В каждой семье бывают конфликты. Но случается и так, что разобраться без вмешательства третьих лиц просто невозможно. Помощь в решении спорной ситуации оказывают учителя, психологи, а иногда требуется помощь медиатора — профессионального посредника в урегулировании конфликтных ситуаций. О методах, которые применяются для налаживания ситуации во взаимоотношениях родителей и детей или между сверстниками, нам рассказал Рустем Максудов, практикующий медиатор с 24-летним опытом работы, председатель Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, научный сотрудник лаборатории фундаментальных и прикладных научных исследований Института воспитания РАО.
Рустем Рамзиевич, практическая работа медиатора знакома далеко не всем. Расскажите, чем будет полезен этот специалист при решении спорных семейных вопросов? И в каких именно случаях потребуется медиатор?
Медиатор — это человек, который налаживает коммуникацию между двумя конфликтующими сторонами, помогает им услышать друг друга и прийти к примирению, найти компромисс. Если мы говорим о спорных ситуациях, где принимают участие дети, то конфликт может случиться между школьниками, между родителями и детьми, между подростками и учителями. Участников может быть двое, а может быть ситуация, когда группа ребят настроена враждебно по отношению к другой группе сверстников. Помощь медиатора может понадобиться в разбирательствах после совершения какого-то проступка, в ситуации устного конфликта, а также для профилактики происшествий. Например, у меня в практике была ситуация, когда за помощью обратилась мама девочки подросткового возраста. Женщина не могла найти с дочерью общий язык, между ними постоянно возникали разногласия, потому у мамы появились страхи, что дочь может совершить проступок. Мы дали возможность каждой стороне высказаться и понять друг друга. Налаживание взаимопонимания важнейший процесс в медиации. Со временем нам удалось добиться потепления в отношениях этой семьи.
Кто может выступить в роли медиатора?
Чаще всего медиатором выступает взрослый специально обученный человек, который в своей работе опирается на междисциплинарные гуманитарные знания и определенные навыки. знания психологии. Но в этой роли может быть и школьник. В моей концепции школьных служб примирения, которую я разрабатываю уже 15 лет организовать группу ребят, которые будут помогать в урегулировании конфликтов, можно в любом учреждении среднего образования. Службу примирения можно также организовать на базе учреждений социальной защиты, молодежной политики и некоммерческой организации, которые смогут работать с более сложными ситуациями. Сегодня во многих школах работают ученики 7-10 классов, которые добровольно помогают сверстникам найти общий язык. Школы, которые захотели организовать такую службу у себя в учреждении выдвигают взрослого представителя для обучения основам работы в конфликтных ситуациях на основании технологий восстановительной медиации. Потом эти знания они передают добровольцам. В дальнейшем ребята ведут переговоры с участниками различных конфликтов, чтобы предотвратить тяжёлые последствия, например, драки. У нас в практике было много случаев, когда ребята в результате индивидуальных бесед с враждующими сверстниками сумели примирить их и предотвратить стычки. Например, среди пятиклассников московской школы были регулярные драки. Я проводил с детьми круг сообщества, где мы обсуждали способы выхода из ситуации. В результате ребята сами предложили варианты решения конфликта.
А что собой представляет круг сообщества? Как этот подход помогает в разрешении конфликтной ситуации?
Круг сообщества — это возможность открыто обсудить проблемную ситуацию за одним столом совместно с заинтересованными лицами (родители и другие родственники, школьные учителя или авторитетные для учеников работник, специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). Но перед тем, как состоится встреча проводится большая работа с участниками конфликта: индивидуальные беседы, которые помогают понять настрой всех сторон. Тут есть одно условие: если участники спора не принимают ценности круга хотят идти на компромисс, не настроены на обсуждение, то и работа медиатора не будет полезной, а круг сообщества не сможет состояться. Бывает, конечно, что разрешить все вопросы удаётся уже в процессе индивидуальных бесед. Тогда круг сообщества не проводится, так как основные цели уже достигнуты. Этот метод работы помогает участникам наладить взаимопонимание. Важно отметить, что здесь не эксперты, а сами участники разрабатывают пути решения, которые помогут улучшить взаимоотношения между конфликтующими сторонами.
Можно ли сказать, что в случае разбирательства по конкретному проступку виновник получает смягчённое наказание?
Наша задача не смягчить наказание, а сделать так, чтобы обе стороны преодолели враждебность и не испытывали желание мстить друг другу. Далеко не всегда решение суда может удовлетворить даже саму жертву. Пострадавшая сторона не всегда ждёт, что обидчика отправят в специальное учреждение на некоторый срок или обяжут выплатить штраф. При судебных разбирательствах за основу берётся закон, медиатор же опирается на ценности примирения. Медиатор занимает нейтральную позицию. Мы не оправдываем виновника, но участники совместно анализируют условия его поведения, мы не занимаем позицию жертвы, но берём во внимание её мнение по отношению к обидчику и ставим вопрос о заглаживании вреда, мы помогаем двум конфликтующим сторонам услышать друг друга и понять. В работе ставится три вопроса: к каким последствиям для участников привела ситуация, как можно возместить вред или искупить вину, как сделать, чтобы это не повторилось. Ответы на эти вопросы помогают урегулировать криминальную ситуацию. При этом окончательное решение принимает суд, когда речь идёт об уголовно наказуемых деяниях.
Одна из задач медиатора — профилактика противоправных действий. Что делать, чтобы не допустить асоциального поведения своего ребёнка и не воспитать малолетнего преступника?
Дать какие-то универсальные рекомендации для всех случаев довольно сложно. Каждая конкретная ситуация может иметь несколько путей решения, зависящих от множества обстоятельств, из которых и складывается конфликт и его дальнейшее течение. Есть только один совет — не бояться обратиться к специалистам. Если вы чувствуете, что взаимоотношения в семье требуют коррекции или узнали, что ваш ребёнок конфликтует с кем-то (причём не имеет значения статус и возраст оппонента), важно выходить на разговор, потому что любой устный конфликт может перерасти в что-то более серьёзное. Именно работа с конфликтной ситуацией в самом начале будет профилактикой тяжёлых последствий. И школьные службы примирения здесь часто играют значимую роль, потому что могут повлиять на ситуацию и организовать примирительный диалог.
Куда обратиться семье в случае необходимости воспользоваться услугами медиатора?
Организацией, которая поможет найти специалиста по урегулированию семейного конфликта, может быть комплексный центр социального обслуживания населения, он есть в любом городе. Там трудятся психологи и могут быть специально обученные люди, выполняющие роль медиатора в различных ситуациях. Всероссийская ассоциация восстановительной медиации, председателем которой я являюсь, работает с более чем 20 регионами России, где медиаторами могут быть специалисты КЦСОН, центров помощи семье и детям, образовательных организаций, комитетов молодёжной политики, реабилитационных центров, некоммерческих организаций, которые оказывают социальную и психологическую помощь населению. Наш подход позволяет регулировать конфликты, криминальные ситуации, а также работать с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Помощь можно получить бесплатно, а также на коммерческих условиях. Самое главное, чтобы специалисты смогли завоевать доверие у населения и оказать поддержку, тогда даже самый сложный конфликт будет исчерпан.
В России поддержку в работе медиаторов оказывает Министерство просвещения, в частности Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. Во многих регионах эффективно работают службы примирения (Самарская, Волгоградская, Кемеровская области, Пермский край, Республика Татарстан, Архангельская, Вологодская, Липецкая, Тульская, Томская область, Камчатский край и многие другие).