
Чаще всего мы искренне хотим сделать всё как лучше — воспитать, наставить, помочь, уберечь от ошибок. Но не замечаем, как сами разрушаем добрые отношения с нашими детьми. Вот четыре распространённые ошибки, которые могут негативно сказаться на ваших отношениях.
- Частая критика
«Опять уткнулся в свой телефон», «вечный бардак в комнате», «ну неужели так сложно убрать за собой тарелку» — ребёнок слышит сплошные упрёки. День за днём.
Так формируется ощущение: «я плохой», «меня не любят и не принимают», «я постоянно делаю что-то не то». Попробуйте честно отследить, сколько замечаний вы делаете за день и сколько добрых слов говорите в ответ.
- Обесценивание
«Думай лучше об учебе, а не о своих мальчиках»,
«Проблемы? Вот у взрослых настоящие проблемы»,
«Почему опять четвёрка, а не пятёрка?»
Даже когда ребёнок старается, мы как будто этого не замечаем. Привыкаем к его усилиям и воспринимаем их как должное. А ему — как и каждому человеку — важно чувствовать: его старания замечают, его успехам радуются. Это и есть та самая поддержка, на которой строится доверие и хорошая самооценка.
- Катастрофизация
«Ты точно провалишь экзамены»,
«С таким поведением у тебя в жизни ничего не получится»,
«Ты нас разочаровал».
Когда мы пугаем ребёнка страшными последствиями, мы сами попадаем в ловушку страха. И переносим тревогу на него. Но правда в том, что дети взрослеют, учатся думать, принимать решения, исправлять ошибки. Да, не сразу. Но лучше поддерживать их на пути взросления — чем запугивать каждым шагом.
- Демонизация ребёнка
«Мы с ним не справляемся», «он рушит всю семью», «иногда мне кажется, что я его не люблю».
Это происходит в моменты, когда мы чувствуем отчаяние. Нам кажется, что ребёнок делает всё назло. А на самом деле его поведение — это крик о помощи, попытка обратить внимание на трудности, с которыми он или она не справляется. Это могут быть проблемы в школе и с друзьями, депрессия, тревожность, внутренняя боль.
Важно не обвинять, а смотреть глубже: возможно, ему сейчас очень плохо, и он сам не справляется.
А что же тогда делать? Не просить? Не требовать? Только обнимать и всё прощать?
Нет, конечно! Детям нужны и обязанности, и рамки, и формирование ответственности, понимание последствий действий. Но всё это — через уважение, спокойствие и чёткие границы.
Тогда он будет слышать, а не защищаться. Делать, а не огрызаться. И в доме будет больше доверия, тепла и радости.