
Нижеизложенные принципы позволяют активизировать познавательные процессы учащихся, сэкономить время и силы и добиться прочных результатов в обучении.
- ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Новые знания должны опираться на уже имеющийся у ребенка опыт.
Связывайте темы в начальной школе с житейскими знаниями ребенка, в средних классах — с базой, полученной в начальной школе, и т. д.
- ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ
Ученики должны понимать материал, а не заучивать его механически.
-
- Четко обозначайте цель каждого задания.
- Показывайте практическую пользу знаний: где это применяется в жизни, технике, для здоровья.
- ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ
Учебный процесс должен быть построен так, чтобы ученики были не пассивными слушателями, а активными участниками.
Значительно увеличивайте долю самостоятельной и практической работы на уроке вместо монолога учителя.
- ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ
«Живое созерцание» и образное подкрепление словесных объяснений значительно повышают эффективность усвоения.
Используйте три вида наглядности:
-
- предметную (настоящие предметы, опыты, экскурсии);
- изобразительную (макеты, схемы, фильмы, презентации);
- словесную (яркая, образная речь учителя, вызывающая конкретные представления).
- ПРИНЦИП ОПТИМАЛЬНОЙ ТРУДНОСТИ
Задание должно быть посильным, но требующим усилий.
-
- Слишком простое → потеря интереса.
- Слишком сложное → ощущение безнадежности.
- Оптимум: задание посильно, но «дразнит» самолюбие и заставляет думать.
- ПРИНЦИП ПРОГРЕССИРОВАНИЯ ТРУДНОСТИ
Постепенное усложнение учебного материала — условие развития.
Плавно переходите от простого к сложному, постоянно немного повышая «планку» оптимальной трудности, чтобы поддерживать интерес и стимулировать рост.
- ПРИНЦИП ПОДКРЕПЛЕНИЯ
Ученик должен видеть, что его усилия замечены и оценены.
На практике:
-
- Вербально и невербально показывайте, что видите его старания.
- Своевременно давайте обратную связь: что правильно, а где ошибка.
- Используйте поощрение и похвалу для формирования уверенности и положительного отношения к учебе.
- ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ (СИСТЕМАТИЧНОСТИ)
Без повторения и закрепления знания стираются.
Регулярно повторяйте и применяйте пройденный материал, прежде чем двигаться дальше. «Повторение — мать учения».
- ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
Необходимо действенное внимание к каждому ученику с учетом его уровня подготовленности и индивидуальных особенностей.
-
- Задача: не шаблонный подход, а разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий.
- Осторожно! Не сводите индивидуализацию только к делению на «сильных» и «слабых». Внутри любой группы ученики остаются разными.
- Создавайте на уроке разноуровневые задания, чтобы каждый ученик работал в зоне своего ближайшего развития.
Успешное обучение — это системное и гибкое применение в ежедневной работе с классом и каждым учеником в отдельности.