Представьте, что вы вышли во двор с ребенком, а к нему подходит другой малыш и просит его игрушку. Или в вашей семье двое детей, которые пытаются поделить машинки или куклы. С подобными ситуациями рано или поздно сталкивается каждый родитель. Нам хочется воспитать доброго и отзывчивого ребенка, поэтому так и хочется сказать, что надо делиться! Но многим детям идея что-то отдать, чтобы получить что-то в ответ, пока непонятна.

Малыши многому учатся, просто наблюдая за действиями родителей, так что если в семье вы подаете пример эмпатии и щедрости, вряд ли возникнут сложности. Но любому ребенку нужны возможности учиться и практиковаться. В этом материале мы разберем, как научить детей делиться, но при этом отстаивать свои личные границы.

Закрытие базовых потребностей 

Родители любят своих детей безоценочно и безусловно, а свою любовь они выражают через слова, объятия, заботу, игру, удовлетворение потребностей ребенка и качественное проведенное время с ним. То есть через чувство любви и безопасности, а не через подкуп подарками. Дети, которым хватает внимания и любви, растут с пониманием того, что для них в этом мире всего достаточно. Как такой ребенок в будущем будет смотреть на материальные вещи? Захочет ли он сам поделиться? Конечно, и это будет происходить естественно, потому что малыш знает, у него нет дефицита.

Нехватку внимания родителей нельзя компенсировать через покупки игрушек или одежды. Ребенку нужна любовь взрослого. Родителям важно обеспечить малыша базовыми вещами, только тогда будет заложено чувство достаточности, из которого можно поделиться чем-то с другими людьми.

Возрастные особенности 

С рождения и примерно до двух лет мама считывает потребности малыша и реагирует на любой импульс с полным включением и отдачей. Например, 15 минут общения через тактильность, чтение книги, улыбку и ласку более эффективны трех часов, когда мама не только общается с ребенком, но и смотрит в телефон. Это отсутствие внимания ребенок будет фиксировать бессознательно. Он будет просить компенсацию через плач, капризы, повышенные требования в пище и т. д.. Бережное отношение к потребностям малыша с первых дней жизни — это и есть формирование материального в его жизни. Ощущение сытости, тепла и любви убирают тревогу и отражаются на материальном мире в будущем ребенка.

В два года у малыша начинает появляться чувство собственности. Как это проявляется? В той же самой песочнице у него забирают игрушку, а он начинает ее отвоевывать обратно. Что делать маме в это время? Не мешать своему ребенку отстоять право собственности. Далее транслировать: «Да, это твое, ты все правильно сделал». Важно давать ему чувство поддержки и возможность самостоятельно принимать решение. Хочешь — отдавай, не хочешь — не отдавай. У каждого человека есть базовая потребность иметь свое. Она дает право детям владеть и распоряжаться тем, что у них есть, самостоятельно. Во взрослом возрасте это на бессознательном уровне отражается и на финансовом достатке.

Во время конфликтных ситуаций стоит обращаться только к своему ребенку. С другими детьми должны разговаривать их родители, но не вы. Иначе малыш выйдет во взрослый мир в надежде на маму, и что у него нет ничего своего, за него же все решают.

Как воспитать в ребенке щедрость?

От понимания «своего» и «чужого» зависит эмоциональная стабильность ребенка и то, как сформируется его мышление и как он в дальнейшем будет выстраивать отношения. И это все транслируется через родителей, ведь дети перенимают модель поведения взрослых. Дайте ребенку почувствовать свое! Когда это базовая потребность будет напитана, он сможет делиться чем-то из чувства достатка. Как сформировать это чувство корректно? Через личные вещи, посуду, одежду, игрушки, свой уголок или комнату, свою зону ответственности по уборке игрушек и т. д.. То, на что не будет претендовать ни один член семьи, и то, за что ответственность несет сам ребенок.

Малыш, который чувствует любовь и достаточность во всем, и знает, что именно он принимает решение, будет сам делиться игрушками.

Не конкурируйте 

Взрослым важно не конкурировать с ребенком. Да, и такое бывает. Купили конструктор или машинку с радиоуправлением, а первым играть начинает папа. Не помогать, не создавать коллективную игру, а именно берет инициативу в свои руки. Как это видит ребенок? Его собственность отняли. Поделится ли он конструктором с кем-то после этого? Вряд ли. Что делать? Дать ребенку возможность самостоятельно начать игру и аккуратно интересоваться, не нужна ли ему помощь или компания.

Точно так же стоит вести себя во дворе. Можно интересоваться и предлагать ребенку совместные активности с другими детьми и игрушками. Внимание малыша нужно просто переключить на иные виды деятельность, то есть создать такую ситуацию, в которой дети могли бы сами при желании обмениваться игрушками. Помните, что любимая игрушка ребенка — это не просто вещь, это целый мир для него. Попытка отнять плюшевого друга может нанести травму детской психике.

Не злоупотребляйте возрастом

Ставить в качестве аргумента возраст — плохая затея. Фразы из разряда «отдай, сестра же младше тебя» или «дай брату поиграть, ты же уже взрослая» приведут к разобщению детей. Вместо этого можно дать ребенку сначала поиграть самому со своей игрушкой, а затем предложить другую активность, и в этот момент аккуратно спросить, можно ли взять освободившуюся вещь на время для младшей сестры.

Поддержка во всем, безусловная любовь и внимание, уважение границ и собственности ребенка, теплая и дружественная атмосфера в семье и взаимопонимание дают малышу чувство наполненности и безопасности. А в таком состоянии хочется делиться.

469 просмотров