С чего все начинается

Дошкольники с 4-5 лет уже могут представить то, чего на самом деле не было, но еще не осознают, что, говоря неправду, они нарушают моральные нормы. В этом возрасте у детей начинает развиваться фантазия, и им ничего не стоит спутать, что было в реальности, а что «понарошку». Взрослые часто пугаются этого, принимая фантазии ребенка за ложь. Но это совершенно разные вещи.

После пяти лет ребенок начинает лучше ориентироваться: за что его наказывают и хвалят, как можно повторить приятную для себя ситуацию. Так он обнаруживает один из самых простых вариантов  – обман. Примерно к 7-8 годам большинство детей уже четко отличают фантазии от реальности, а ложь становится моральной категорией. Дети начинают понимать, что лгать плохо не потому, что ложь не нравится взрослым, а потому, что на вруна нельзя положиться, с ним не хотят дружить. Но, тем не менее, есть причины, которые заставляют идти на обман.

Причины лжи

Среди основных причин детской лжи можно выделить следующие:

  1. Страх. Ребенок лжет, потому что боится, что его накажут.
  2. Большое количество запретов. Если взрослые постоянно твердят «нельзя», ребенок идет на хитрость. Обман становится способом получить то, о чем он мечтает, что невозможно добыть другим путем.
  3. Желание добиться любви и похвалы. Ребенок начинает хвалиться несуществующими успехами, приукрашивает уже существующие, чтобы добиться поощрения родителей. Чаще всего в этом виноваты сами родители, которые требуют от ребенка слишком много.
  4. Желание самоутвердиться. В ответ на успехи сверстников ребенок может рассказать о своих вымышленных подвигах, богатстве родителей и т. д. Исследования показали, что дети из неблагополучных семей лгут чаще. Им объективно труднее соревноваться со сверстниками в учебе, в наличии игрушек, интересном досуге, и они поддерживают свой статус ложью.
  5. Задетое самолюбие. Например, если ребенок не может ответить своим обидчикам, он может начать придумывать истории, в которых выглядит героем.
  6. Слишком горячее желание взрослых воспитать вежливого и интеллигентного человека. Исключительно из лучших намерений родители учат ребенка скрывать свои эмоции, не разрешают ему (да и самим себе) говорить о своих негативных чувствах.
  7. Пример взрослых. Когда ребенок сталкивается с тем, что слова не всегда соответствуют поступкам, а обещания очень быстро забываются, он может начать врать. День, когда ребенок обнаружит, что его обманывали, станет крахом родительского авторитета. Помните, подражание является одним из наиболее важных способов научения ребенка, а родители – главный образец для подражания.
  8. Ложь во спасение. Дети могут лгать, чтобы защитить или не обидеть товарища.
  9. Назло. Дети прекрасно осознают, что ложь раздражает взрослых, и, порой, именно этого и добиваются – хотят рассердить родителей, даже если им придется перенести наказание.

Что делать, если ребенок врет

Если вы вдруг обнаружили, что ребенок соврал вам, не стоит кричать, ругаться, устраивать допросы, «выбивая» правду. Агрессивная реакция на обман лишь усугубляет желание ребенка дальше лгать и изворачиваться, чтобы избежать наказания. Не делайте вид, что вы поверили, а спокойно скажите, что эти слова вызывают у вас сомнение. В таких случаях нет ничего лучшего, чем спокойный и рассудительный разговор без повышенных тонов.

  • Расскажите о своих чувствах. Ребенок должен услышать от вас о вашей обиде, увидеть, что вы искренне расстроены.
  • Объясните, что лгать родителям нет необходимости. Задумайтесь, что мешает ребенку быть откровенным с вами, почему он скрывает те или иные факты. Постарайтесь стать со своим ребенком близкими людьми, которым ложь просто не нужна. Почаще показывайте детям, что вы их любите безо всяких условий, независимо от совершенных оплошностей, что каждый в жизни совершает большие и маленькие промахи, и ничего страшного в этом нет.
  • Всегда держите свое слово. Если в каком-то случае вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему вы это не можете выполнить, и извинитесь. Говорите ребенку правду. Не бойтесь быть искренним с ним, когда чего-то не знаете, признайтесь в этом.
  • Не задавайте провокационных вопросов, которые повлекут за собой ложь в целях самозащиты. Если, например, вы узнали, что ребенок завалил проверочную работу, не стоит спрашивать его: «Ну, как прошла контрольная? Ах, нормально?! На этот раз ты меня не обманешь! Я знаю, что ты ее «завалил». Вместо этого лучше прямо сказать ребенку: «Я знаю, что ты не справился с контрольной. Мы волнуемся и думаем, как тебе помочь».
  • Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было нелегко. Если ребенок сам сознается во лжи, ни в коем случае не прибегайте к наказанию. Лучше ободрите его, чтоб он поверил в себя: раз он мог сознаться, что сказал неправду, значит он – честный и больше обманывать никого не станет.
  • Не навязывайте ребенку слишком много правил. Помните: больше правил – больше шансов, что они могут быть нарушены ребенком, и чаще ребенок будет прибегать к обману как к средству избежать наказания. Если ребенок врет без причины, фантазирует, слишком мечтателен, но при этом не прилагает усилий для того, чтобы воплотить свои мечты в жизнь, необходимо деликатно «возвращать его на землю» и прививать вкус к настоящему делу.
Если Вам понравилась статья, предлагаем её оценить: