Как учителю не допустить профессиональное выгорание freepik.com

У каждого человека есть свои правила профессиональной этики, которых он старается придерживаться. Учителя – не исключение. Но их правила особенные, ведь они напрямую связаны с детьми, с их искренним восприятием мира, любопытством и наивностью, а порой — обидчивостью и непослушанием.

Какими правилами руководствуются педагоги, чтобы ученикам было интересно в школе? Какие принципы выбирают для построения доверительных отношений? Почему личный пример считают одним из главных аспектов успешного взаимодействия между взрослыми и детьми? Своими принципами хорошего учителя поделились герои нашего материала – победители профессиональных всероссийских педагогических конкурсов.

«Дети – не будущие взрослые. Дети – это сегодняшние дети»

Как считает Елена Стальмак, победитель Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», педагог дополнительного образования историко-краеведческого клуба «Петрополь» «Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных», детство – это чудесный период в жизни человека, когда всё ещё можно изменить: признать и исправить ошибки, заполнить пробелы, дать опыт уважения и принятия, теплого и безопасного общения.

Воспитывает только личный пример педагога. Педагог, который не читает, не поможет детям полюбить чтение. Ленивый человек не воспитает трудолюбивого, ограниченный – любознательного. А вот лицемерие таким образом взрастить очень просто. Поэтому педагог – это человек, который всегда должен работать над собой.

Уважайте опыт детей. Дети – не будущие взрослые. Дети – это сегодняшние дети. У них есть свой опыт, свои умения и навыки. Не стоит делать за детей то, что они умеют делать сами, наоборот, нужно обратить внимание на то, что они молодцы, освоили какой-то полезный навык. Потому что дети, как показывает практика, умеют гораздо больше, чем мы предполагаем.

Учитесь вместе. Ничто не может остановить прогресс, поэтому мы обсуждаем с ребятами гаджеты, платформы, сайты, выбираем самые полезные приложения, каждую неделю осваиваем новую полезную программу или гаджет. Мы вместе растем, расширяем горизонты, приобретаем полезные привычки самообразования.

Давайте честную обратную связь. Я стараюсь быть искренней со своими учениками. Даю им адресную и честную обратную связь. Что я почувствовала, когда, например, проверила тесты? Я гордилась одним, была огорчена работой другого, восхищалась трудолюбием третьего. Все дети разные, и каждый достоин честной обратной связи без обобщений, без необходимости догадываться и домысливать, с большим уважением к личности каждого ребенка.

«Чтобы воспитать человека, нужно сначала самому стать им»

По мнению Дмитрия Лутовинова, победителя конкурса «Учитель года России –2022», преподавателя истории школы №17, города Орехово-Зуево, невозможно достичь высот, если не приложить к этому значительных усилий. Именно педагоги, как примеры постоянного личного развития, могут помочь привить детям любовь к учебе и труду.

Будьте проще, и люди к вам потянутся. Мои родители были представителями рабочей интеллигенции: дедушка – начальник предприятия, бабушка – директор школы. Несмотря на то, что они занимали достаточно высокие должности, никогда не ставили себя выше других. Я продолжаю следовать этому правилу в общении с учениками.

Признание можно заслужить только трудом. Раньше труд считался высшей ценностью. Но сейчас довольно часто можно встретить молодых людей, которые мечтают ничего не делать, при этом хорошо зарабатывать. Я думаю, что такая позиция не ведет к развитию. У нас много прекрасных, активных, умных, деятельных и старательных девушек и юношей, которых нужно поддерживать, а уже их примером мотивировать других ребят на собственное развитие.

Если делаешь что-то, делай хорошо. Главным «оружием» молодого педагога я считаю любовь к предмету. Только так можно заслужить настоящий авторитет у ребят и привить интерес к знаниям, искусству или науке.

Личность воспитывает личность. Как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим». Поэтому еще одно правило, которое должен помнить каждый учитель: в ученике нужно видеть не только ребенка, а, прежде всего, человека. В общении с детьми важна искренность, они чувствуют фальшь. И всегда помнить о том, что ребенок рождается чистым листом, а дальше он формируется в зависимости от окружения, то есть взрослых.  Так личность воспитывает личность, поэтому, чтобы воспитать человека, нужно сначала самому стать им.

«Образовательное пространство – это поле гибкого поведения»

Ирина Даренская, победитель Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека», кандидат исторических наук, декан социально-гуманитарного факультета Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», уверена, что каждый ребенок уникален. Не бывает шаблонных подходов в образовательном процессе, а для учителя важно найти ключик для каждого ученика, чтобы открыть ему мир знаний. И это возможно только в том случае, если у педагога большой арсенал профессиональных приемов.

