Согласно толковому словарю Ожегова, милосердие — это готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия. Этому качеству можно учиться, развивая чуткость и отзывчивость: замечать нужды других и помогать тем, кто в этом нуждается. Для ребенка понимание ценности милосердия начинается в семье, где родители становятся примером заботы, поддержки и доброты.
Поговорите с ребенком о том, как милосердие проявляется в повседневной жизни. Оно начинается с простых вещей: поддержать друга, сказать теплые слова, уступить место пожилому человеку. Обсудите, что забота о других может выражаться по-разному — от маленьких жестов до значимых поступков, но каждый из них важен.
Расскажите истории, где добрые дела меняли чью-то жизнь или помогали справляться с трудностями. Это могут быть примеры из вашей жизни: как вы помогали соседям, участвовали в благотворительных акциях или поддерживали друзей в трудную минуту. Упомяните и о тех, чья деятельность вдохновляет: например, о докторе Лизе или современных волонтерах, которые своим трудом делают мир лучше.
Предложите ребенку самому поучаствовать в добрых делах. Это может быть сбор игрушек или книг для детей из нуждающихся семей, написание открыток для ветеранов или помощь в уборке двора. Такие действия учат детей ответственности и показывают, что даже небольшой вклад приносит радость и пользу.
Наконец, обсудите, как добрые поступки меняют нас самих и окружающий мир. Покажите ребенку, что милосердие — это не только про помощь другим, но и про наше общее стремление сделать жизнь лучше.
Вопросы для обсуждения с детьми в зависимости от возраста:
Для младших школьников (1–4 классы):
- Нравится ли тебе помогать кому-то? Почему?
- К кому ты обращаешься, когда тебе нужна помощь?
- Какой поступок из твоей жизни можно назвать добрым?
Для средних школьников (5–8 классы):
- Почему важно замечать, когда другим нужна помощь?
- Как ты думаешь, что мотивирует людей делать добрые дела?
- Есть ли что-то, что ты бы хотел(а) сделать, чтобы помочь другим?
Для старших школьников (9–11 классы):
- Как ты думаешь, может ли милосердие изменить общество в лучшую сторону?
- Что тебе ближе: волонтерская работа или помощь близким? Почему?
- Каких людей ты можешь назвать милосердными? Почему?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Никого не обижай! Стихи и рассказы о милосердии к животным.
Москва: Детская и юношеская книга, 2023. – 128 с. 6+
В книге собраны стихи и рассказы классиков русской и советской литературы, таких как И. Тургенев, Л. Толстой, А. Фет, М. Пришвин, В. Осеева, В. Чаплина и других.
Книга открывает мир природы как увлекательный и бесконечно разнообразный, доступный для понимания открытому и любопытному взгляду человека. Для этого человек должен обладать добрым сердцем и быть готовым помогать братьям меньшим.
Не все истории в книге заканчиваются счастливо. Однако это учит бережному отношению к птенцам, кошкам, собакам и другим животным, помогает осознать хрупкость и беззащитность природы перед капризами, своеволием и безответственностью человека.
Книга дополнена комментарием канд. пед. наук Е. Матвеевой “Открываем секреты образов в прозе”, который поможет организовать чтение и понимание текстов максимально полно, точно и в соответствии с возрастными особенностями восприятия юных читателей.
Книга воспитывает милосердное отношение к живой природе и окружающему миру, учит быть внимательным, ответственным и добрым.
Вопросы для обсуждения:
- Какая из историй в книге тебе запомнилась больше всего? Почему?
- Есть ли у тебя любимые животные? Что нового ты узнал о них из книги?
- Почему человек не должен обижать животных?
- Можно ли обижать каких-то животных, или это недопустимо для всех?
- Вспомни историю из своей жизни, связанную с животными. Может быть, ты сможешь описать её в стихах, сказке или рассказе? Поделись этим с друзьями.
Кузнецова Ю.Н. Дневник волонтёра.
Москва: Волчок, 2020. – 191 с. 12+
Эта книга поражает своей простотой и искренностью, пронизана глубокой человечностью и теплотой к людям. История Ариши Никитиной, чья мама выполняет волонтёрскую миссию в интернате, рассказывает о взрослении, ответственности и настоящем служении людям. Ариша мечтает быть рядом с мамой, помогать ей и заводит дневник, где записывает свои впечатления. Постепенно девочка хочет заниматься волонтёрством не только ради мамы, но ради тех, кто живёт в интернате. От записи к записи Ариша взрослеет, задаёт всё более сложные вопросы и самостоятельно находит ответы.
