Нередко родители переживают из-за невнимательности ребенка: «Эх, наш Саша и 5 минут не может посидеть на одном месте, да и в детскому саду жалуются, что на занятиях постоянно отвлекается, даже короткую сказку не может дослушать до конца».
Качества внимания переменчивы. Например, когда ребенок испытывает стресс или усталость, снижается и его способность к концентрации, сужается объем воспринимаемой информации.
Но внимание можно и нужно целенаправленно развивать. Мы составили подборку упражнений-игр, которые помогут вашим детям в этом.
«Заметь все»
Разложите в ряд 5-7 разных предметов или картинок, закройте их. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закройте их и предложите ребенку перечислить все предметы, которые он запомнил. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросите у ребенка, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова покажите все на 10 секунд. Предложите определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, предложите сказать, какого цвета каждый из них.
«Поиск предмета»
Играющие дети выходят из комнаты. В это время положите маленький предмет (значок, колечко, ластик) на видное место. Играющие по очереди входят в комнату; им разрешается сделать один круг по комнате и назвать, какой же новый предмет появился. Тот из детей, кто с задачей не справился, со штрафным очком переходит в следующий тур.
«Что изменилось»
Выберите водящего. Остальные играющие принимают определенные позы, которые водящий должен запомнить. Затем он выходит из комнаты, а играющие должны сделать определенное количество изменений (по договоренности) в одежде, в позах. Вошедший водящий должен вернуть всех в исходное положение. Если водящий нашел все изменения, то у него хорошая наблюдательность.
«Зеркало»
Встав напротив, показывайте ребенку движения. Он – «зеркало», должен их отображать. Разнообразить эту игру можно так: объясните ребенку, что «зеркало» не выспалось и поэтому повторяет движения с запаздыванием на одно. Еще один вариант этой игры: вы показываете какие-то движения, а дети должны их повторять, кроме одного или двух. Например, если ведущий поднимает руки вверх — дети должны хлопнуть в ладоши; при положении «руки в стороны» — топать ногами. Тот, кто ошибся, сам становится ведущим.
«Слух индейца»
Предложите детям короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (можно специально «организовать» некоторые шумы). Эту игру можно провести как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.
«Найди пару»
Приготовьте несколько пар одинаковых картинок – вы сможете их нарисовать вместе с ребенком, разрезав картон на квадраты. С 5-6-летним ребенком можно начать игру, взяв 12 пар, но запасите их побольше, чтобы позже добавить для усложнения и интереса (младшие подростки могут играть уже с полусотней пар). Разложите все карточки на столе картинками вниз и хорошо перемешайте. Разложите их рядами, в прямоугольник. Играющие открывают по очереди любые две карточки, так чтобы всем хорошо были видны картинки. Если найдены две одинаковые, игрок забирает их себе, если это не пара – возвращает на место, вновь перевернув изображениями вниз. Ходит следующий игрок. Победитель тот, кто собрал больше пар. Постепенно игру можно усложнять: например, условиться о праве дополнительного хода для игрока, нашедшего пару: или, если игрок ошибся, открыв вторую карточку, а потом вспомнил месторасположение нужной ему карточки, он имеет право открыть третью карточку: при ошибке очередь в любом случае переходит к другому игроку.
Выводы
Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.
Играя в предложенные выше игры со своими детьми, меняйтесь ролями, предлагая и ребенку выступить в качестве ведущего и загадывать эти задания вам, чтобы он был равноправным партнером. Пусть ребенок чувствует по вашему настроению, что вы играете с ним, потому что вам это приятно. Не заставляйте ребенка играть в эти игры, «потому что есть проблемы со вниманием».