Американский школьный учитель математики Чарльз Кумбер во время пандемии провел виртуальный урок по геометрии в компьютерной игре. Это событие открыло новые пути в развитии онлайн-образования. Куда приведет нас цифровизация, какие существуют тренды и что ждет онлайн-образование в будущем — читайте в этой статье.
Урок в виртуальной реальности стал широко обсуждаемым событием во всем мире, хотя изначально предназначался лишь для учеников преподавателя. Чарльз Кумбер хотел записать для них нескучную лекцию, чтобы разнообразить «дистанционные будни» ребят во время пандемии коронавируса. Погрузившись в игру Half Life: Alyx с помощью VR-очков, он начертил формулы на стеклянной доске, подробно их комментируя.
Этот интерактивный трюк решили повторить и российские специалисты. Так, московский преподаватель и сотрудник технологической компании Phygitalism Вадим Кондаратцев провел лекцию для студентов Московского авиационного института. Она длилась всего 20 минут и была посвящена основам дискретных динамических последовательностей.

VR-уроки в российских школах

Новые технологии постепенно проникают в школу. Об этом красноречиво говорят цифры: до 2024 года из российского бюджета планируют выделить около 750 млн рублей на цифровизацию детского образования. Активное развитие новых методов произошло в связи с переходом на дистанционное обучение, хотя первые опыты были проведены еще в 2019 году. Тогда один из российских разработчиков обучающего VR и AR-контента совместно с Дальневосточным федеральным университетом провел виртуальные интенсивы по физике в пяти школах и колледжах Москвы и Владивостока. В эксперименте принял участие 61 школьник. Ученики были разделены на две группы. Одна из них проходила смешанное обучение, чередуя виртуальные занятия с обсуждением в аудитории. Другая использовала только традиционные инструменты — офлайн-обучение с учебниками и тетрадями. Результат сравнивали с помощью теста. У первой группы, которая обучалась посредством VR-инструментов, средний итоговый балл вырос на 28,8%, у второй он не изменился.

Если посмотреть на международный опыт и скорость развития онлайн-образования, то США по-прежнему остаются лидерами на рынке в EdTech (Educational Technology). Также крупными игроками являются Китай и Индия. На 2020 год на Китай, Индию и США приходилось 90% инвестиций в EdTech.

Несмотря на позитивные прогнозы внедрения новых методов обучения, есть ряд сдерживающих факторов. Геймификация образования — это проникновение в привычную среду современного школьника — компьютерные игры. С помощью новых методов мы не достаем учащихся из их гаджетов, а проникаем туда сами, пытаясь дать им знания в виртуальной реальности. Какими вырастут дети, которые учатся с помощью компьютерных игр и проводят там все свое свободное время? Как они будут коммуницировать со своими сверстниками? Как научить их красиво излагать свои мысли, если вместо живого общения они могут набрать пару фраз в чате и нажать «отправить»? На все эти вопросы специалистам еще предстоит ответить. Также им необходимо оценить и влияние шлемов виртуальной реальности на здоровье учащихся. Таким образом, наличие лишь диджитал-инструментов может привести к потере важнейшего навыка — общения. Цитата из книги Рэя Брэдбери как нельзя лучше подтверждает это: «Я люблю бывать с людьми. Но собрать всех в кучу и не давать никому слова сказать — какое же это общение? Урок по телевизору, урок баскетбола, бейсбола или бега, потом урок истории — что-то переписываем, или урок рисования — что-то перерисовываем, потом опять спорт. Знаете, мы в школе никогда не задаем вопросов. По крайней мере, большинство… Где же тут общение?»

Индивидуальная траектория обучения

Персонализация учебного процесса по примеру японских школ давно обсуждается на разных уровнях педагогами и чиновниками, но сейчас этот процесс наконец-то обретает различимые очертания.

Летом текущего года Министерство просвещения опубликовало стратегию «Цифровая трансформация образования», в которой представлены инициативы по разработке цифровых сервисов до 2030 года. Среди них есть «Библиотека цифрового образовательного контента». По задумке авторов стратегии сервис поможет школьнику выстроить индивидуальную траекторию обучения, ведь там будет находиться контент разного уровня сложности, в том числе и для углубленного изучения. Этой же цели будет отвечать и сервис «Цифровой помощник ученика». Он должен стать неким подобием электронного органайзера, который составит для учащихся персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения. В этом году заработает выгрузка информации для профилей, а подборки по запросу будут доступны в 2024 году.

Виртуальные помощники для родителей и учителей

Учитывая напряжение родителей, которое они испытывают ежедневно, проверяя домашние задания школьников, у них давно уже должен был появиться робот-помощник. Однако пока такое изобретение нужно подождать, а целью сервиса «Виртуальный помощник для родителя» станет мгновенная коммуникация с преподавателем, а также электронная запись в школы. Запись уже доступна на портале mos.ru. К 2030 году в систему добавятся олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.

«Виртуальный помощник учителей» в свою очередь автоматизирует проверку домашних заданий, для которых это возможно, и планирование рабочих программ. Также для преподавателей будут загружены онлайн-курсы повышения квалификации. Они будут доступны уже в этом году, а полноценно сервис заработает к 2030 году.

Кстати, возможно, скоро появятся технологии, с помощью которых можно будет показывать учащимся голографическое 3D-изображение учителя. Есть специальные 3D-сенсоры, которые в инфракрасном излучении могут сканировать пространство вокруг и благодаря этому получать 3D-модель объекта. Об этом рассказал изданию РБК генеральный директор Phygitalism Олег Юсупов:

«Мы хотим попробовать реализовать эксперимент, когда мы в реальном времени ставим человека перед этим сенсором, при этом он что-то рассказывает или показывает, и получаем его 3D-модель в реальном времени. Со всеми его движениями. Затем эту 3D-модель мы будем передавать в очки дополненной реальности или смешанной реальности человеку, который находится где угодно».

«Цифровое портфолио ученика»

Сервис станет модернизированной версией электронного дневника, он будет фиксировать всю образовательную траекторию и достижения ученика. Также с его помощью можно будет сформировать пакет документов для поступления в вуз или колледж, но эти функции станут доступны к 2024 году. Теперь ученики всегда будут находиться под пристальным контролем взрослых, и, похоже, они никогда не узнают, что такое вырвать страницу дневника, где нарисовалась двойка.

Гибридный формат обучения

Во время пандемии COVID-19 компании, школы и университеты были вынуждены срочно перевести свои процессы в онлайн. Дистанционное образование продолжает показывать свою эффективность, хотя десять лет назад было сложно поверить, что можно выучить иностранный язык посредством онлайн-уроков. Сейчас существует множество онлайн-школ, которые предлагают качественное обучение как по традиционным школьным программам (экстернаты), так и различные курсы для саморазвития, например по прокачке soft skills. Soft skills — это навыки, которые необходимы человеку в любой профессии и определяют его успешность: лидерство, ораторское мастерство, критическое мышление и др.

Несомненно, мы находимся на пути цифровизации образования и перехода его в онлайн, однако офлайн-обучение и практические занятия никуда не исчезнут, ведь это важнейшая часть образовательного процесса. Например, в США уже давно существуют разные модели смешанного обучения, одна из них называется «Перевернутый класс» (Flippedclassroom). Программа предполагает, что учащиеся знакомятся с новым материалом дома, а практикуются уже в школе.

Таким образом, только объединение цифровых и традиционных инструментов способно улучшить показатели успеваемости учеников как в школах, так и в университетах. Будущее образования — за гибридным форматом, в котором будут пересекаться диджитал-среда и традиционные методы.

519 просмотров