Книга передаёт атмосферу ответственности, уважения, поддержки и ценности каждого человека вне зависимости от его физического состояния и возможностей. Она открывает мир добрых дел, который начинается с искренности, любви к людям и готовности помогать.
Книга учит ценить трудолюбие, душевное тепло, щедрость и честность, формирует доброе и уважительное отношение к людям и их жизненным обстоятельствам.
Вопросы для обсуждения:
- В чём заключается волонтёрская деятельность мамы главной героини? Что именно она делает? Как она к этому относится?
- Почему волонтёрство интересно маме Ариши? А почему оно стало интересно самой Арише?
- Чему Ариша научилась у подопечных интерната?
- Полюбила ли Ариша подопечных интерната? Почему, как ты думаешь?
- Представь Аришу через несколько лет. Какой она станет? Будет ли продолжать заниматься волонтёрством?
Венедиктова Ю.А. Армас. Зона надежды: повесть / Ю.А. Венедиктова. — М.: РОСМЭН, 2015. — 176 с., 15+.
История, в которой воображение и подлинная правда жизни переплетаются в тугой узел поиска смысла, открытия человечности, обнаружения в себе смелости жить и быть поддержкой для других. Спасая других, герои спасают и собственное существование, которое тяжелая болезнь в любой момент может поставить под угрозу.
Сложнейший жизненный выбор делает главная героиня повести — Агата. Непростые поступки совершают и другие герои книги — Клюква, Суворов, Объект, родители Агаты. Эта повесть рассказывает о том, как взрослеть душой, заботясь о мире, и одновременно находить время для себя.
Автор, действующий психолог поисково-спасательного отряда, доступно, увлекательно, без нравоучений и указов, а через вовлечение читателя в переоценку собственной жизни, раскрывает смыслы волонтерства.
Книга учит ответственному, активному, принципиальному и честному отношению к миру, к себе и окружающим. Она формирует ценность волонтерской деятельности, заботы о других, здоровья и семьи.
Вопросы для обсуждения:
- Как изменилось отношение Агаты к простым бытовым вещам (еда, сон, дом) после того, как она стала участвовать в работе волонтерского отряда?
- Как ты думаешь, почему в отряде спасателей введено правило: не выезжать подряд на два поисковых запроса? Какие причины могли стать основой для этого правила?
- Чему научилась Агата, участвуя в волонтерской деятельности? Что она приобрела, а от чего отказалась?
- Какое из решений Агаты в ее 15-летней жизни ты считаешь самым трудным? А какое — абсолютно верным?
Кузнецова Ю. Помощница ангела. — М.: Центр «Нарния», 2013. — 224 с., 14+.
Увлекательная история о недетских вопросах и ответах, которые вынуждает давать жизнь, предоставляя каждому герою уникальный шанс понять, услышать и открыть самого себя. Это открытие заключается не в достижении престижных знакомств, связей, вещей и статусов, а в нахождении в себе места для других — тех, кто по разным причинам оказался в сложной жизненной ситуации.
Так произошло с бывшей преподавательницей МГУ Лидией Матвеевной, которая постепенно доверилась Аленке Сотниковой, девушке из «идеальной» семьи. Постепенно становится ясно, что идеального в жизни не бывает, но от этого она не становится менее интересной, содержательной и светлой.
Книга учит заботе о других, готовности поддержать тех, кто в этом нуждается, и открывает читателю необходимость глубокой рефлексии. Она подтверждает приоритет духовного над материальным.
Вопросы для обсуждения:
- Попробуй назвать лучшие качества каждого из героев: Аленки, Ангелины, Вика (Вити). А какие качества можно назвать их худшими?
- Как ты думаешь, помогая другим, герои помогают и самим себе? Если да, то как это происходит?
- Алена говорит, что способна украсть ради Лидии Матвеевны, если ей это будет нужно. Что не так с этим утверждением? Может ли быть НУЖНО украсть?
- Истории героев показывают, что у каждого человека, даже если он кажется благополучным и успешным, есть своя душевная боль. А это значит, что каждому нужно…
попробуй продолжить фразу.
