Школьный возраст охватывает большой промежуток времени от 6-7 до 17-18 лет. В этот период причины для рассеянности имеют различную этиологию. Рассмотрим причины рассеянности и способы развития внимания характерные для учеников начальной, средней и старшей школы.
Внимание – это познавательная функция, от которой зависит успешность работы всей познавательной сферы: восприятия, памяти, мышления, а значит – успешность школьного обучения.
Характеристиками внимания являются:
- концентрация – способность сосредоточиться на конкретных предметах, работе, позволяет анализировать объекты окружающего мира;
- переключение – способность в ходе работы переносить фокус внимания на новом объекте с одновременным отвлечением от предыдущего – позволяет работать в режиме многозадачности;
- объем – способность удерживать в поле внимания несколько объектов;
- устойчивость – способность сосредотачивать внимание на конкретной задаче, не отвлекаясь от нее на посторонние раздражители.
Младший школьный возраст
В период от 6 до 10 лет рассеянность можно рассматривать как относительную возрастную норму. Именно в этом возрасте начинается активное развитие всей познавательной сферы, в том числе и внимания.
Норма концентрации внимания у детей 7–9 лет – 20–30 минут. Для поддержания высокого уровня сосредоточенности необходимо переключать внимание на новый тип деятельности каждые 7 минут. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляциях с предметами, выполнении различных действий. Объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Средний школьный возраст
В период от 10 до 15 лет наступает так называемый подростковый возраст. Данный период характеризуется гормональной перестройкой организма. Внимание становится более рассеянным, гормональные изменения приводят к эмоциональной нестабильности и нестабильности внимания.
Норма концентрации внимания у детей 10–15 лет – 30–40 минут, фактически в течение всего урока школьник способен работать не отвлекаясь. В подростковом возрасте внимание становится хорошо управляемым и контролируемым процессом, однако, к сожалению, только к тем объектам, которые вызывают интерес. У подростков появляется интерес к субъективному миру человека, к мыслям, к переживаниям, как чужим, так и своим собственным.
Старший школьный возраст
Продолжается подростковый возраст и все связанные с ним особенности. Дополнительным фактором, оказывающим влияние на внимание подростка становится социальный. В этот период начинается активная подготовка к выпускным экзаменам. Подросток учится абстрагироваться от всего незначимого. Внимание на уроках сосредоточено только на том, что является нужным, полезным. Часто бывает, что более сложные задания удерживаются в поле внимания более продолжительное время, в то время как простые быстро выпадают, так как воспринимаются как слишком простые, следовательно, не значимые. В учебной деятельности формируется усидчивость и контроль над поведением. Внимание становится произвольным.
Причины рассеянности и способы ее коррекции
Причин для рассеянности в школе может быть несколько, как правило, они связаны с объективной способностью школьника сосредотачиваться на конкретных объектах, привлекательностью задания, субъективным интересом к определенному предмету, банальной усталостью и информационной перегрузкой.
В зависимости от причины рассеянности выбираем способ работы со школьником по развитию внимания.
Для развития внимательности можно:
- Собирать паззлы (подбирайте количество деталей в соответствии с возрастом). Можно использовать как реальный, так и виртуальный электронный вариант.
- Использовать игру «Все одного цвета». Ребенок на протяжении конкретного времени (несколько секунд) ищет предметы конкретного цвета вокруг себя и называет эти предметы вслух.
- Использовать игру «10 предметов». Выкладывают перед ребенком до 10 предметов. Затем ребенок отворачивается, один предмет убирают. Ребенок должен назвать, кто спрятался (можно играть пока на столе не останется всего несколько предметов).
Если невнимательность связана с низкой мотивацией, привлекательность выполняемого задания может повысить сам преподаватель. Необходимо разговаривать со школьниками, объяснять, на что направлено задание, какую пользу принесет, чем может быть интересно – все это позволит сформировать положительную учебную мотивацию.
Если рассеянность является следствием перегруженности, следует нормализовать режим дня, недели. Очень важно следить за сном подростка, так как именно во сне происходит восстановление ресурсов организма. В случае необходимости подготовки к контрольной работе или экзамену, помогите ребенку составить план работы. Каждые 30-40 минут необходимо делать перерывы на отдых.
Как для диагностики, так и для развития всех характеристик внимания можно использовать тестовые материалы, например стимульный материал «Корректурной пробы» Б. Бурдона (детский и взрослый вариант), таблицы Шульте, счет по Крепелину, Тест Торндайка – все материалы по данным тестам легко найти в интернете.
Поддерживайте школьника, будьте внимательны к его потребностям, и положительные результаты не заставят себя ждать.