Учитесь справляться с эмоциями. Контролируйте себя, свои эмоции, свой гнев, не позволяйте душе «злобиться». Именно так говорила мне бабушка, замечательная женщина, у которой было семь детей, огромное хозяйство, тяжелая работа. Но при всей своей загруженности она всегда нам говорила, как Карлсон Малышу: «Спокойствие, только спокойствие». Как бы не разворачивалась ситуация, старайтесь не давать эмоциям взять верх. Поступайте так, чтобы потом не сожалеть о сказанном и сделанном в гневе.

Проявляйте гибкость. Я стараюсь гибко реагировать на «вызовы внешней среды» и быть готовой к ним. Студенты могут не подготовиться к паре, может измениться расписание, могут пригласить на интересное образовательное событие, может появиться новый профессиональный вызов. И вы должны быть к этому готовы. Нужно видеть в сложившейся ситуации не проблему, а задачу, которую следует решить, адаптируя различные педагогические приемы: действовать «по-другому», иногда включать режим «антиучителя», меняясь ролями, возможно, начать двигаться в противоположном направлении от цели. И этого не нужно бояться! Я всегда помню, что все люди разные, с разными потребностями, ценностями, целями, отношением к миру. Нет шаблонных решений. Образовательное пространство – это поле гибкого конструкторского поведения.

Держите слово. Это применимо ко всему, что нас окружает. К сожалению, сейчас существуют проблемы с ответственностью. Ответственность нужно формировать и у себя, и у других. Быть ответственным по отношению к профессии, ответственным при подготовке к каждому занятию, ответственным за взятые обязательства. Дети очень чутко реагируют на данные обещания, поэтому, если пообещал, нужно выполнять.

Сохраняйте способность удивляться, вдохновляться и радоваться. Мир образования удивительный. И основа этого мира – ученики, студенты, коллеги, родители. Я всегда стараюсь сохранять способность и желание удивляться, радоваться их успехам, достижениям, большим и маленьким открытиям, желанию творить и созидать. Когда начинает садиться батарейка, я оглядываюсь, смотрю на опыт коллег, студентов, партнеров, родителей, черпаю энергию в их опыте, проектах, примерах, идеях. И так возникает волшебный эффект синергии.

 «Обещаешь – выполняй»

Еще один наш герой Павел Терехов, победитель Всероссийского конкурса «Директор года России – 2022», директор столичной школы «Покровский квартал», убежден, что воспитать порядочное и ответственное поколение можно только в случае тесного диалога и умения слушать и слышать друг друга. Также важно выполнять взятые на себя обязательства и обещания, открыто говорить с детьми о простом и сложном.

Договаривайтесь. Школа – это место, где разные поколения договариваются друг с другом. И ключ в этой фразе именно в слове «договариваются». Взрослые неизбежно когда-нибудь уйдут и не смогут помочь детям. Когда этот момент наступит, ребенок должен быть разумным, самостоятельным и приличным человеком. Очень важно не давить на детей, не поучать, не пользоваться временной ситуацией, когда взрослый сильнее, а учить ребят думать, общаться со сверстниками, слышать других людей. И тогда этот процесс договоренностей будет действительно запущен, а взрослые и дети будут общаться, как равноценные партнеры.

Будьте честными. Я согласен с тем, что сложно рассуждать о всеобъемлющей честности. Ведь все мы знаем, что иногда ложь все-таки бывает во благо. Но что совершенно точно необходимо делать взрослым людям по отношению к детям, так это выполнять обещания. Только так у ребенка сформируется понятие ответственности за свои собственные обещания. Он будет видеть перед собой положительный пример. А если обещать и не выполнять, то ни о каких договоренностях между поколениями не может быть и речи.

Отбросьте предвзятость. Дети, которые учатся жизни у взрослых, всегда должны понимать, что требования к ним абсолютно справедливые и обоснованные. Что выполнения этих требований будут оценены одинаково и по прозрачным критериям. У педагога не должно быть субъективности и предвзятости.

Учите корпоративности. Жизнь в школе, как и в любом коллективе, невозможна без чувства сопричастности детей, учителей, всех сотрудников учебного заведения. Выполнять поставленные задачи «для галочки», чтобы получить хорошие отметки или зарплату, не совсем правильно. Важно создать такие условия, чтобы и дети, и взрослые были сопричастны к образовательному процессу, к школьной жизни. Хорошим подспорьем в создании корпоративности становится система самоуправления детей в школе.

850 просмотров