Пожарская А. Другие вольеры. Волонтерские записки. — М.: Компас-Гид, 2021. — 184 с., 16+
Легкая, интересная, правдивая книга о том, как сложно быть волонтером в приюте для животных. И сложность эта — не в самих животных, а в людях, в их поступках по отношению к животным и друг к другу. Трансформация человека в тесной связи с нуждающимися в помощи живыми существами невероятна: кто-то черствеет, чья-то душа ожесточается, а кто-то раскрывается как смелый, искренний, честный, заботливый, самоотверженный человек. Аля, главная героиня книги, открывает ворота приюта и входит в них, но на самом деле она открывает двери в мир людей — таких разных и таких одинаковых.
Книга учит трудолюбию, ответственному отношению к делу, заботе о других, особенно о тех, кто в ней нуждается, милосердию, формирует ценность волонтерской деятельности и уважение к волонтерам, а также раскрывает необходимость рефлексии собственных поступков и ожиданий.
Вопросы для обсуждения:
- Главные герои подбирают себе символические образы — круг и треугольник. Как думаешь, они сделали правильный выбор? А какую геометрическую фигуру ты бы выбрал для себя? Почему?
- Что удивило тебя в книге больше всего? О чем ты никогда не задумывался, а книга открыла тебе что-то новое?
- С какой целью герои идут в приют? Для кого это важнее — для животных или для них самих?
- Попробуй описать качества волонтера. Каким он должен быть, чтобы справляться со всеми задачами в приюте для животных?
- Эта книга раскрывает нам характер животных через их взаимодействие с волонтерами или характер людей через их поступки по отношению к животным?
Мультфильмы / Фильмы
М/ф «Карлик Нос», 2003, фэнтези, мюзикл, мультфильм, семейный, 82 минуты, режиссёр Илья Максимов, 6+
Интересный и красочный мультфильм «Карлик Нос» приглашает нас в увлекательную историю о любви и борьбе со злыми силами. Истины, рассказанные в этой сказке, остаются актуальными во все времена: о верности себе и своим чувствам, о преодолении трудностей, о поиске света в людях, умении ждать и верить в добро всем сердцем.
Якоб, сын сапожника и зеленщицы, — невероятно добрый мальчик. О его доброте узнала злая колдунья, которой для совершения своих злых чар и захвата власти над миром был нужен именно такой ребенок. Обманом она заманила Якоба к себе, но он отказался ей помогать. В отместку ведьма превратила мальчика в горбатого карлика с огромным носом. Якобу удалось найти туфли-скороходы и сбежать от ведьмы, но, хотя для него прошло всего несколько минут, во внешнем мире минуло целых семь лет. Преодолевая препятствия и невзгоды, Якобу предстоит восстановить свою жизнь и вернуть людям веру в добро и правду.
Вопросы для обсуждения:
- Почему, потеряв всё в своей жизни, Якоб не озлобился и остался таким же честным и добрым? (Верность себе, сила духа, непоколебимая вера в добро).
- Какое качество помогло Якобу разглядеть в Грете её душу и истинную натуру? Почему это качество так важно?
- Какие главные черты можно отметить в характере Греты? (Сохраняет нежность и кротость характера, несмотря на потерю человеческого облика; заботится об отце, даже находясь в беде; ценит внутреннюю красоту Якоба).
- Почему колдунья в конце концов проиграла? Как её отношение к единственному соратнику — слуге — отражает её истинную сущность?
Киноурок «За руку с Богом», 16 минут, режиссёр Елена Дубровская, 0+
Мальчик Миша гуляет по Петербургу и, видя различные ситуации, старается помочь, чем может: поит собаку, успокаивает маленькую девочку, угощает бездомного хлебом. Позже выясняется, что Миша живёт в детском доме, но и там он продолжает помогать окружающим.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты понимаешь слова Миши: «Счастье живёт в самих людях, в каждом из нас»? Давай вместе порассуждаем.
- Что значит, по твоему мнению, выражение воспитательницы: «Миша ходит за руку с Богом»?
- Какие качества есть у Миши? Как его доброта и отзывчивость влияют на окружающих?
Киноурок «Воин света», 16 минут, режиссёр Елена Дубровская, 0+
Кто такой «воин света»? Этот вопрос на деле раскрывает юный Степан, показывая своим соседям по палате, как быть примером. Он утешает расстроенного и плачущего Ренатика, вовлекая его в разговор и успокаивая, а с вредным Кириллом строго, но справедливо требует убрать за собой мусор.
