Родители тоже были детьми. Они учились в школе, у них были разные учителя, отношения с которыми тоже складывались по-разному. Как могут влиять школьные воспоминания на отношение к учителю своих детей? 

Например, если родители были успешны в учебе, получали высокую оценку этих успехов учителями, имели статус «хорошего ученика», им хочется, чтобы у ребенка сформировалась такая же репутация. Если ожидания не оправдываются, по отношению к учителям может возникнуть обида и недовольство.

 Предположим, у родителей в школе не было особых успехов, а были трудности. В дальнейшем они получили образование, профессию. Это служит основой для точки зрения «несмотря на плохие отметки в школе, я стал успешным человеком». Следовательно, мой ребенок, получающий не очень хорошие отметки, тоже будет успешен. Отметки не имеют значения.

Если в школе у кого-то из родителей был конфликт с учителем, что создавало напряжение, нежелание учиться, эмоциональный дискомфорт, то он невольно ждет такой же неприятной ситуации для своего ребенка. Учитель воспринимается как источник отрицательных эмоций. 

 Когда, учась в школе, человек встречает учителя, которого высоко ценит, этот образ может стать эталоном. И учителей своего ребенка сравнивают с этим эталоном. 

Возможно, родителям запомнились особенно интересные уроки по какому-то предмету. И они хотели бы, чтобы ребенок испытывал такой же интерес. Или же учеба в школе была чередой уроков скучных. Значит, моему ребенку в школе тоже будет скучно. 

Предположим, учась в школе, родитель не делал домашних заданий; – теперь ему кажется, что их и не задавали. Поэтому и ребенок без них обойдется. Или осталось впечатление о строгости учителей, неукоснительном требовании соблюдения дисциплины; и родители боятся, что ребенка придавят дисциплинарными ограничениями. 

Будучи когда-то учениками, нынешние родители по мере своего взросления могли научиться отделять личные отношения с учителями от их умения учить, развивать своих учеников. И на этой основе сформировалось уважение к труду учителей, к лежащей на них ответственности и нагрузке. А может быть, постоянное наблюдение и взаимодействие с учителями в роли ученика привело к выявлению их недостатков. И эти недостатки теперь приписываются всем и любому учителю. Скажем, предполагается, что учителю некогда будет вникать в индивидуальные особенности моего ребенка. Или что все учителя имеют любимчиков и не скрывают этого. Или считается, что поставленная ребенку отметка зависит от настроения учителя.

 «Когда я учился/училась в школе…» – довольно частые слова родителей при разговоре с учителями. И это полезно – вспомнить свое детство, чтобы лучше понять, что происходит сейчас с ребенком. Но важно и другое важное умение – объективно оценивать, анализировать ситуацию, переносясь из «вчера» своей школьной жизни в «сегодня и завтра» своих детей.    

93 просмотров