Совет по выбору частного детского сада

Выбрать хороший детский сад – непростая задача для каждого родителя. Бывает так, что возле дома нет места, или же вам важно, чтобы в группе было небольшое количество детей или конкретные развивающие программы. Тогда возникают мысли о частном детском садике.

Сегодня, 4 августа, Президент России Владимир Путин подписал закон о праве использовать материнский капитал на оплату образовательных услуг, предоставляемых индивидуальными предпринимателями.

Причин, по которым вы решите отдать своего ребёнка в частный детский сад, может быть много. Но самый главный вопрос – как выбрать хороший частный детский садик, в котором ребенок будет чувствовать себя комфортно? На что стоит обратить внимание при выборе? Мы составили памятку для родителей, которая поможет сделать выбор.

Каковы ваши ожидания? 

Для начала вам необходимо составить список принципиально важных вещей, которые должны быть в вашем идеальном детском саду. Это сузит поиск и облегчит в дальнейшем выбор. Что может быть в этом списке:

  • график работы детского сада;
  • наличие собственной уличной территории со спортивными и игровыми площадками;
  • ежедневные фотоотчеты от воспитателя;
  • возможность выбирать или корректировать меню;
  • наличие дополнительных занятий (например, иностранный язык или спортивные секции);
  • количество детей в группе;
  • определенные методики развития (например, Монтессори или система Никитиных) и многое другое.

Соберите и проанализируйте информацию

  • сколько вы готовы платить за детский сад?
  • как далеко от дома он может находиться?
  • если детский сад расположен не возле дома, кто будет отвозить ребенка?
  • в какое время необходимо будет просыпаться?
  • во сколько вы планируете забирать ребенка из детского сада и так далее.

Если вы легко ответили на эти вопросы, то можно переходить к следующему шагу.

Программа адаптации

Процесс привыкания ребенка к детскому саду может быть довольно длительным. Так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.

Поэтому, очень важно выяснить заранее, есть ли в детском саду программы психолого-педагогического сопровождения ребенка и какие ресурсы предусмотрены в саду на этот период. Это могут быть отдельные комнаты, откуда родители наблюдают, как ребёнок вливается в новую среду. Иногда детские сады организуют лагеря дневного пребывания в летний период, что постепенно готовит ребенка к новой обстановке. Вариантов может быть много.

«Мы считаем, что малышам, которые только начинают посещать садик, необходима программа адаптации, потому что для них это абсолютно новая среда и стрессовое событие. В нашем саду мы рекомендуем родителям начинать приводить ребёнка сначала на несколько часов, постепенно наращивая время пребывания в саду каждый день. Первую неделю мы категорически не рекомендуем оставлять ребёнка в саду на весь день. Продолжительность периода адаптации индивидуальна для каждого ребёнка и зависит от психологических и физиологических особенностей. В процессе адаптации воспитатели вместе с психологом внимательно наблюдают за детьми, стараются создать благоприятную атмосферу, используя разнообразные методы и приемы: развлечения, дидактические и подвижные игры и т.д. При этом воспитатели всегда на связи с родителями, что способствует снижению родительской тревоги», — прокомментировала Мария Меролаева, руководительница частного детского сада «Мэджик Тедди».

Программа и ценности

Детский сад —  это не только место, где ребенок ест и спит после обеда. Это еще и первое значимое место, куда малыш попадает после семьи, поэтому здесь ему должно быть комфортно. Для этого важно обратить внимание на ценности, которые транслирует детский сад, и программу обучения, на которую воспитатели ориентируются.

Среди комплексных программ самые популярные это:

  • «От рождения до школы»;
  • «Детство»;
  • «Истоки»;

Из парциальных программ (охватывающих одну из образовательных областей) чаще всего встречаются:

  • «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
  • «Юный эколог»;
  • «Цветные ладошки»;
  • «Музыкальные шедевры».

Вышеперечисленные программы чаще всего используются в детских садах, однако выбирать для своего ребенка подходящий план образования каждый родитель должен индивидуально. Отметим, что если детский сад является лицензированным образовательным учреждением, то в любой образовательной программе должна быть прописана и программа воспитания.

В частных детских садах зачастую очень хорошо выстроена работа с родителями: проводятся совместные мероприятия, воспитатели своевременно предоставляют обратную связь. Обратите внимание при выборе, как оформлен стенд с информацией для родителей.

