Причины и предотвращение подростковой агрессии

В подростковом возрасте дети зачастую становятся эмоционально нестабильны. Психологи связывают это с биологическими факторами: гормональный всплеск, перестройка организма, половое созревание. Но в некоторых случаях перепады настроения могут принимать радикальные формы и перерастать в агрессию. Бунтарство может привести ребенка в деструктивные сообщества и, как следствие, к правонарушениям.

О факторах, которые могут спровоцировать агрессивное поведение подростков, а также о том, почему интернет не является самой главной опасностью в жизни ребёнка, рассказали специалисты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно со старшим научным сотрудником лаборатории когнитивных исследований Кириллом Хломовым.

Основные причины подростковой агрессии

Для подросткового возраста характерно рисковое поведение. Один из маркеров, который на это указывает, – высокая смертность по причинам, не связанным с заболеваниями именно в этот возрастной период. Рисковое поведение тесно связано с агрессией. Также оно может быть связано с депрессивными и негативными эмоциональными состояниями.

Если мы понимаем агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, которое противоречит принятым нормам и правилам, и в целом существованию человека в обществе, то одна из причин агрессивного подросткового поведения может быть объяснена фрустрационной теорией агрессии. В соответствии с этой теорией в тот момент, когда подросток испытывает фрустрацию, связанную с устойчивой неудовлетворённостью его физических и психологических потребностей, эти переживания способствуют агрессивному поведению.

Также на выраженность и на форму агрессивного поведения будут влиять биологические и социальные факторы. Агрессивное поведение подростков может быть спровоцировано агрессивными убеждениями и установками, высокой степенью враждебности в той среде, в которой взрослеет подросток, импульсивностью, характерной для подросткового возраста, несформированной способностью к эмоциональной и социальной саморегуляции.

Как правильно работать с подростковой агрессией?

Существуют разные формы агрессивного поведения подростков. По классификации А. Басса, были выделены такие формы:

  • физическая;
  • косвенная;
  • негативизм;
  • зависть;
  • ненависть к окружающим;
  • подозрительность;
  • вербальная агрессия;
  • манипуляции при помощи чувства вины.

Конкретных форм агрессивного поведения существует огромное множество. И в работе с подростковой агрессией все зависит от того, с какой формой мы планируем работать. В каждом случае важно понимать, что агрессия не возникает сама по себе, всегда есть социальный контекст, в котором она проявляется.

Есть ситуации, в которых агрессия объективно может быть чем-то необходимым, например,  в спортивных соревнованиях по боксу. В этом конкретном случает физическая агрессия легализована. Если подросток был вовлечен в деструктивную деятельность, но потом переключился на спортивное поведение, то это тот случай, когда происходит преобразование антисоциальной агрессии в просоциальную.

Второе, что мы обязательно рассматриваем для работы с подростковой агрессией, это социальная среда, в которой ребенок находится. Сюда входит и семья, и школа, и то окружение, в котором растет подросток вне дома.

Все эти факторы сильно влияют на формирование агрессивного поведения. От них зависит, в какой форме оно проявится. Учитывая вышеперечисленные факторы, необходимо вести комплексную педагогическую, психологическую и социальную работу, направленную на развитие соответствующих социальных компетенций и формирование адекватного поведения.

Каким образом подростковая агрессия находит выход в молодежных субкультурах?

Одной из важных задач в подростковом возрасте является построение отношений со сверстниками и эксперименты с социальными ролями. Очень много потребностей и задач подростки реализуют в общении со сверстниками.

Имеющее в том числе и социальную природу агрессивное поведение сильно зависит от отношений со сверстниками и факторами социальной среды. Социальное развитие подростка происходит в школе, однако если ребенок не находит там возможностей для этой реализации, он ищет другую территорию для решения этой задачи. Как показывает практика, дети, принимающие активное участие в школьной жизни, в школьных мероприятиях, в меньшей степени оказываются вовлечены в деструктивные сообщества.

Если подросток не находит признания и понимания среди сверстников, не может выстроить с ними отношения, в которых он особенно нуждается в подростковом возрасте, риск быть вовлеченным в какую-либо субкультуру, где он будет самоутверждаться через агрессию и деструктивное поведение, может возрастать.

Какие именно субкультуры способствуют большему развитию агрессии у подростков?

Здесь нельзя выделить какую-то одну определенную субкультуру. Есть несколько криминальных субкультур или субкультуры, связанные с «околофутбольной» средой.

Субкультура – это лишь форма для выражения агрессии. Она может способствовать тому, что агрессия будет направлена против чего-то или кого-то, предлагает некоторую цель. Она способствуют тому, что агрессивное поведение становится антисоциальным, но не является причиной возникновения агрессивного поведения.

На чем должна быть основана профилактика подростковой агрессии?

Эффективная профилактика в первую очередь должна быть основана на хорошо выстроенной и динамично меняющейся системе социальной работы, педагогических и психологических воздействий. Эта система должна включать в себя множество элементов, одни из которых связаны с социальными сетями, с поведением в интернет-пространстве, другие – с социально-педагогическими службами в школах, третьи – с социальной и психологической работой с семьей, четвёртые – с доступностью психологической, психиатрической и медицинской помощи, пятые – с судебной и правоохранительной системами.

Все эти элементы должны выстраиваться в одну систему и сохранять возможность взаимодействия и сотрудничества и динамичных изменений. Невозможно разработать одну единственную профилактическую программу агрессивного поведения, внедрить ее, и она будет 20 лет приносить результаты. Система профилактики рискового поведения требует модификации каждые несколько лет, так как и общество тоже меняется достаточно быстро.

Верно ли считать, что интернет негативно влияет на развитие личности подростка?

Интернет – это глобальное явление в человеческой жизни, которое имеет положительные и отрицательные стороны, как и любое другое явление такого масштаба. Если рассматривать различные научные исследования, мы увидим, что нет однозначного негативного влияния интернета на развитие подростков. Неудачными оказываются крайности: когда ребенок совсем не пользуется гаджетами, он оказывается близок к социальному исключению, а также когда ребенок чрезмерно пользуется интернетом, возникает зависимость. И то, и другое начинает негативно влиять на его развитие.

Однако сам интернет не может быть источником рисков, он может их только усиливать, предлагать формы для рискованного поведения, делать их доступнее. В отдельном случае подросток может встречаться с агрессивным поведением других людей: интернет также является социальной средой, и ребёнок может стать жертвой мошенников или кибербуллинга. Подробнее о кибербуллинге читайте здесь.

Но основными источниками угроз, которым подвержен подросток, в том числе и в виртуальном мире, могут быть, например, неудовлетворённые потребности в общении и развитии, близкая социальная среда, семья и школа, в которой он находится, структура его личности и умение справляться со стрессом.

756 просмотров