
Развитие теории сознания — это развитие способности ребёнка понимать, что другие люди могут иметь свои мысли, желания и эмоции, отличные от его собственных. В раннем дошкольном возрасте (3–4 года) дети чаще всего не осознают разницы между своим и чужим взглядом и не способны посмотреть на ситуацию с позиции другого человека, но к 5–6 годам у них появляется способность понимать эмоции других людей, их мотивы и даже предсказывать поведение.
Исследования показывают, что в старшем дошкольном возрасте у детей также развиваются способности обнаруживать и понимать такие тонкости в разговоре и социальном взаимодействии, как обман, ирония, сарказм и фигуры речи, а их модель мышления становится ситуативно независимой. Это важный этап, который помогает формировать эмоциональный интеллект и навыки общения.
Что могут делать родители?
- Обсуждать книги и мультфильмы. Спрашивайте: «Как ты думаешь, что чувствовал герой? Почему он так поступил?» Это учит ребёнка смотреть на ситуацию с разных точек зрения.
- Играть в ролевые игры. Куклы, фигурки или просто сюжетные игры («магазин», «больница», «школа») помогают ребёнку разыгрывать разные сценарии и понимать чужие эмоции.
- Рисовать эмоции. Попросите ребёнка нарисовать свои чувства или чувства героя сказки. Предложите изобразить на рисунке, как можно изобразить радость, грусть, удивление.
- Обсуждать повседневные ситуации. «Как ты думаешь, почему друг обиделся? Что можно сделать, чтобы его поддержать?» Это помогает ребёнку учиться эмпатии.