Почему важно формирование почерка у ребенка | Семья и школа

В чем причины «плохого» почерка?

Как правило, почерк формируется уже к окончанию начальной школы. Поэтому для исправления «плохого» почерка ребенку старше 10 лет и его родителям придется приложить немало усилий. Но не стоит думать, что школьник пишет «каракулями» из-за собственной лени, неряшливости или непослушания.

Причин для формирования «плохого» почерка много, и большая часть из них не зависит от желания самого ребенка.

  1. Детям с неврологическими заболеваниями (эпилепсия, ДЦП и т. д.) и после тяжелых травм головы письмо дается крайне тяжело: это следствие органических повреждений или физиологических аномалий в отделах мозга, отвечающих за разные компоненты этого сложного процесса.
  2. Слабое зрение очевидным образом затрудняет освоение письма, ведь в процессе участвуют не только руки, но и глаза.
  3. Переученные «левши» могли бы научиться писать красиво своей ведущей левой рукой, но, к сожалению, их по незнанию или по прихоти взрослых принуждают писать правой – и процесс обучения идет медленнее. Напомним, переучивать «левшей» не нужно, это не соответствует современным научным представлениям об обучении и развитии ребенка.
  4. Эмоциональное потрясение, пережитое во время обучения письму (смерть близкого человека, развод родителей, угрожающая жизни ситуация, тяжелая адаптация к школе и т. д.), не позволяет освоить навык письма полностью и последовательно, а впоследствии «неряшливый» почерк может закрепиться.
  5. Слабость мышц или мышечные зажимы мешают правильно держать карандаш или ручку, удобно сидеть за столом, а значит и красиво писать. Причем речь не только о мышцах руки, но и о мышцах спины и «мышечного корсета», отвечающих за осанку и удержание позы всего тела.
  6. Недостаточное развитие мелкой моторики мешает так же, как и несформированность других первичных умений и навыков, необходимых для обучения письму: зрительно-моторной координации (согласованная работа глаз, рук и головного мозга), зрительного восприятия и памяти, способности концентрировать внимание и контролировать свои движения и действия. Для тренировки всего этого существуют специальные игры и упражнения, которые можно выполнять и под руководством педагогов или психологов, и дома с родителями.

Так что, если у ребенка проблемы с почерком и освоением письма, не спешите его ругать или заставлять заниматься до потери пульса. Сначала лучше обратиться к специалистам – педагогу, психологу, нейропсихологу, дефектологу, врачу – и выяснить, что именно является проблемой. На практике обычно в первую очередь компенсируют медицинские препятствия (включая сбои в нервной системе), затем работают с эмоциональным состоянием ребенка, после этого переходят к тренировке осанки, мышц, движений руки, когнитивных функций и только в самом конце – к отработке элементов букв, соединений, написанию слогов, целых слов и предложений.

Почему учиться писать красиво действительно важно?

Может быть, аккуратный почерк и не нужен? В конце концов большую часть жизни современный человек набирает тексты на клавиатуре смартфона или компьютера, а когда и такой возможности нет – общается с помощью аудио- и видеосообщений.

Как и с любым комплексным навыком, с письмом не все так просто. Строго говоря, красивый почерк дает не только возможность написать бумажное письмо. Дело в том, что в процессе обучения письму между клетками головного мозга формируются новые связи, а уже использовать эти связи можно для чего угодно.

  • Развиваем письмо – развиваем речь. Зона Брока, находящаяся в височной коре и отвечающая за формирование речи, активизируется каждый раз не только при чтении, но и при письме. Правило работает в обе стороны: чаще используя ручное письмо, мы будем лучше читать, а читая больше книг, мы помогаем мозгу улучшить навыки письма.
  • Пишем от руки – улучшаем память и мышление. Когда ребенок (или взрослый) пишет от руки, развивается также его память и мышление. Ведь, чтобы написать слово, необходимо соотносить звуки с буквами, которыми те обозначаются, а также удерживать в памяти последовательность выполнения самих букв и их элементов. Зоны мозга, отвечающие за память и мышление, находятся в лобной, височной и теменной коре больших полушарий. Их постоянная работа помогает нам считать и воспринимать музыку, выполнять сложные действия и умственные операции, и даже чувство юмора связано с деятельностью этих областей.
  • Хороший почерк – точные движения.Нервные связи в теменных долях коры головного мозга обеспечивают не только координацию движений глаз и руки при письме, но и зрительно-пространственную координацию вообще. Это значит, что, чем лучше и чаще мы пишем, особенно в детстве, тем легче нам будет освоить и другие зрительно-пространственные навыки. А это и различные виды рукоделия, и любая работа с мелкими деталями, и точные движения в различных видах спорта, и даже вождение автомобиля.
  • Контролирую руку – контролирую себя. Задействованные при письме отделы лобной коры работают всегда, когда нам нужно контролировать, что и как мы делаем. Умение переключаться с одной деятельности на другую и подстраивать выполнение действия под определенные условия пригодятся не только при письме, но и в любом процессе обучения, будь то освоение школьной программы или дополнительные занятия.
  • Написал письмо – зарядил «внутреннюю батарейку»Ретикулярная формация – это «сеточка» из нейронов, пронизывающая глубинные структуры мозга. Любое занятие, связанное с мелкой моторикой, в том числе письмо, благотворно влияет на ее работу. А работа у этой мозговой структуры крайне важная: сортировать и объединять в целостную систему сигналы, идущие от органов в большие полушария и обратно, а также поддерживать все части центральной нервной системы «в тонусе». Таким образом, занимаясь письмом от руки, мы заряжаем «батарейку» всего мозга, обеспечивая тем самым нормальную работу механизмов сна-бодрствования, регуляции эмоций и активного внимания.

Аккуратный почерк, как и другие навыки, которые появляются у младшего школьника, не только пригодятся будущему взрослому в повседневной жизни, но и помогут освоить другие, более сложные умения. А родителям и педагогам обязательно нужно поддерживать ребенка на этих первых ступенях взросления и помогать ему, чтобы в будущем он уже самостоятельно мог достигать новых высот.

576 просмотров