freepik.com

Все мы — родители и педагоги — когда-то были детьми, и традиционные игры занимали в наших сердцах особое место. В игре мы общались и узнавали новое, учились преодолевать трудности.
Важны ли для современных дошкольников и школьников традиционные игры так же, как они были важны для их родителей, бабушек и дедушек?

Игры испокон веков формировали маленького человека. Мир детства — это мир игры. Дети играли всегда и везде, независимо от возраста, достатка или сословия. Традиционные народные игры уже давно живут и развиваются сами по себе. Могут меняться правила, но суть их остается неизменной. У каждого народа свои танцы, сказки, песни или игры. И как правило, именно через них передаются традиционные российские духовно-нравственные ценности.

Из поколения в поколение игры передавались из уст в уста. Это были пляски, хороводы, подвижные игры, шалости, забавы, развлечения. Для детей игры — это освоение мира, окружающих его предметов, познание человеческих отношений и собственных возможностей. Ведущий исследователь детской игры Сталь Шмаков писал, что «детство без игры и вне игры анормально и аморально».

Без подвижных игр невозможно представить детство любого человека. Вспомните неизменные прятки, салочки, «ловишки». Когда и как они возникли? Кто их придумал? Ответ простой — много столетий назад их придумал народ. Они сохранились и дошли до нас из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Мальчишки и девчонки собирались за околицей или на деревенской улице, бегали без устали, играя в горелки или салочки, состязались в ловкости, играя в лапту или городки. Зимой развлекались иначе — катались на санках с гор, играли в снежки, строили снежные крепости. Есть много народных игр, где успех зависит от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель.

Названия традиционных игр в разных регионах России отличаются. К примеру, всеми любимые «Жмурки» имеют названия: «Куриная слепота», «Кривой петух», «Слепая сковорода», «Жмачки» и так далее. Обычно, прежде чем начать игру, водящему завязывают глаза и дети хором задают ему вопросы: «Кот, кот, на чем стоишь?». «На квашне» — отвечает водящий. «А что в квашне?» — спрашивают дети. «Квас!» — говорит ведущий. «Ну, так лови мышей, а не нас!» — кричат дети, потом крутят водящего на одном месте и разбегаются. После этого он начинает искать и ловить играющих.

На нашем сайте размещены примеры традиционных народных игр прошлого, которые особенно нравятся современным дошкольникам. Вы можете добавить их в игровой процесс с вашими детьми и с пользой провести время вместе.

Почему сегодня важно применять традиционные народные игры в воспитании дома и в детском саду?

Игры тренируют у ребенка важные физические качества: силу, быстроту, ловкость, равновесие и выносливость, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве. Кроме того, они развивают в ребенке усидчивость, умение преодолевать трудности. Соблюдая правила игры, дети приучаются быть честными, у них развивается умение взаимодействовать в команде, в ребенке формируется такое важное качество личности, как сознательная дисциплина.

А что с современными играми? могут ли они так же как, и народные, создать условия для формирования добрых и хороших традиций дома или в детском саду?

Конечно, да! Это и настольные «Мемо», лото, домино, «ходилки» с фишками, дидактические напольные игры, из подвижных игр — много разных современных квестов, пряток и салок. А современные школьники с удовольствием играют в «Морской бой» и «Крестики-нолики», а также разгадывают головоломки.

Мы подготовили для вас и ваших детей примеры современных игр. Познакомиться с их правилами вы можете на нашем сайте.

Чтобы совместная игра стала традицией, важно обращаться к ней регулярно, создавать специальную обстановку и мотивацию, поддерживать интерес детей к игре, оставлять достаточно времени детям, чтобы поиграть и наиграться. Обязательно обсуждайте с детьми не только результаты, но и процесс игры: кто как водил, что чувствовал в ситуации проигрыша и выигрыша, как сочувствовал и помогал другим игрокам, какие чувства и мысли возникли по ходу игры.

Известный российский педагог В.А. Сухомлинский писал о детской игре так: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Совместные игры с детьми — это основа раннего этапа формирования гармонично развитой̆ личности. Важно давать детям больше времени на традиционные игры и общение с друзьями, правильно направлять и обеспечивать педагогическую поддержку, создавая крепкий дружный коллектив. Тогда игры будут для них важны и интересны. Благодаря традиционным играм дети всесторонне развиваются, учатся контактировать с окружающим миром и примеряют на себя различные социальные роли.

Пусть совместные игры станут доброй традицией для вашей семьи!

7 просмотров