С развитием цифровых технологий в нашу жизнь пришли и компьютерные игры. И если раньше дети «резались» в «Тетрис», считая эту игру интересной и продвинутой, то сегодня они с головой погружаются в увлекательные виртуальные миры, теряя счет времени. В таком увлечении есть и свои плюсы, и минусы. Посмотрим, чего же больше.
Вначале о хорошем. Умение обращаться с компьютером в наше время – навык не просто полезный, а необходимый. Школьнику это поможет в учебе, развитии, общении, получении необходимой информации, выпускнику – при устройстве на работу, овладении профессиональными навыками, малышу – в умении самостоятельно занять себя при необходимости. В современной жизни мы постоянно сталкиваемся с компьютерными технологиями. Было бы глупо отрицать необходимость их использования.
Психологи считают, что ребенку нужно как можно раньше познакомиться с компьютером. Тогда в дальнейшем ему будет гораздо проще осваивать современные технологии. У него не будет страха в использовании техники (который мы очень часто наблюдаем у взрослых людей, причем, не обязательно пожилых).
В игре у ребенка формируется логическое и пространственное мышление, умение прогнозировать, планировать, развивается память, внимание. При использовании во время игры джойстика или клавиатуры развивается мелкая моторика, координация движений, быстрота реакций. Помимо этого, у ребенка поднимается самооценка, он повышает свой рейтинг среди друзей и сверстников, появляются интересные темы для общения, возможность поделиться опытом.
Теперь о минусах. Участник игры попадает в придуманный иллюзорный мир, которого в реальности не существует. В этом мире нет наказаний, нет ответственности, можно «отыграть назад» или «отменить ход». Часто дети подменяют этим миром реальную жизнь. Они не хотят общаться со сверстниками – им неинтересно, не желают подстраиваться под настроение окружающих – ведь в игре этого делать не надо, не хотят учиться и прикладывать усилия – это тяжело, а в игре все намного проще. В виртуальном мире герой сильный и отважный, он всех спасает, он красив и востребован, а в реальной жизни все не так. Поэтому ребенок становится замкнутым, не хочет ничего делать, все больше времени посвящает игре, стремясь вернуться к «идеальной жизни». Все это в итоге приводит к компьютерной зависимости. По наблюдениям психологов ей наиболее подвержены подростки, но она может встречаться даже у дошкольников. Симптомами компьютерной зависимости являются: перепады настроения, угрюмость и агрессия к окружающим, приступы страха и тревоги, апатия, снижение успеваемости, отказ от хобби, друзей, общения, ухудшение внимания. При таком поведении родителям необходимо срочно бить тревогу: обращаться к психологу либо попытаться самостоятельно вывести ребенка из такого состояния. Для этого, во-первых, нужно максимально снизить время, проводимое за компьютерными играми (только не резко, так как это может привести к срывам и агрессии), побольше времени проводить вместе с семьей, привлекать друзей, позвать гостей, напомнить о хобби, больше гулять и общаться с реальными людьми, вовлекать в общественную жизнь, почаще хвалить и показывать возможности и достижения ребенка.
Помимо психологических проблем у человека, чрезмерно увлеченного компьютерными играми, появляются и проблемы, связанные с физическим здоровьем: падает зрение, снижается физическая активность и как следствие атрофируются мышцы, портится осанка, сохнет кожа, от стресса могут выпадать волосы и появиться аллергия.
Что же делать? Как найти золотую середину и используя преимущества компьютерных игр, не навредить здоровью ребенка?
Все должно быть в меру. Если у ребенка нет проблем в общении, он нормально учится, у него есть хобби, а к игре на компьютере он относится как к очередному развлечению, то все в порядке. И все же стоит соблюдать определенные меры предосторожности.
Во-первых, важно ограничить время, проведенное за компьютером. Договоритесь об этом заранее, чтобы сын или дочь могли спланировать время игры и понимали, когда им нужно сохранить уровень и закругляться.
Во-вторых, отнеситесь с вниманием к тому, в какие игры играет ваш ребенок, посмотрите на возрастное ограничение, героев, их лексику, чтобы они соответствовали возрасту и характеру вашего сына или дочери. А еще лучше использовать обучающие и развивающие игры. Дошкольнику, например, можно предложить подготовиться к школе с помощью компьютера. Есть игры на развитие внимания, памяти, логики (подобрать цвета, сложить пазлы, найти недостающую деталь и пр.). Такое обучение не воспринимается как работа и проходит легко и весело.
Детям постарше можно предложить «экономические» игры, где развиваются лидерские качества (например, в них создаются государства, набирается штат сотрудников, решаются экономические вопросы). Бывает, что детское увлечение трансформируется в профессиональные навыки. Например, «Отгадай мелодию» может привести к профессии музыкального редактора, а рисование стилусом разовьется в профессию дизайнера. И тогда в будущем работа не только принесет деньги, но и станет приятной и интересной.
Еще один важный момент: игра – это не отдых. Ей нельзя заменять сон или прогулку. И очень важно соблюдать режим и все предписанные правила. Например, школьникам рекомендуют каждые 20 минут делать небольшой перерыв в работе с компьютером: посидеть с закрытыми глазами или сделать гимнастику для глаз.
Следите за тем, чтобы игра не доставляла ребенку преимущественно негативные эмоции. Конечно, все мы когда-то проигрываем. И надо учиться принимать проигрыш, но все же, если регулярно проигрывать, то это может негативно сказаться на самооценке и психологическом состоянии. Попробуйте упросить правила, снизить уровень сложности, например. Создайте ситуацию успеха для игрока. Это простимулирует его идти дальше. Старайтесь, чтобы ребенок заканчивал игру и получал результат. Тогда у него не появится тяга вернуться и доделать начатое.
Наблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка. Все дети разные: кто-то более возбудим, кто-то более спокоен. Поэтому выбор жанра игры, ее продолжительность, участники – зависят от конкретной личности. Не пускайте на самотек этот вопрос, и тогда игра будет и для вас, и для ребенка интересной и полезной.
Конечно, есть игры, к которым допускать детей нельзя категорически. Именно поэтому родители и должны обращать внимание на то, во что играют их дети, как себя ведут после этого, как меняется их характер, окружение. И, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, они должны помочь ему найти «золотую середину» в общении с компьютером.