От чего зависит длительность адаптации?

Период адаптации может длиться от нескольких недель до года. Это зависит:

  • от уровня знаний и умений ребенка;
  • от его личностных особенностей;
  • от его состояния здоровья;
  • от «атмосферы» в семье;
  • от ситуации в классе, особенностей одноклассников;
  • от профессионализма и характера первого учителя;
  • от типа школы и сложности программы;
  • от других факторов.

Стадии адаптации к школе

Ориентировочный этап (первые 2-3 недели) – ребенок изучает обстановку новой школы, принятые в ней правила, присматривается к детям, учителям. В это время у него может усиливаться физическое и психологическое напряжение, он может бояться что-то сделать не так или, наоборот, резко реагировать на какие-то фразы, которые раньше воспринимал спокойно, расстраиваться из-за «пустяков», быстрее уставать.

Этап неустойчивого приспособления (от 2 недель до полугода) – ребенок начинает искать и находить способы справиться с собой и с ситуацией. Он все еще нервничает, но уже более активно пробует общаться со сверстниками и отвечать на вопросы учителя.

Этап относительно устойчивого приспособления (от 6 недель до года) – ребенок привыкает к новой жизни, наполненной учебой, понемногу справляется с учебной нагрузкой. Организм перестает реагировать на нее усталостью, раздражением и другими проблемами. У первоклассника появляется уверенность в собственном поведении, он может сам себе ответить на вопрос: «Я школьник, а что это значит?»

Типы адаптации к школе

Легкая адаптация. Дети с этим типом привыкают к школе за 1–2 месяца, то есть, к концу октября они уже осваиваются со статусом ученика. Они быстро вливаются в коллектив, почти сразу находят новых друзей. В 1 классе у них почти всегда хорошее настроение, они охотно и добросовестно выполняют все, что говорит учитель. Иногда такие дети испытывают небольшие трудности с новым режимом дня, усвоением правил поведения в школе или не сразу идут на контакт с учителем и другими детьми, но все это со временем проходит.

Адаптация средней тяжести. Дети из этой группы не могут сразу принять ситуацию обучения, испытывают более серьезные сложности в общении с учителем и одноклассниками, капризничают, не хотят учиться. Обычно и усвоение школьной программы у них проходит намного тяжелее. Однако к концу первого полугодия они начинают выполнять требования, перед которыми ставит их школа. Но для этого им нужна помощь и поддержка родителей и педагогов.

Тяжелая адаптация. Дети не справляются с программой 1 класса, негативно относятся к школе, конфликтуют с учителем и ссорятся, дерутся с одноклассниками. Проблемы с успеваемостью и поведением могут быть связаны с эмоциональными, психоневрологическими нарушениями, недостаточным развитием необходимых навыков, общей неготовностью к школе или другими факторами. Таким детям необходима помощь педагогов и психологов! Специалисты обязательно помогут родителям выяснить и устранить причину тяжелой адаптации. Если же пустить все на самотек, это может навредить развитию и даже здоровью ребенка.

Адаптация проходит успешно, если:

  • Все получается – ребенок в целом справляется с заданиями учителя, чаще работает самостоятельно, прилагает достаточно усилий, но не испытывает переутомления.
  • Ребенок «ведет себя хорошо» – выполняет школьные требования, не проявляет чрезмерной агрессии к детям и взрослым, старается на уроках, усваивает правила поведения ученика.
  • Настроение «на пятерку» – ребенок хочет учиться, относится к школе в целом положительно, идет в нее с удовольствием или с интересом, охотно делится своими открытиями с родителями и друзьями.

Чем могут помочь педагоги и психологи?

  • Познакомить детей со школой и ее территорией, провести экскурсию по ней – при первом посещении (прием документов ведется обычно с апреля-мая) или в сентябре.
  • Проводить спортивные занятия и «физкультминутки» на обычны уроках, оберегать физическое здоровье детей.
  • Делать с детьми упражнения на развитие общего интеллекта и моторики (крупной и мелкой).
  • Отслеживать результаты адаптации и по договоренности с родителями индивидуально работать с теми первоклассниками, у которых есть признаки дезадаптации (во второй четверти учебного года).
  • Давать рекомендации родителям, опираясь на индивидуальные особенности каждого первоклассника, помогать сохранять психологическое здоровье и эмоциональное равновесие ребенка.

Что могут сделать родители?

  • Помогать в соблюдении режима дня (лучше начать привыкать к раннему подъему заранее). Не отменять с 1 сентября дневной сон, если он необходим ребенку. Ограничивать просмотр телевизора и использование гаджетов.
  • Правильно организовать рабочее место ребенка дома. Следить за его освещенностью и осанкой ученика.
  • Стараться не оставлять на «продленке» в первые месяцы – первокласснику необходим отдых дома.
  • Объяснять правила общения с учителями и одноклассниками. Внимательно слушать рассказы о первых успехах и неудачах, но не заставлять делиться событиями прошедшего дня. Не высмеивать, не сравнивать с другими детьми.
  • Поддерживать ребенка эмоционально, хвалить за успехи и за старания, ни в коем случае не ругать за первые ошибки, не использовать физические наказания.
  • Помогать с домашним заданием, если что-то не получается. Стараться показать, как правильно выполняется задание, но не делать его за ребенка.
  • Проводить время вместе после школьного дня. Всем взрослым в семье стараться придерживаться одной модели воспитания. Создавать и сохранять теплую, благожелательную атмосферу дома.
  • По рекомендации врача, можно подобрать витамины, если это необходимо.
853 просмотров