freepik.com

Для многих родителей процесс воспитания – это очень ответственный и противоречивый процесс. С одной стороны, от действий родителей во многом зависит, каким человеком станет их ребенок, с другой – не существует универсальных правил воспитания, и определить, что такое правильно, очень сложно. Такие противоречия часто ставят родителей в тупик и выбивают «почву из-под ног».

Одним из таких противоречий является вопрос о том, нужно ли заставлять ребенка извиняться. Первое, что приходит на ум, когда мы слышим этот вопрос, – извиняться необходимо. Все мы знаем социальные нормы, согласно которым в случае ошибки или некорректного поведения необходимо признать свою вину и принести извинения. Тем самым мы показываем, что знаем правила поведения, принятые в нашем обществе, и являемся воспитанными и культурными людьми. Но нужно ли именно заставлять ребенка извиняться? Многие выдающиеся педагоги и психологи в один голос говорят, что принуждать ребенка нельзя, это не приводит к ожидаемому результату и даже может навредить ему (можно нанести психологическую травму). Как же быть в данной ситуации, если с одной стороны извиняться нужно, а с другой – использовать принуждение крайне нежелательно?

Решение данного вопроса заключается в определении желаемого результата. Любая воспитательная ситуация определяется рядом различных характеристик, но одной из главных является результат: чего хотят добиться родители или педагоги.

Если ребенок и взрослые находятся в некой социальной ситуации, где поведение ребенка противоречит общепринятым нормам, из-за чего родители (или другие взрослые) чувствуют неловкость или данная ситуация может повлиять на взрослых негативно, то в таком случае самый простой вариант – заставить ребенка извиниться за свое поведение и тем самым снять социальное напряжение. Получается, что ожидаемый результат со стороны взрослых – это снижение социальной напряженности или преодоление чувства неловкости при игнорировании позиции ребенка. При этом нужно понимать, что воспитательной ценности в таком способе разрешения сложной ситуации нет. Заставить – это просто принудить к поведению, за которым нет понимания и осознания.

А вот другой желаемый результат, в котором будет воспитательная ценность, – это сделать так, чтобы ребенок осознал свою ошибку (некорректное поведение) и сам понял, что нужно извиниться. Но в отличие от предыдущего результата, принуждение здесь не работает, необходимо использовать более сложные методы воспитания.

Что необходимо учитывать родителям, чтобы научить ребенка извиняться?

Извинения требуют понимания того, что определенное поведение некорректно и оно негативно влияет на других людей. Понимание формируется не сразу, недостаточно просто описать правила и нормы: вот это поведение неприемлемо, а вот это нормальное. Необходимо постепенно погружать ребенка в мир социального взаимодействия. Это можно сделать посредством чтения различных книг и просмотра мультфильмов или фильмов, где поднимаются эти вопросы. Современное информационное пространство изобилует адекватным наглядным материалом. Главным инструментом воспитания является пример собственного поведения. Дети многому учатся через наблюдение за родителями и другими значимыми взрослыми. Если взрослые не используют в своем поведении такую общественную норму, как извинения за некорректное поведение, или не готовы его признавать, то и детям будет сложно понять, почему они должны извиняться в той или иной ситуации. Учитывайте возраст ребенка. Чем младше ребенок, тем сложнее ему понимать причинно-следственные связи. Мир устроен очень сложно, часто нормы морали размыты или требуют учета большого количества условий. Часто дети до подросткового возраста не могут однозначно разобраться в социальной ситуации, им нужна помощь взрослых и подсказка. Чем младше ребенок, тем проще должны формулироваться правила поведения. Путь осознания и понимания ситуаций, в которых нужно извиняться, должен идти от простого к сложному.

  1. Принуждение не имеет воспитательной ценности – это способ преодоления социально неприятной ситуации для взрослого.
  2. Такие социальные нормы, как признание своих неправильных действий и извинения, должны формироваться через понимание и осознание ребенком этих норм.
  3. Понимание того, за что нужно извиняться перед другими людьми, происходит через освоение культуры, примеры со стороны взрослых, адекватное социальное окружение и другие факторы.
  4. Важным аспектом умения приносить извинения является возраст ребенка. Если маленькие дети извиняются потому, что так принято в их окружении, то начиная с подросткового возраста (11-13 лет) появляется осознание взаимосвязи своего некорректного поведения и последствий.
468 просмотров