В процессе взросления человек проходит несколько стадий развития морали. Если на первой стадии морального развития человек не совершает «плохой» поступок из-за страха быть наказанным, то на последней стадии морального развития человек уже не совершает «плохой» поступок исходя из личных абстрактных этических принципов и собственной совести, а также способности оценить общепринятые нормы и законы с точки зрения справедливости и пользы для общества.
Подрастающему поколению очень важно повышать свой уровень морального развития для успешной самореализации и поиска своего места в обществе. Обсуждение моральных дилемм и этических принципов способствует развитию морального сознания и критического мышления.
Родители и преподаватели могут стимулировать моральное развитие детей, совместно размышляя над этическими вопросами, собственными моральными убеждениями, а также обсуждая исторических персонажей, которые совершали подвиги, руководствуясь своими личными ценностями. В рамках внеурочного занятия «Разговоры о важном» учащиеся всех российских школ и средних профессиональных учреждений познакомятся с биографией Зои Космодемьянской, совершившей подвиг.
Напомним, в преддверии внеурочного занятия, на сайте нашего журнала выходит материал, посвященный предстоящей теме. Мы предлагаем родителям вопросы для обсуждения с ребенком дома, а также рассказываем о фильмах и книгах для разных возрастов.
О чем говорить?
Основная задача занятия: познакомить учащихся с исторической фигурой, совершившей героический поступок, исходя из собственных моральных ценностей.
Предлагаем вам начать разговор с того, что вы расскажете о героических поступках людей, которые, на ваш взгляд, стоит обсудить с ребенком. Дополните свой рассказ историческими справками. Вспомните, встречались ли вы когда-нибудь с людьми, совершившими героические поступки и поделитесь с ребенком своими воспоминаниями, впечатлениями, мыслями. Расскажите, о каких своих поступках вы жалеете, какими поступками гордитесь. Обсудите с ребенком понятия морали и моральных ценностей. Попробуйте совместно с ребенком решить моральную дилемму.
После своего рассказа предложите ребенку порассуждать.
Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста:
- Что такое добро и зло?
- Какие поступки ты считаешь плохими, а какие хорошими? Почему не стоит совершать плохие поступки?
- Кто такие герои? Приведи пример героического поступка.
- Каких личностей из истории России ты считаешь героями?
- Во имя чего люди могут совершать героические поступки?
- Какие ценности важны в обществе?
- Какие ценности помогают тебе принимать сложные решения?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов:
Фильмы:
- «А зори здесь тихие…», 1972, 12+
- Цикл короткометражек «Про людей и про войну», 12+
- «Молодая гвардия», 1948, 6+
Книги:
- Борис Васильев «А зори здесь тихие…», 16+
- Борис Васильев «В списках не значился»
- В. Богомолов «Момент истины. В августе сорок четвертого»
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.