им писать пьесы, оформлять их художественно и музыкально, готовить утренники, выступать со своей самодеятельностью перед родителями, другими учениками, детсадовцами.
  11. Научите детей выпускать собственные книжки с рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т. д., интересуйтесь этими книжками, читайте их, берите их с разрешения автора показать своим коллегам.
  12. Предлагайте детям стать художниками книжек с рассказами, стихами, сочинениями, сказками, напечатанными на листках, которые следует сложить и сшить, оформить обложки, нарисовать в них картины по содержанию произведения, а также объяснить слова, поставить вопросы к тексту.
  13. Извиняйтесь перед ребенком, если по какой-то причине не можете сразу ответить на познавательный вопрос, с которым он обращается к вам, объясните причину откровенно, скажите, что дадите ответ через несколько дней, и не забудьте выполнить обещание.
  14. Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей.
  15. Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка ребенка, по поводу достижения успеха в учении, по любому значительному поводу, достойному одобрения.
  16. Предлагайте родителям присутствовать на уроках.
  17. Делайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте каждый урок.
  18. Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий, принимайте во внимание пожелания детей по содержанию урока.
  19. Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, высказывать свое мнение по поводу того или иного метода, задания и т. д., применяемых вами с целью апробирования.
  20. Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, спорить, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию, относитесь к мыслям, утверждениям, оценочным суждениям, отношениям и т. д. детей серьезно.
  21. Провоцируйте дискуссии с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что не дали вам углубиться в своем заблуждении.
  22. Учите детей этично высказываться и доказывать свое мнение, спорить.
  23. Поощряйте поисковую, исследовательскую активность детей, отдельного ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.
  24. Учите детей думать, проявляйте свое поощрительное отношение к детям, умеющим думать, размышлять, обдумывать.
  25. Размышляйте вслух сами, чтобы давать образцы, как думать, как искать решение задачи, как обсуждать, оценивать.
  26. Чаще предлагайте детям письменные работы с размышлениями о самих себе, о своих взаимоотношениях с окружающими людьми, отношении их к ребенку.
  27. Подчеркнуто уважайте право ребенка оберегать свое спокойствие от шума и другого рода раздражений при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы.
  28. Призывайте детей самих находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные самими ошибки в дальнейшем не считайте за ошибки.
  29. Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы, задачи и задания.
  30. Пользуйтесь способом преднамеренного допущения вами ошибок, дайте детям возможность обнаруживать и исправлять их, благодарите детей за содействие.
  31. Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.
  32. Помогайте ребенку превзойти самого себя.
  33. Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.
  34. Задавайте детям домашние задания ненавязчиво, разрешайте самим тоже задавать себе задания.
  35. Предлагайте детям задания с целью определения ими своих предельных возможностей, давайте им возможность пробовать себя в отношении заданий последующих классов.
  36. Поощряйте стремление детей браться за решение сложных задач и заданий, помогайте им учиться способам их решения.
  37. Приобщайте детей к подбору учебного материала, предлагайте им заполнять учебники своими страницами с дополнительным материалом.
  38. Обращайтесь к детям с просьбой помочь вам составить сложное задание, ребус, головоломку для использования на уроках, а при их применении не забывайте указывать, кто их автор.
  39. Проявляйте интерес к тому, понравился ли детям урок, прислушивайтесь к их пожеланиям.
  40. Выражайте детям благодарность за содействие в проведении интересного урока.
  41. Приносите детям свои извинения, если урок не вызвал в них эмоционального и интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с ними выяснить причины.
  42. Придавайте особое значение усилиям, стараниям ребенка в выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями встречался ребенок и как их преодолевал.
  43. Проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача.
  44. При своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опирайтесь на положительное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого.
  45. Поощряйте самооценочную и оценочную деятельность каждого ребенка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свое мнение о работе товарища.
  46. Стремитесь к овладению изящным исполнением педагогических процессов.
  47. Следите за чистотой вашей речи, не допускайте ее загрязнения.

Пусть эти правила станут для вас источником вдохновения в вашем благородном труде.

15 просмотров