shutterstock.com

Что именно считать самостоятельностью, можно ли ее измерить? На какие нормы ориентироваться, к чему стремиться и как учить самостоятельности ребенка? Об этом журналист и многодетная мама Тутта Ларсен поговорила с родителями, детскими психологами и педагогами на очередном открытом родительском онлайн-собрании Института воспитания РАО.

Современные родители, с одной стороны, пытаются дать детям все больше самостоятельности – воспитательные принципы, связанные со строгой дисциплиной, остаются в прошлом и в современном родительском сообществе, скорее, критикуются. Но при этом возникает другой вопрос – та самая самостоятельность, которую мамы и папы пытаются предоставить детям, зачастую превращается во вседозволенность. И в какой-то момент родители просто теряют связь с ребенком. Опрос, который ведущая Тутта Ларсен провела во время эфира, показал – мам и пап из разных регионов России беспокоит эта проблема, а еще волнуют вопросы тревоги и гиперопеки. Родители понимают, что иногда слишком сильно переживают за детей и поэтому не дают им возможности самим принимать решения. Но не знают, как можно изменить ситуацию. 

Получается, что все мы понимаем: самостоятельность – это правильно и важно. Но нам, взрослым, трудно позволить своим детям быть самостоятельными. Как сделать это правильно? С какого возраста начинать? На эти и другие вопросы ведущей и родителей ответила гостья собрания – детский психолог и гештальт-терапевт Мария Малинина. Вот ее краткая инструкция: 

Для формирования самостоятельных суждений и поступков необходимо, чтобы у человека были правильно сформированы эмоциональные и мыслительные процессы. А они формируются через простые действия при поддержке родителей. И самое важное время в этом смысле – возраст до 7 лет. 

1–3 года. Ребенок тянется ко всем предметам и подражает взрослым. В этом возрасте необходимо правильно обрисовать границы того, что малышу безусловно можно, что можно только с разрешения и чего нельзя. И помнить, что он никогда не усвоит, что чайник горячий, пока все-таки его не потрогает. 

3−5 лет. У ребенка появляется инициатива, стремление действовать – и их важно поддерживать. Правда, часто получается так, что родители сами подавляют зачатки самостоятельности, на автомате выполняя те действия, которые ребенок совершает не так ловко и быстро, как они. 

5–7 лет. Ребенок действует самостоятельно даже в тех ситуациях, с которыми не сталкивался ранее. Ошибка родителей на этом этапе – излишняя опека. Трудно справиться с тревогой за ребенка, но именно это в итоге мешает ему стать самостоятельным. 

С психологом Марией Малининой во многом согласен еще один гость Открытого родительского собрания, академик РАО, философ, психолог, создатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили. Развитие детской самостоятельности – один из основных методических принципов Шалвы Александровича. А вот еще несколько его мыслей о том, как научить ребенка слушать себя и делать собственный выбор. 

Когда мама кормит 8-месячного малыша кашей, она может дать ему в руку ложку: пусть пробует есть сам. Когда она чем-то занимается, ребенок может пробовать делать то же самое рядом с ней. Не нужно ему это запрещать. Чтобы развивать самостоятельность, нужны взрослые, без их поддержки ничего происходит. Если папа стоит рядом с сыном и говорит – “давай, прыгай, не бойся” – мальчику не страшно. Так рождается смелость. Когда он что-то мастерит и дает сыну инструмент, тот получает опыт. Так в ребенке формируется позиция: “Я могу это сделать сам!” 

Ограничения есть и всегда будут: это рамки закона или традиций, нравственные ограничения. Без них самостоятельность невозможна. Как невозможна она и без знания. Сказано древними: “Познайте истину и она сделает вас свободными”. Самостоятельность, как важное качество личности, воспитывается только целостно: через культуру, мировоззрение, чувства долга и ответственности, через расширение кругозора в целом. 

Если ребенок не верит в себя, он не сможет стать самостоятельным. И без смелости не сможет. Сейчас мир меняется, вокруг много соблазнов, невозможно предоставить ребенку полную свободу. Но и запрещать тоже нельзя. Что делать? Нужно воспитывать умение выбирать, проявлять свою волю в малом и в большом. Ребенок должен научиться понимать и оценивать – что хорошо, а что плохо, надо ли поступать определенным образом или нет. Разум и нравственность – это то, что позволяет делать осознанный выбор.

462 просмотров