Киноурок учит брать на себя ответственность за поступки, не бояться признавать свои ошибки, демонстрирует примеры доброты, взаимопомощи и личностного роста.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты понимаешь выражение «воин света»? Легко ли было Ренатику пройти испытания, которые предложил ему Степан? В чём их сложность? А в чём простота?
- Как ты думаешь, какие ещё испытания может встретить воин света?
- Какой урок получил Кирилл? Легко ли ему было признать свою ошибку?
К/ф «Баба Яга спасает мир», 2023, фэнтези, комедия, семейный, приключения, 90 минут, режиссёр Карен Захаров, 6+
Эта красочная и увлекательная картина рассказывает о приключениях любопытного школьника Сеньки, который неожиданно оказывается в сказочном древнем лесу. Но лесу грозит беда: древнее заклятие больше не защищает волшебный мир. Чтобы спасти ситуацию, ворчливая, но добросердечная Баба Яга отправляется на поиски волшебного цветка дивноцвета в мир людей. Там её ждут забавные столкновения с современностью, а в тёмном подземелье затаился жаждущий мести Кощей Бессмертный, вынашивающий свои планы уже тысячу лет.
Вопросы для обсуждения:
- Можно ли сказать, что, изменив свой внешний вид, Баба Яга стала добрее в общении? Почему это могло произойти?
- Какой пример своим поведением подаёт Кикимора?
- Кощей помнит всех, кто его обидел. Как ты думаешь, может ли он достичь счастья, не простив своих обидчиков?
- Какую главную мысль ты видишь в этом фильме?
Киноурок «Хорошие песни», 15 минут, режиссер Елена Дубровская, 6+
Трогательная история о том, как слова вечных песен растопили сердце ворчливой старушки в электричке.
Волею судьбы соседкой мамы и шестилетнего сына становится старушка Галина Федоровна, которая возвращается с дачи. Любое ее высказывание – это критика: молодежи, интерьера вагона, управляющего дачным кооперативом. Мальчик с удивлением смотрит на такую ворчунью. С первых минут легко заметить, что малыш очень воспитан и добр сердцем. Когда ему попался счастливый билет, главным желанием стало, чтобы всем остальным тоже попались счастливые билеты. На каждое любознательное или доброе высказывание ребенка старушка реагировала недоверчиво: «Ох ты, “спасибо” говорит… Молодец! А то ведь от нынешней-то молодежи не дождешься». Галину Федоровну услышали молодые ребята, соседи по вагону. И вдруг! Все они встали и запели, как настоящий русский хор, на разные голоса. Чьи-то лица пассажиров озарились улыбками, чьи-то приняли задумчивое выражение, а Галина Федоровна тихонько загрустила. Прозвучали мудрые песни «Есть только миг», «Иди мой друг, всегда иди дорогою добра». Каждый зарядился добротой и хорошим настроением, а Галина Федоровна, в конце концов, разулыбалась и угостила соседей пирожками.
Киноурок учит уважительно относиться к каждому, даже если он ворчун, воспитывает великодушие, умение быть смелым и не бояться проявлять доброту своего сердца.
Вопросы для обсуждения:
- Чему нас учит этот киноурок?
- Мальчик неординарно думает и высказывает свои мысли свободно, не боится проявлять себя, показывать доброту своего сердца. Как ты думаешь, судя по такому поведению ребенка, какими качествами обладает его мама?
- Как ты думаешь, отчего сердце Галины Федоровны зачерствело? Легко ли ей было перенастроить свое отношение к окружающему?
- Ребята (хор) в вагоне проявили себя с самой доброй и красивой стороны и получили в ответ то, что к ним окружающие повернулись тоже своей доброй стороной. Исходя из этой мысли, как ты думаешь, в чем состоит ответственность каждого человека при общении с другими?
- Чему учат песни, прозвучавшие в киноуроке? Какое состояние они передают?
- Знаешь ли ты еще подобные мудрые песни? Составь список таких песен.
Кинофильм «Чудак из 5 «Б», 1972 год, комедия, семейный, детский фильм, 90 минут, режиссер Илья Фрэз, 0+
Экранизация первой части знаменитой повести Владимира Железникова «Жизнь и приключения чудака». Картина знакомит нас с Борей – шебутным и великодушным шестиклассником. Однажды папа Бори, собираясь в командировку, оставил сыну 10 рублей на подарок маме ко дню ее рождения. Боря пообещал все устроить, но понемногу истратил все деньги, и на подарок не осталось. Тем временем в жизни героя разгораются нешуточные переживания — Борю делают вожатым 1 «Б» класса. С этого момента начинаются трансформации характера героя, поиск внутренней справедливости и чистоты сердца.
