Впервые на экране

Первый раз ребенок сталкивается со смартфоном или планшетом чаще всего при просмотре мультфильмов. Родители отвлекают, успокаивают малыша или пытаются его накормить во время просмотра фильма. Следует знать, что психологи не рекомендуют показывать мультипликационные фильмы детям до 2 лет. Для этого возрастного периода есть развивающие игрушки, музыка, игры, способствующие развитию мелкой моторики, внимания, концентрации и т.д. Неосмотрительно родители дают малышу смартфон и радуются, что ребенок быстро осваивает технологии. «Ему два года, а он уже умеет открывать Ютьюб, отправлять сообщения»… Такое нередко можно услышать от родителей. Верно, интуитивно малыш может это делать. Можно сказать, наблюдение за действиями родителей, которые используют смартфон, а также так называемая врожденная цифровая грамотность, делает детей пользователями с самых ранних лет. Но в эти годы ни психически, ни физически ребенок не готов усваивать поток информации и взаимодействовать с гаджетом.

Врезка: впервые знакомим ребенка с гаджетами при помощи просмотра мультфильма. Первое знакомство должно состояться не ранее, чем малышу исполнится 2 года. 

Подбираем мультипликационные фильмы, которые соответствую возрасту ребенка, на каждом фильме идет возрастная маркировка. «Он у меня все уже понимает» – таким образом нельзя делать выбор мультика. Время просмотра не должно превышать полутора часов в день суммарно. Ставьте таймеры на гаджет, делайте перерывы. Строго ограничивайте время просмотра изначально! И не поддавайтесь на провокации и требования ребенка. Вы родитель и вам устанавливать правила. Это важный аспект, который закладывает рамки поведения с гаджетами и в более старшем возрасте. Ребенок уже с 2 лет должен усвоить – взаимодействие с цифровым миром только после разрешения взрослого и на время, которое четко ему отведено.

Формирование зависимости

Формирование зависимости от гаджетов начинается с раннего детства, если родитель идет на поводу у ребенка и позволяет ему смотреть мультфильмы больше обозначенного времени. И дальше, когда ребенок получает свой персональный смартфон, побороть эту привычку будет сложно. Именно поэтому выстраиваем четкие временные и ситуативные рамки. Полтора часа – и прекращаем взаимодействие.

Что касается ситуативности, родители порой увеличивают время взаимодействия с гаджетом во время плохого самочувствия ребенка. Таким образом, у малыша формируется привычка – если я болею, то смотрю мультики или пользуюсь телефоном дольше обычного. Неосознанно ребенок начинает манипулировать этими моментами, чтобы получить желаемое. Не стоит ассоциировать виртуальный мир, удовольствие и болезнь. Мухи – отдельно. Котлеты – отдельно.

Родители часто сами способствуют формированию зависимости ребенка от гаджетов. Дают ему в руки телефон, чтобы спокойно заняться своими делами или успокоить малыша. На самом деле в самом раннем возрасте малыша легко можно успокоить и отвлечь, переключив внимание с одной игрушки на другую, с одного вида деятельности на другой. Игры с крупами, кухонными принадлежностями чаще всего занимают малыша гораздо лучше, чем телефон, нужно только включить фантазию.

Пользоваться гаджетом родителя в его присутствии можно детям старше 3 лет. Пусть это будет развивающая игра, или песня, или аудиосказка. Только родитель несет полную ответственность за то, с каким цифровым контентом будет взаимодействовать малыш. Включили и выключили игру после истечения времени. Или вместе посмотрели фотографии. На приложения, материалы, которые могут нанести вред ребенку, ставим пароли. Это же касается приложений, в которые встроены покупки. 

Не используем гаджеты во время приема пищи. Ни игры, ни мультфильмы. Человек существо однозадачное даже во взрослом возрасте. Концентрация должна быть именно на одной задаче. Даже, если это задача – пообедать. 

Со скольки лет покупаем ребенку телефон?

Психологи и врачи рекомендуют давать телефон ребенку в возрасте, когда он обретает самостоятельность, а именно с момента похода в школу (если нет иных ситуаций, когда с ребенком более раннего возраста нужно быть на связи). Основное назначение телефона – контакт с родителями. То есть, телефон должен просто звонить, а не обладать всеми навороченными функциями и выходом в интернет. Для детей постарше, когда начинается виртуальное взаимодействие с педагогом и одноклассниками по вопросу домашних заданий, можно приобретать гаджет с выходом в интернет и установить необходимые мессенджеры. 

Не покупайте ребенку самый дорогой гаджет, чтобы подчеркнуть социальный статус, или чтобы «быть не хуже других». К сожалению, такие телефоны могут спровоцировать кражу и только навредить ребенку. В детском возрасте еще велика вероятность потерь в силу рассеянности малыша. 

Кроме связи с родителями и педагогом, телефон должен обеспечивать функцию безопасности ребенка. Гаджет должен отражать геолокацию, чтобы в случае экстренных ситуаций можно было отследить местонахождение малыша.  

Итого три функции телефона: связь с родителями, определение местонахождения, использование в образовательной среде.

Скачивая ребенку на телефон дополнительные приложения, игры, родитель тем самым провоцирует зависимость от гаджетов. 

Использование компьютера или телефона в образовательных целях также должно контролироваться взрослыми. Домашние задания, для которых необходим смартфон, будут четко регламентированы педагогом по времени. Сразу уточняйте у учителя примерный тайминг и следите за ним. 

Помните, ребенок копирует поведение взрослых. Поэтому старайтесь сами не использовать гаджеты для серфа в социальных сетях или просмотра бесполезного контента. Уделите это время живому общению в кругу семьи. Ведь реальный мир намного богаче и ярче виртуального.

557 просмотров