Сохранение традиций через казачий кадетский класс

Историческая справка

Истоки кадетства в России зародились во времена Петра I. Укрепились же они во время правления Анны Иоанновны, когда появились первые кадетские корпуса. И это были не просто военные учебные школы, это были учебные заведения, в которых готовили высококультурных граждан, способных служить Родине не только в армии, но и быть полезными в государственной и общественной жизни.

Именно такой подход — растить разносторонне развитых ребят — был принят за основу в современном кадетском движении.

Сейчас существует три типа кадетских организаций. Основной — закрытые учреждения с полным пансионом. Специальный — закрытые школы, курируемые ведомственными вузами. И кадетские классы, которые стали появляться с 2014 года и относятся к общеобразовательному типу с профильным уклоном.

Именно кадетский класс уже несколько лет существует в Вишневецкой средней школе Каменского района Ростовской области.

Как в школе из Донского хутора появился казачий кадетский класс

«Мы живём на славной казачьей земле, на берегу реки Северский Донец. Каждая травинка, песня, слово пропитаны ароматом свободы и степных трав. Воспитание в традициях Донского казачества позволяет детям познать и полюбить свой край, приобщиться к истокам родной культуры», — рассказывает заместитель директора Вишневецкой школы Каменского района Ростовской области Погребнова Виктория Павловна.

Уже более 10 лет МБОУ Вишневецкая СОШ работает над вопросом «Воспитание гражданственности и чувства патриотизма средствами краеведения». Педагоги убеждены, что любовь к Родине, к Отечеству начинается с любви к своей малой родине, родительскому дому, своим историческим корням. И чем бережнее человек хранит память о своих предках, тем крепче его связь с родной землей, ее историей и культурой. Не зная прошлого, нельзя понять настоящее и серьезно задуматься о будущем.

Так, в совершенно обычной школе, где обучается 95 учеников, появилась идея создать класс, в котором дети будут получать не только стандартный набор знаний, но и получать духовное и физическое развитие в традициях Донского казачества.

 «Изучение казачества — это стремление представить молодому поколению малоизвестные страницы российской истории и элементы русской традиции, показать новые образцы героического служения представителей казацкого сословия своей Родине, проводить военно-патриотическое воспитание и обучение молодежи. И воспитывать детей можно и нужно не на сухой теории, а на интересной и увлекательной практике. Создавая казачьи классы, мы преследовали цель не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе, ведь в созданных классах есть ребята из неблагополучных, неполных семей, которые относятся к «группе риска», — продолжает Виктория Павловна.

В казаки бы я пошел, пусть меня научат

Несмотря на то, что казачьи кадетские классы – явление достаточно молодое, желающих поступить учиться именно в такие классы очень много. И это не удивительно. Ведь кроме обычной школьной программы у детей в классах казачьей направленности насыщенная жизнь.

Так, например, многие ребята занимаются в конно-спортивном клубе «Святая Русь», руководителем которого является наставник школы атаман ХКО «Красновское» Владимир Петрович Моисеев. В клубе ребят учат езде на лошадях, выполнению сложных трюков, фланкировке.

 «Все ученики казачьих классов углубленно изучают историю и культуру родного края, традиции и обычаи предков-казаков, основы православной культуры. Их учат чеканить шаг на уроках строевой подготовки. Учителя и родители отмечают, что казачьи классы становятся более сплоченными, в них царит дух товарищества и взаимопомощи, ученики ответственно относятся к урокам и другим заданиям, повышается общая успеваемость. В своих детей мы вкладываем знания о чести, долге, ответственности и патриотизме», — отмечает Виктория Павловна.

Внеурочная деятельность у учеников кадетского класса казачьей направленности типа очень разнообразная. «Доноведение», «Культура и быт казаков», «Литература Дона», «Духовные традиции донского края», «Донской казачий фольклор», «Природа и история родного края». Это только малый перечень того, чем занимаются ребята.

Также особое место в классах казачьей направленности во внеурочной деятельности занимает дополнительное образование. Здесь и туристско-краеведческий клуб «Поиск», и вокальный кружок «Казачата», клубы «Донская рукодельница» и «Юный эколог».

На занятиях кружка «Военно-прикладное (казачье) искусство» дети изучают начальную военную подготовку, строевой шаг, стрельбу, разборку и сборку автомата.