Фильм учит прислушиваться к мудрому учителю, принимать его советы и поддержку. Воспитывает милосердие, великодушие, умение простить самого себя, вовремя признать свои ошибки и извиниться. Показывает, как это – быть взрослым, нести за кого-то ответственность и принимать важные решения, влияющие на судьбы других.
Вопросы для обсуждения:
- Что значит – нести ответственность за свои слова и поступки? В чем это проявляется? Почему Боря поначалу не умел этого?
- Как думаешь, почему Борю сделали вожатым?
- Почему вожатая Нина сказала, что быть чудаком – хорошо?
- Почему первоклашки так полюбили Борю?
- Чему нас учит пример Бори?
К/ф «Ненормальный», 2024, комедия, драма, 103 минуты, режиссёр Илья Маланин, 12+
Маленький Коля не такой, как все. Он не встает с инвалидной коляски, с завистью наблюдает за чужой игрой в футбол из окна своей квартиры и не имеет друзей. Уже повзрослевший Николай — красивый, сильный человек, талантливый пианист, прилетевший в Шанхай на международный конкурс. А мостиком через пропасть, лежащую между болезнью и здоровьем, стал Юрий, приёмный отец героя. Однажды Юрий полюбил маму Коли и твёрдо намерился поставить её сына на ноги с помощью своей уникальной системы гимнастики. Когда же случайно выяснилось, что у Коли есть талант к музыке, обучение игре на фортепиано стало ещё одним этапом на пути к исцелению. Этот замечательный фильм о том, как отцовская любовь побеждает все трудности.
Картина показывает примеры семейной поддержки и безусловной любви, проявления отваги, упорства и дисциплины. Воспитывает милосердие, доброту, прививает семейные ценности. Вдохновляет не сдаваться на пути к заветной цели.
Вопросы для обсуждения:
- Юрий говорит: «Взлетай, Николай, взлетай!» Как эта фраза описывает фильм в целом?
- В один из моментов фильма Юрий говорит про нормы окружающих. Давайте порассуждаем, какие нормы существуют у окружающих вас людей? Подходят ли эти нормы вам? Какие нормы важны для вас?
- Почему Николай ушёл гулять по Шанхаю?
- Какие чувства испытывал Юрий, когда искал Николая?
- Как маленький Николай выпускал злость? Как вы думаете, что бывает, когда не выпускаешь «колючки»? Давайте составим список способов проживания злости (беззвучно покричать, порвать бумагу на клочки, поколотить грушу, покричать в подушку и т. д.)
- Как вы думаете, «взлетел» ли Николай?
- Какие чувства вы испытали, когда слушали мелодию, сыгранную Николаем в 3-м туре? Какие события из вашей жизни могла бы описать эта мелодия?
- В чём состоит главная мысль этого фильма?
Киноурок «Мой друг Дима Зорин», 27 минут, режиссёр Елена Дубровская, 0+
Невероятно сильная, глубокая история о мудрости и силе духа простого школьника Димы Зорина.
Дима Зорин — удивительный мальчик. Каждый его поступок служит окружающим компасом благородства, честности, верности своим идеалам. Однажды вместе со своим хором Дима выступал в детском саду с концертом, где он услышал волшебную мелодию. Композицию написал особенный мальчик с синдромом Аспергера. Дима загорелся идеей показать миру это волшебное произведение и написал к ней добрые слова, превратив мелодию в песню. Дима сумел объединить для исполнения этой песни много людей, каждый из которых через это общее дело смог стать добрее, чище и отзывчивей.
Киноурок воспитывает благородство души, честность, верность своим добрым принципам, отзывчивость и милосердие.
Вопросы для обсуждения:
- Чему учит нас фильм? Как вы можете совершать благородные поступки?
- Какое впечатление произвёл на вас фильм?
- Каким предстает Дима Зорин в начале фильма? Как его характеризует эпизод записи в хор? («– Спасибо. Только как я буду выглядеть? Пришёл с Оксаной, её не взяли, а я буду петь. Это как-то неправильно, Вы так не думаете?»)
- Как вы думаете, почему Диме было важно помочь Егору? Только ли потому, что Егор болен?
- Почему и другим людям было важно услышать музыку, которую сочинил Егор?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.