Каковы причины и последствия юношеского максимализма

Юношеский максимализм — необходимый этап взросления психики. Именно эта особенность помогает подростку прочувствовать границы собственных эмоций и, как следствие, научиться ими управлять, корректировать и взаимодействовать с ними в будущем. Задача родителя в этот сложный период поддержать ребенка, выстраивая с ним доверительные отношения, научить его анализировать свои поступки, развивать критическое мышление и умение говорить «нет» в приемлемой и аргументированной форме.

В этом тексте мы расскажем о главных фазах подросткового максимализма, о его явных признаках, а также о том, как мамы и папы могут помочь своим детям преодолеть это трудное время.

Что это такое и когда появляется?

Юношеский максимализм — это специфическая особенность психики, заставляющая подростков и молодых людей судить обо всем категорично и прямолинейно, не допускать гибкости суждений, не соглашаться на компромиссы, преувеличивать свои способности и строить грандиозные планы. Данная черта характера возникает в раннем подростковом возрасте и постепенно исчезает по мере взросления и накопления жизненного опыта.

Наиболее распространенный возраст возникновения этого явления 12-14 лет.

Весь период юношеского максимализма делится на три основные фазы:

Ранняя фаза. В возрасте 12-15 лет ребенок осознает себя как отдельную самостоятельную личность, и у него начинает перестраиваться сознание. Он хочет принимать самостоятельные решения, в то же время не готов к той ответственности, которой от него требуют окружающие. Это вызывает у него внутренний протест и нежелание выполнять требования взрослых.

Средняя фаза. В возрасте 15-18 лет у юношей и девушек происходит половое созревание и гормоны кардинальным образом меняют их психику. Кроме того, они испытывают целый спектр неведомых им ранее чувств: влюбленность, влечение, обиду из-за безответной любви, ревность и прочее. Параллельно с этим они изображают из себя настоящих взрослых и всячески пытаются доказать это окружающим.

Поздняя фаза. В возрасте 18-22 лет парни и девушки уже являются созревшими физиологически. Их мысли перестают путаться из-за бушующих гормонов, но жизненного опыта пока очень мало. Они много думают о смысле жизни, философствуют, пытаются найти свою цель в жизни, строят грандиозные карьерные планы и мечтают создать идеальную семью.

Признаки юношеского максимализма, встречающиеся чаще всего:

  • чрезмерная требовательность и придирчивость к другим людям, особенно к ближайшему окружению;
  • избыточно строгие безапелляционные суждения;
  • критичное осуждение поведения и манер других людей, которые отличаются от собственных представлений;
  • нетерпимое отношение к слабостям других людей;
  • доведение избранных идеалов до максимума;
  • навязчивое стремление делать все самым лучшим образом;
  • идеализация жизни (те самые розовые очки);
  • непонимание реального положения вещей;
  • неуступчивость и несговорчивость;
  • впечатлительность и обидчивость;
  • вера в собственную уникальность и неповторимость.

Возможные негативные последствия

Обычно,  у этого периода нет четких временных рамок, так как он очень индивидуален. Безусловно, это важный этап взросления, через который проходит подросток. Однако, юношеский максимализм может иметь и ряд негативных последствий:

  1. Нарушаются семейные отношения. Взаимоотношения в семье могут разлаживаться, теряется привычная теплота, может даже наблюдаться разрыв отношений с родителями. Молодые люди считают, что родители относятся к ним несправедливо, слишком много требуют, чрезмерно опекают и воспитывают. В сторону родителей сыплются упреки, потребности близких игнорируются.
  2. Возникают сложности в формировании крепких дружеских отношений. Требовательность по отношению к себе и друзьям зашкаливает, а умение понимать и чувствовать другого недостаточно развиты. Нетерпимость к слабостям других людей, болезненное реагирование на малейшие замечания, беспочвенная критика даже малейших оплошностей других людей не добавляют гармоничности в отношениях со сверстниками.
  3. Становится трудно радоваться жизненным событиям, ситуациям, общению с другими людьми. Если мир воспринимать только в крайних категориях: хорошо – плохо, достойно – недостойно, люблю – ненавижу и т.д. можно застрять на одном из крайних полюсов и не заметить всех оттенков, нюансов, возможностей.
  4. Отклоняющиеся формы поведения. Примыкание к различным асоциальным группам к сектам, молодежным субкультурам, принятие их мировоззрения без всякой критики. Приобщение к курению, алкоголю, наркотикам.

Что делать родителям? 

Но как же вести себя родителям, если они замечают у своего ребенка признаки максимализма? Первое и самое важное правило — не паниковать. Если вы вдруг заметили, что ваш всегда  спокойный и в меру рассудительный ребенок стал вспыльчивым и обидчивым, начал остро реагировать на каждую мелочь, «раздувать из мухи слона», бросать дела, которые не получились с первого раза и категорично заявлять, что у него ничего и никогда не получится, сядьте рядом и выслушайте. Спросите, что именно не получилось, поддержите. Сопереживайте, но не поддавайтесь его настроению. Сложность родительского реагирования состоит  в том, что нужно придерживаться тонкой грани в отношениях, быть включенным в проблему, искреннее сопереживать, но одновременно оставаться спокойным и уверенным. Именно ваше спокойствие и уверенность в том, что из ситуации всегда есть выход, придаст ребёнку силы и поможет выйти из кризиса.

Второе правило — вам потребуется запастись терпением и принять ребенка как равного. Подросток хочет чувствовать себя взрослым и самостоятельным. Можно позволить ему быть таковым, но объяснить, что другой неотъемлемый атрибут взрослости – это ответственность. Продумайте зону его обязанностей и ответственности, а также возможные последствия в случае нарушения договоренностей. В этот период очень важно быть четким, последовательным и соблюдать границы. Это поможет подростку сохранять устойчивость.

Третье правило — начните с себя. Чаще всего, в основе детского максимализма лежит максимализм родительский. Внимательно и критично посмотрите на себя. Как вы реагируете на свои поражения или ошибки? А на ошибки своего ребенка? Много ли критикуете? Не завышаете ли планку возможного для себя или окружающих? Корни максимализма закладываются в детстве и в большинстве своем зависят от реакции родителей.  Если вы чрезмерно сокрушаетесь полученной четверке, а не пятерке, изводите ребенка за проигрыш на соревновании или постоянно читаете нотации, что соседский ребенок успешнее и удачнее вашего, с высокой долей вероятности в подростковом возрасте вы будете наблюдать юношеский максимализм в его самых ярких проявлениях.

Все это поможет ребенку пройти этот этап взросления с наименьшими «потерями».

1352 просмотров