Из истории классного руководства

Институт классного руководства в России берет начало с 19 века, когда при пансионах вводится должность комнатного надзирателя, главная обязанность которого  — «направлять нравы и свойства детей и образовывать истинных и полезных сынов отечества».

Требования к комнатному надзирателю были весьма высоки: владение иностранными языками, определенная подготовка, нравственное поведение. Поскольку ранее в пансионах воспитанники находились круглосуточно, то комнатные надзиратели круглосуточно присматривали за ними, делили с ними обеденный стол, помогали с подготовкой уроков, организовывали досуг, следили за чистотой. Цель таких мер –  сформировать благовоспитанность и вкус у будущих дворян. Несмотря на суровое название должности, к ученикам применялись достаточно лояльные методы и  к каждому искали подход.

Классный воспитатель и наставник

В 1862 году должность надзирателя заменяют на воспитателя. И перемены произошли не только в названии, но и в функционале. Теперь воспитатель гимназии  — или классный надзиратель —  должен был еще и преподавать какой-либо предмет, но не больше 6 часов в неделю, «дабы сохранить свежесть сил» для руководства классом.

Два года спустя институт классного руководства разделяется на две ветви: воспитательную, которой занимается классный наставник и которая включает в себя индивидуальный подход к развитию каждого ребенка, взаимодействие  с семьями учеников и  другими преподавателями, и надзирательную, за которую отвечали помощники классных наставников. К концу 19 века формируется главная функция деятельности классного руководителя – воспитательная.

Классный руководитель

В военный период роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает. А в 1947 году принимается Положение о классном руководителе, предписывающее в качестве основной задачи профессиональной деятельности «организацию учащихся класса в дружный, целеустремленный ученический коллектив». А также ряд новых функций: участие в общественной и трудовой деятельности, проведение классных часов и спортивных мероприятий, наблюдение за здоровьем учеников.

Переломный момент

К 1984 году деятельность классного руководителя становится более творческой и многовариантной: организация кружковой деятельности, общественных работ, интернациональное воспитание школьников, профессиональная ориентация, культурное развитие учеников и многое другое.

В период «Перестройки» воспитательная функция классного руководителя ослабевает из-за больших социокультурных изменений в жизни страны. Подъем воспитательной деятельности и поиск новых форм деятельности классного руководителя начинается в конце 90-х, тогда же в штатном расписании образовательных учреждений  появляются должности педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования. Главной задачей классного руководителя становится координация деятельности учителей-предметников, социальных педагогов и психолого-педагогических работников.

Наше время

Воспитание снова стало приоритетным направлением в системе образования, одна из ключевых ролей в котором принадлежит классному руководителю. К концу 2000-х сформировалось четкое нормативное обеспечение воспитательного процесса в каждой школе: положение о классном руководстве и должностные обязанности классного руководителя, среди которых создание позитивного климата и взаимоотношений в детском коллективе, взаимодействие с родителями учеников и педагогами-предметниками, формирование активной личностной позиции детей, индивидуальная поддержка каждого ребенка и его способностей и т.д.

Государство поддерживает институт классного руководства в рамках национального проекта «Образование». Помимо этого, существуют программы  обучения и повышения квалификации для классных руководителей.

 ВРЕЗКА

Возможности для классных руководителей от Академии Минпросвещения России:

  • Программа повышения квалификации классных руководителей в области профилактики суицидального и девиантного поведения детей и подростков, безопасного поведения в сети «Интернет».
  • Вебинары для классных руководителей, посвященные государственной образовательной политике в сфере воспитания и социализации, новым подходам к организации работы классных руководителей.
  • С 9 по 10 октября в Москве в очном, а также в онлайн-формате пройдет Форум классных руководителей. Подробнее: vfkr.ru

Чеченский государственный педагогический университет создал и реализует программу «ЭКОверситет «классного» руководителя», которая готовит руководителей детских и взрослых коллективов. Она ориентирована на молодых специалистов и рассчитана на 36 часов. Программа составлена на основе четырехкомпонентной теории навыков. Особый акцент — на развитие контекстных, кросс-контекстных, экзистенциальных и метафизических навыков, в том числе на коммуникацию с учениками, другими педагогами и родителями. Подготовка в «ЭКОверситете» проходит по нескольким направлениям:  работа с основополагающими документами мирового, федерального и регионального уровней, освоение социальных навыков, освоение метанавыков и т.д.

Совершенствуйся!

Несколько лет назад в Нижегородской области была разработана трехгодичная программа обучения классных руководителей «Совершенствуйся!».

Особенность программы в том, что она реально дает возможность классному руководителю повысить свои профессиональные знания, умения и навыки. В ней отражены задачи, современные технологии и формы работы с детьми, необходимые ресурсы, которые помогут педагогам в работе и сделают их деятельность системной и современной, —  рассказывает составитель программы, педагог Валерия Белова.

Программа разделена на три проектные линии: «Стань лучше, чем вчера», «Стартап для педагога» и «ANTIвыгорание». После каждого образовательного блока педагог получает определенное задание. Например, на первый год обучения в октябре у классного руководителя стоит задача организации классного коллектива, в марте — создание микроклимата в классе и формирование межличностных отношений. В январе следующего года — задание по работе с родителями, а в июне – изучение условий воспитания в семье. Третий год подводит итоги обучения: педагоги формируют личные дела учеников, имидж класса, создают план внеурочной деятельности.

 Точка роста

Источником роста для классных руководителей являются и профессиональные конкурсы. Сейчас актуальны и удобны дистанционные конкурсы. В апреле-августе следующего года педагоги смогут поучаствовать в Третьем Всероссийском дистанционном конкурсе среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий. Конкурс проводится в два этапа: региональный и федеральный. Это прекрасная возможность для педагогов как поделиться своими достижениями, так и почерпнуть для себя новые методы работы, обменяться опытом с коллегами из других регионов.

Сегодня классный руководитель выполняет действительно много обязанностей и несет колоссальную ответственность за детей и воспитательный процесс в школе. И это не просто дополнительная нагрузка, помимо преподавания конкретного предмета, а систематическая работа  — с детьми, педагогами и родителями, плодами которой становится гармония в детском коллективе, личностный рост учеников и эффективность воспитательного процесса.

597 просмотров