История российского интернета началась 7 апреля 1994 года, когда появился первый сайт с приставкой «ru». Сегодня русский язык является вторым по популярности в Сети. За последнее время Рунет сильно расширился, а вместе с ним и количество информации. Сейчас в Сети нужно быть на чеку, чтобы не попасть под влияние мошенников, поэтому Институт воспитания совместно с Центром изучения и сетевого мониторинга молодежной среды подготовил полезный материал по безопасности в интернете. Обучение цифровой грамотности должно начинаться до вручения гаджета ребенку и продолжаться до тех пор, пока он не овладеет основными навыками коммуникации в Сети.
Как реагировать на шантаж?
Столкнуться с шантажом – серьезный и негативный опыт для пользователей разных возрастов, особенно для детей. Так как ситуация является сильным стрессом, у ребенка должны быть простые и четкие инструкции поведения.
- Необходимо объяснить, что ни в коем случае не следует выполнять требования манипулятора и вступать с ним в коммуникацию. Игнорирование – главный инструмент безопасного поведения, который сохраняет дистанцию и дает время для фиксации шантажа.
- Если шантаж произошел в интернете, ребенку стоит сделать скриншоты всех сообщений, а также собрать данные о манипуляторе (имя, фамилия, идентификатор страницы, то есть «id»).
- Если шантаж произошел по телефону, необходимо записать номер и время звонка.
- После сбора данных, ребенку следует завершить разговор с манипулятором и заблокировать его. Необходимо заранее объяснить ребенку, как это сделать.
- После блокировки нужно сообщить о случившемся и передать сохраненные материалы взрослым. Ребенку важно показать доверие и готовность помочь.
Как вести себя ребенку, если мошенники представились важной организацией?
Важно напомнить ребенку, что не все, что он может услышать по телефону, – правда. Поэтому его главная задача – как можно скорее положить трубку и сообщить о звонке взрослым, которые уточнят, что случилось, и при необходимости свяжутся с правоохранительными органами.
Помните, что обо всех случаях угроз безопасности ребенка необходимо сообщать в правоохранительные органы с сохраненными материалами, свидетельствующими о попытке совершить преступление.
- Подать обращение онлайн.
- Позвонить на горячую линию «Ребенок в опасности» по телефону +7(800)200–19–10 (бесплатно, круглосуточно)
- Обратиться по номеру +7(800)200–01–22 Всероссийского Детского телефона доверия (бесплатно, круглосуточно).
Кибербуллинг
Кибербуллинг — это использование интернет-технологий с целью преследования, запугивания, унижения, оскорбления другого человека. Как правило, кибербуллинг происходит в соцсетях и зачастую эта деятельность может попадать под уголовные статьи (например, если человеку угрожают или умышленно порочат репутацию).
Согласно исследованию, около 37% пользователей интернета в возрасте от 12 до 17 лет сталкивались с издевательствами онлайн. О том, какие именно действия подразумеваются под словом «кибербуллинг», какие последствия он несет для ребенка, и что делать родителям, – читайте в нашем прошлом материале по этой ссылке.