С большим интересом казачата посещают кружок «Декоративно-прикладное искусство», где занимаются исконно донскими ремеслами: вышивкой, вязанием, плетением из ивовых прутьев, изготовлением мягкой игрушки.

Наш казачий класс — лучший!

Конечно, когда у детей активная и насыщенная жизнь, им хочется делиться своими эмоциями, рассказывать о своих достижениях и делать все для того, чтобы их оценили по достоинству. Ученики Вишневецкой школы — не исключение. Поэтому, когда ребятам предложили принять участие во всероссийском конкурсе на звание «Лучшего казачьего класса», они не смогли отказаться.

На первый этап конкурса было подано 67 заявок от команд из 18 субъектов Российской Федерации. Нам нужно было представить визитную карточку казачьего класса: видеоролик, демонстрирующий строевую подготовку ребят и исполнение строевой песни, а также пройти тестирование на эрудицию и презентовать свою деятельность. Было непросто, но, благодаря усилию наших учеников, мы вошли в число 45 команд, которые вышли во второй тур. Мы были рады, что труд маленького коллектива сельской школы замечен и оценен. После пришло осознание, что во втором туре предстоит соревноваться с большими школами, именитыми, которые уже давно имеют статус «казачьих», имеют большой опыт участия в подобных конкурсах. Но даже это нам не остановило», — вспоминает Виктория Павловна Погребнова.

Для того, чтобы победить во втором этапе конкурса, ребята должны были представить на суд жюри исполнение казачьей песни, показать занятие в казачьем классе, поучаствовать в интеллектуальном марафоне на знание традиций казачества.

«Самым непростым оказалось первое задание. Мы живем в глубинке. И детей, занимающихся в музыкальных школах, у нас нет. Поэтому, презентуя песню, мы делали ставку на красивое видео, которым сопровождалось, возможно, не совсем правильное с музыкальной точки зрения исполнение. Редкая песня «Казак без коня не казак», под которую наши ребята показывали красивое представление на лошадях, стала нашей своеобразной визитной карточкой, которую высоко оценило жюри конкурса», — делится эмоциями Виктория Павловна.

Темой для занятия в казачьем классе ребята выбрали казачий обряд «Проводы казака в армию». Эта традиция связана с военным воспитанием казака. Проводы казаков на службу являлись большим событием. В последние дни устраивались посиделки в родном доме. Перед уходом сына на службу, отец брал в руки икону и благословлял сына, наставляя его: слушать начальство и служить верой и правдой Отечеству. Дети посчитали, что в настоящее время эта тема очень актуальна. Тем более, что их родной хутор находится в приграничной зоне.

Работы было проделано много. Дружный класс каждый день собирался после уроков и дополнительных занятий, чтобы сделать еще один шаг навстречу победе в конкурсе. И им это удалось. Именно ребята 9 класса Вишневецкой средней школы Каменского района Ростовской области получили звание «Лучшего казачьего класса» на Всероссийском конкурсе.

Без прошлого нет будущего

Есть мнение, что современной молодежи не интересны история и традиции. Кадетские классы и классы казачьей направленности в очередной раз убеждают нас в обратном. Детям важны и нужны традиции. Им интересна родная культура. И они нуждаются во взрослых, которые могут, взяв за руку, повести их в этот интересный и увлекательный мир.

Даже в небольшой школе на донском хуторе есть свой школьный краеведческий музей, кабинет православной культуры и казачьей направленности, где проводятся праздники народного и казачьего календаря.

Но, возможно, главная гордость юных казаков – это проект «Казачий двор», который разместился на школьном дворе. Изучая историю своей малой родины, ребята своими руками воссоздали небольшой казачий дворик. Строили из подручного материала с учетом традиционных технологий. Теперь здесь проводят праздники и тематические мероприятия, встречают гостей и тех, кто интересуется историей донских казаков. Ученики сами с увлечением рассказывают о традициях малой родины, ведь теперь они – часть этой большой и богатой культуры.

 «Когда меня спрашивают, для чего нужны такие казачьи классы, я всегда говорю: мне очень хочется, чтобы дети выросли и с гордостью говорили: «Я живу на Дону, я знаю и почитаю обычаи и традиции казачьего народа!» У нас богатейшая культура, которую нельзя забывать, это наши корни. И как без корней нет деревьев, так и без прошлого нет будущего», — говорит Виктория Павловна Погребнова.

545 просмотров