Роль ментальной арифметики в развитии умственных способностей у детей и взрослых

Современные дети не похожи на своих мам, пап, бабушек, дедушек. Родившиеся в информационном обществе, они легко ориентируются в потоках данных, быстро осваивают новые способы действий. Несмотря на это, практически каждый родитель сталкивается с похожей проблемой: ребенок отлично справляется с гаджетами, разбирается в компьютерных программах и приложениях, а для того, чтобы сложить двузначные числа или выполнить пример по умножению, тянется за калькулятором.

Кто-то соглашается с таким положением дел: зачем самому делать то, что за тебя может сделать компьютер. А кто-то, наоборот, видит в этом серьезную проблему и ищет пути ее решения. Например, отдает ребенка на занятия ментальной арифметикой. Кто же из родителей прав? Давайте разберемся.

Что такое ментальная арифметика?

Часто можно услышать, что эту программу называют «менталкой» или «устным счетом». В чем же суть этой системы обучения? Ментальная арифметика – это не только про то, чтобы научить ребенка считать. Это целая система развития интеллекта, которая подходит и детям, и взрослым. Сторонники метода утверждают, что «менталка» помогает не только научить решать в уме сложные математические примеры, но и успешно развивает память, логическое мышление, многозадачность и концентрацию.

Обучение ментальной арифметике происходит с помощью специальных счет, которые называются абакус или соробан. Во время занятий ученики делают механические упражнения на счетах, выполняют задачи на счет в уме, концентрацию, логику и внимание.

Главные преимущества ментальной арифметики

Вообще, плюсов у такого метода обучения достаточно много. Ведь любые действия, производимые в уме, способствуют развитию интеллекта, концентрации, логического мышления.

Одним из основных преимуществ специалисты называют гармоничное развитие межполушарных связей. Наше правое полушарие отвечает за воображение. Именно оно помогает ребенку представить и «обработать» картинку, которую он видит на счетах. А левое – участвует в решении примеров. Именно поэтому на уроках по ментальной арифметике мозг трудится на все 100%. При этом его полушария постоянно находятся в тесном взаимодействии, гарантируя гармоничное развитие.

Второй положительный момент – многозадачность. Дети, которые успешно освоили «менталку», без проблем могут одновременно петь песню и считать примеры. А какие-то дополнительные физические занятия во время устного счета – это вообще один из самых простых и первых «фокусов», которым обучаются даже малыши на занятиях ментальной арифметикой. Такое совмещение физической и умственной активности – прекрасная тренировка для тела и мозга.

К плюсам можно отнести развитие образного мышления, умение выстраивать логические связи, высокий уровень концентрации на поставленной задаче и скорость ее выполнения. Ведь на занятиях ребята решают примеры за определенный отрезок времени, также они должны быстро записать и результат, чтобы не отвлекаться на посторонние занятия и не путаться в полученных цифрах.

Звучит все максимально привлекательно. Но! Как и у любого другого дополнительного обучения, у ментальной арифметики есть свои минусы.

Какие недостатки есть у «менталки»

Минус, который возникает из-за неправильного возраста для занятий ментальной арифметикой, это путаница у ребенка относительно школьной программы и программы «устного счета». Если ребенка привести учиться «менталке» одновременно с походом в первый класс, ему будет достаточно сложно. Так, например, первоклашки много времени учатся считать в пределах 10, а ученики ментальной арифметики буквально сразу начинают оперировать двузначными цифрами. Поэтому ребенок может элементарно запутаться, где и как ему считать. Чтобы избежать такого «минуса», стоит приводить малыша на занятия либо до начала общеобразовательной школы, либо уже во втором-третьем классе.

Иногда у детей, успешных в «менталке», появляется невнимательность. Когда ребенок считает в уме сложные примеры, все свое внимание он концентрирует на этом, а не на написании ответа. Бывают случаи, когда решение верное, а ответ, из-за спешки и невнимательности, с ошибкой.

И, наверное, самый большой и ощутимый минус – это опережение школьной программы. Детям, которые умеют быстро считать, имеют развитое логическое и абстрактное мышление, бывает скучно в обычной школе. На уроках математики нужно следить за оформлением, считать клеточки-отступы, расписывать все этапы решения задачи. Эта рутина, которая кажется невероятно медленной и скучной для ребят, которые буквально за пару минут решают сложный пример в уме.

Как и любая система дополнительного образования, ментальная арифметика имеет и положительные, и отрицательные стороны. Нужна ли она конкретному ребенку – должны решать родители. Ведь каждый малыш – индивидуальность. И кому-то «устный счет» поможет в развитии, а кому-то, наоборот, может быть противопоказан. В любом случае, изучить тему и попробовать провести с ребенком несколько занятий стоит. Ведь только так можно будет определить, подходит ему эта система обучения или нет.

470 просмотров