Путь в педагогику

Николай Кириллович родился 6 декабря 1902 года в Московской губернии Российской империи в семье бедных крестьян. Педагогическая деятельность Гончарова началась довольно рано: уже в 18 лет он преподавал в народной школе первой ступени. В 1926 году он поступил в Академию коммунистического воспитания им. Н. Крупской. Окончив учебное заведение, отправился работать в Калугу в местный Педагогический техникум, где занимал должность директора, а немного позже возглавил Калужский педагогический институт. Свою профессиональную деятельность Гончаров вел в Высшем Коммунистическом институте просвещения и в МГПИ им. В. Ленина. Он был членом-корреспондентом, действительным членом и первым вице-президентом Академии педагогических наук СССР.

Гончаров пришел в педагогику в 30-х годах прошлого столетия, когда формировался новый костяк ученых-педагогов советского государства, строивших новую систему образования, которая опиралась на учения великих вождей Ленина и Сталина. В 1940-1970-х годах Николая Кирилловича по праву называли «лицом» советской педагогики, ведь по его учебникам и методическим пособиям учились студенты всех педагогических вузов и техникумов страны.

За свою жизнь он написал десятки статей, пособий, научных работ, учебников, где говорил об актуальных проблемах воспитания и обучения, методах и методологии педагогических исследований, истории отечественной и зарубежной педагогики.

Ориентация на труд

Николай Кириллович всю профессиональную жизнь изучал проблемы образования школьников и построения системы образования, поэтому он часто критиковал процессы обучения детей, которые были организованы в нашей стране. Гончаров отмечал, что в школе дети не получают всестороннего развития, а система образования не нацелена на выявление индивидуальных интересов и способностей учащихся. Он говорил, что изучение школьных предметов не подразумевает освоения профессиональных навыков и не нацелено на труд, при этом перегруженные учебные программы негативно сказываются и на усвоении предметов, и на здоровье учеников.

Чтобы исправить ситуацию, Гончаров предлагал для школьников старшего звена изучение школьной программы по профилям, а для этого он считал необходимым разделить классы на физико-математические, химико-технологические, естественно-агрономические и гуманитарные. Оставить в качестве общих предметов он предлагал только несколько предметов. Такая дифференциация программы предполагала повышение интереса школьников к изучению теоретических и практических основ общих и профильных предметов, открывала возможность ученикам проявить свои творческие способности и активизировать процесс развития интеллекта.

Предложение Гончарова опираться на интересы школьников и ориентировать их на трудовую деятельность хорошо вписывалось в общую концепцию советского образования, которое было нацелено на воспитание всесторонне развитого человека. Советская школа была проводником в процессе формирования взглядов на развитие природы, общества и мышления и воспитывала в детях истинный интерес к науке.

Критика идей

Главными научными работами учёного стали два труда — «Основы педагогики» и «Вопросы педагогики». Так как все работы Гончарова были пропитаны духом советской идеологии, а воспитание он рассматривал с точки зрения механизма укрепления советского государства, идеи теоретика находили и сторонников, и подвергались сильной критике со стороны его коллег, часто вызывая острые дискуссии среди педагогов.

Основные претензии, которые предъявлялись Гончарову — трансляция партийных идей через науку, выдача обобщенного педагогического опыта за исследовательские методики, ориентация на идеальные модели поведения, отсутствие интереса к существующим проблемам образовательного процесса. Тем не менее ученому удалось сменить вектор образовательной системы целой страны и создать теоретическую базу для работы со школьниками в рамках своего времени.

Советский теоретик педагогики ушел из жизни в 1978 году, оставив в наследие десятки трудов, которые сегодня утратили научную ценность и превратились лишь в документальное свидетельство советской эпохи, но послужили опорой для развития новых теоретических учений и педагогических методик, актуальных для нашего века.

 

484 просмотров