Персонал 

Самое главное в детском саду — кадровый состав. Согласно профстандарту воспитателем может работать человек, у которого есть профессиональное педагогическое образование.  При этом нельзя исключать человеческий фактор, поэтому нужно постараться познакомиться лично, узнать будущего воспитателя лучше. Для этого многие детские сады проводят дни открытых дверей или вебинары в соцсетях.

Также в хорошем детском саду должны работать специалисты узкого профиля: детский психолог, логопед и дефектолог.

Еще один нюанс, на который стоит обратить внимание — количество детей и персонала. Сложно представить, что в группе из 40 человек один воспитатель способен проследить и уделить время каждому ребенку. Законодательство определяет количество детей в группе. Если речь идет о детях от года до трех лет – то в группе должно быть не более 15 человек, а  если от трех до семи лет – не более двадцати. На одну группу должно быть два воспитателя и нянечка. Но, воспитатели работают посменно, а не вместе. Нянечка же присутствует в группе и оказывает помощь воспитателю – постоянно.

Предметно-пространственная среда

Предметно-пространственная среда должна содержать разные зоны:

  • активную (для игр, конструирования);
  • спокойную (для чтения, отдыха);
  • рабочую (для познавательной деятельности).

Присмотритесь, есть ли детские площадки и как они оснащены, какие игрушки есть в группах, в какие цветы выкрашены стены, какими материалами воспитатели пользуются на занятиях.

Особое внимание обратите на спортивное оснащение детского сада. Чем больше будет возможностей для спорта, тем лучше.

Также в хорошем садике ребёнок будет иметь возможности для творчества. Важно, чтобы такие занятия были современными, актуальными и могли заинтересовать детей.

Безопасность превыше всего! 

Помимо программы и среды, важно изучить детский сад на предмет безопасности.

  • узнайте о наличии огороженной территории для прогулок;
  • как устроена пропускная система и сколько охранников ежедневно выходят на работу?
  • обратите внимание на мебель: закруглены ли у нее углы?
  • прикреплены ли шкафы к стенам во избежание их падения на ребенка?
  • тщательно ли персонал следит за проветриванием помещений, но при этом – и за отсутствием сквозняков?

«В первую очередь родителям стоит обратить внимание на то, как организовано пространство: нет ли острых углов и розеток на уровне роста ребёнка, проводятся ли мероприятия по проверке противопожарного оборудования, инструктаж сотрудников Детского сада, есть ли система видеонаблюдения и каким образом родитель может получить доступ к видеозаписям, заключён ли договор с охранной фирмой и есть ли тревожная кнопка», — считает Мария Меролаева.

Питание

При выборе детского сада нужно обязательно уточнить, что входит в обычное меню. На основании ответа вам предстоит сделать вывод о том, насколько подходит заведение именно вашему ребенку. Частный детский сад отличается индивидуальным подходом к каждому ребенку, здесь принимают во внимание кулинарные вкусы и личные потребности малыша.

При выборе детского сада важно, чтобы родители побывали в выбранном учреждении, понаблюдали за процессом его работы, оценили интерьер, отношение воспитателей к детям и поведение самих малышей. Также рекомендуем найти родителей, чьи дети посещают заинтересовавший вас детский сад, задать им вопросы и услышать реальные мнения.

«Очень важно, какие ценности и цели у руководства садика. Главное, чтобы они совпадали с ценностями и целями родителей. лучше сразу познакомиться с воспитателями, посмотреть как они общаются с детьми, можно спросить у руководства об образовании и стаже работы педагогов. Спросите о том, как происходит взаимодействие воспитателей с родителями. Большим плюсом будет, если руководство и педагоги открыты для общения. Обратите внимание на то, как происходит взаимодействие воспитателей с детьми – как малыши проводят время на занятиях и на прогулке, о чем разговаривают друг с другом воспитатели и дети. Узнайте, как устроен режим дня ребёнка в саду, как часто проветривают группу, есть ли системы обеззараживания воздуха, соблюдается ли график прогулок, кормления и отдыха. Важно материально-техническое обеспечение сада: какие игрушки есть в группах, есть ли спортивный зал, в котором дети могут заниматься активными видами деятельности, какими материалами воспитатели пользуются на занятиях. Количество детей в группе и принцип по которому формируются группы, взаимодействуют ли разновозрастные группы между собой. Всегда лучше когда в группах небольшое количество детей и они разделены на возрастные категории: младшая, средняя, старшая. Но здорово, если на прогулке или в игровой деятельности все группы могут взаимодействовать», — добавила руководительница частного детского сада «Мэджик Тедди» Мария Меролаева.

733 просмотров