Система, ориентированная на внутренний мир учащегося

Владимир Абрамович одним из первых, еще в 1963 году, стал применять методику коллективного творческого воспитания, она же коммунарская методика. Успешный опыт впоследствии подхватили многие школы по всей России. Главной идеей этой системы была ориентация на личность учащегося, его внутренний мир, способности и интересы. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива, которая опирается на системность, комплексность воспитания, интеграцию педагогических воздействий и необходимость коллективного творчества.

Стиль отношений взрослых и детей строился на демократичности и сотрудничестве. «С детьми можно и нужно говорить на равных», – говорил Владимир Абрамович. Грубый тон, равнодушие, публичная критика поведения или успеваемости считались неприемлемым поведением со стороны учителя. А вот к целесообразным действиям педагогов Караковский относил заинтересованность, доброжелательное отношение к каждому и открытость. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в этой системе являлось то, что почти всегда возникали дружеские связи. Например, совершенно естественна была ситуация, когда подростки пили чай в кабинете завуча вместе с хозяином кабинета, обсуждая при этом личные проблемы.

Коммунарские сборы

Основная форма организации жизнедеятельности школьного коллектива – совместная подготовка и проведение неформальных творческих дел. Учащиеся вместе с воспитателями организовывали спортивные и творческие конкурсы, научные экспедиции, театральные и музыкальные поставки, а также коммунарские сборы.

Весенний коммунарский сбор, который проводился в каникулы, долгие годы являлся главным функциональным узлом этой системы. Сбор длился всего три дня, за которые участники успевали создать и продемонстрировать спектакли, стенгазеты, песни и танцы. По словам Караковского, на сбор приезжали для того, чтобы на какое-то время окунуться в особый мир, созданный по законам, отличным от законов мира реального.

Кроме того, сбор — это и школа актива, поскольку он включал т в себя организаторскую работу. Старшеклассник-комиссар брал на себя функции организатора, педагога и даже психолога. Сбор для его участников имеет и развивающее, и образовательное, и психокоррекционное значение. Показывая учащимся разрыв между идеалом и повседневной жизнью, сбор и у воспитанников, и у воспитателей порождает желание изменить обычную жизнь своей школы, совершенствовать ее воспитательную систему.

Общешкольные ключевые дела

Кроме коммунарских сборов в системе московской школы № 825 был создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной жизнью школы. Этому действию Владимир Абрамович дал название «ключевые общешкольные дела». Дела эти были ориентированы на те ценности, которые вырабатывались на сборах и тесно переплетались с повседневными будничными ситуациями. Например, творческая учеба удовлетворяла потребности учеников в свежих впечатлениях и в свободном общении, дидактический театр активизировал познавательные интересы, давал возможность самоутвердиться школьным эрудитам, праздник песни удовлетворял важную потребность в сценическом самовыражении.

Если на сборе деятельность была подчинена главным образом отношениям, созданию определенного эмоционального настроя, то в ключевых делах гораздо большую роль играла собственно деятельность. В школе стали использовать групповые формы работы на уроке, появились новые форматы урока, например, межпредметные, интегративные и разновозрастные уроки. Обыденная учебная работа, требующая напряжения, и не всегда соответствующая личным интересам школьника, стимулировалась межличностными отношениями между педагогами и учащимися.

Владимиру Абрамовичу Караковскому удалось внедрить модель гуманистической воспитательной системы, по которой до сих пор работают многие школы по всей стране. 1 апреля 2021 года московской школе №825 присвоено имя ее бывшего директора Караковского В.А.

692 просмотров