Одним из актуальных вопросов данной отрасли психологии и педагогики являются рассуждения о свойствах личности, которые гарантируют обеспечение психологической безопасности. К важным личностным характеристикам, обеспечивающим органичное развитие и сохранение психологической безопасности личности, можно отнести личностную зрелость, рефлексию, коммуникативные способности и способность к саморегуляции. Значимым свойством личности является устойчивость к нездоровому и негативному психологическому влиянию, воздействию и давлению. 

Основа для психологической безопасности. 

Во многих случаях сохранение и поддержание психологической безопасности зависит от того, в какой мере личность может противостоять оказываемому психологическому воздействию. Субъектом и объектом психологического воздействия могут выступать как отдельная личность, сама по себе, так и группа людей. Объектом также могут выступать и качества личности, и ее интеллектуальная и эмоциональная сферы, умения и навыки, особенности характера. Существуют самые разные способы психологического воздействия на личность, начиная от открытых форм (оскорбления, угрозы, убеждение, уговоры), заканчивая скрытыми(психологическое манипулирование, косвенное влияние, моральное и материальное стимулирование). 

Психологическое воздействие может иметь для личности как позитивные, так и негативные последствия. 

Именно негативное психологическое воздействие представляет наибольшую психологическую опасность для личности человека. Возможность противостоять негативному психологическому воздействию – важная составляющая системы психологической устойчивости. Современные психологи выделяют такие элементы психологической устойчивости, как нравственная и эмоциональная устойчивость, устойчивость к конфликтным и стрессовым ситуациям. В зарубежной психологии психологическая устойчивость рассматривается как способ избегания и выражения неприемлемых побуждений, чувств и моделей поведения.

Психологическая безопасность, относится к разряду социальных явлений, которые реализуются в процессе взаимодействия людей. Под взаимодействием принято понимать систему взаимных связей субъектов, первичным условием которой выступает взаимное влияние друг на друга. В этом смысле именно в семье влияние родителей и детей друг на друга наиболее значимо.

Взаимодействие в семье состоит из необходимых компонентов: обмен мыслями, знаниями, идеями, т.е. информацией (коммуникативный компонент); обмен действиями (деятельностный компонент); процесс восприятия партнерами друг друга (перцептивно-эмоциональный компонент). 

Только в совокупности перечисленные компоненты обеспечивают взаимопонимание и психологическую безопасность людей. В противном случае взаимодействие расценивается как нецелесообразное и угрожающее психологическому состоянию (к сожалению, такое явление тоже встречается и тогда роль значимого взрослого для ребенка меняется, он начинает искать замену родителям).

В психологической безопасности выделяют основные составляющие: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности. 

Первая – это зона свободная от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующая удовлетворению потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психическое здоровье включенных в нее участников. 

Вторая заключается в способности человека сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе с психотравмирующим воздействием.

В детстве и дошкольном возрасте отношение ребенка к себе, а значит и к своему здоровью и благополучию, в значительной степени определяется влиянием ближайшего окружения. Первые три года у ребенка еще только формируются психологические механизмы, позволяющие ему самостоятельно выделять и адекватно оценивать особенности организма, психики, состояний. В то же время он испытывает определенные психологические ощущения, связанные с состоянием и функционированием всех физиологических и психологических систем. 

Если представить развитие ребенка в виде каких-то уровней развития, «ступенек», то первоначально – на первой ступени развития психики -ребенок отражает себя и мир через чувственный опыт, который постепенно складывается в целостную картину. 

Важным здесь является процесс соединения образа и слова, чувственного и рационального. В психике ребенка возникает переплетение образно-словесных ассоциаций, в котором слова «больной», «страшно» связаны с чем-то неприятным, а слово «здоровый», «приятный» – с чем-то радостным, с состоянием свободы, безопасности. В это время могут возникать совершенно неадекватные и необычные связи: слова нейтральные, ничего не значащие для других (вилка, ложка) – могут вызывать чувство страха, обиды и тревоги. Именно поэтому на данной ступени развития ребенка взрослые должны очень тщательно следить за тем, как это происходит, и препятствовать формированию таких нежелательных для развития личности образно-словесных ассоциаций. Ребенок взрослеет и другая сторона формирования у ребенка отношения к своей безопасности связана с теми оценками, которые при общении с взрослыми он воспринимает и использует как критерии определения своего собственного мнения, позиций, действий, связанных со здоровьем. Отношение ребенка к здоровью и безопасности включает в себя и отношение к своему физическому облику. Оценки взрослых и сверстников существенным образом влияют на формирование самооценки ребенка и как следствие – на его самочувствие. Таким образом, психологическая безопасность складывается из непосредственной деятельности субъектов коммуникационного пространства.

Здоровые комфортные отношения в семье способствуют здоровому стилю поведения, в том числе за счет укрепления личностных ресурсов, создания условий, способствующих поддержанию здоровья ребенка и его психологической безопасности.

Важно помнить, что в детском возрасте в ходе активного роста и физиологического развития недоразвитость эмоционально-волевой сферы, которая относится к психическим свойствам личности, зачастую становится риском, который может отразиться в поведенческих разнообразиях.

В подростковом периоде при прохождении кризисного этапа физиологического развития, эмоционально-волевая сфера наиболее всего находится под ударом. Интенсивный рост органов, резкие ростовые скачки в подростковом периоде приводят к тому, что часть органов (быстро выросших) не могут получить полноценное питание снабжающих органов (они не успевают так быстро развиться и перестроится), как следствие, повышенная напряженность, физиологическая утомляемость. А поскольку сам подросток и, зачастую его родители, не до конца понимают причины, то неизбежные спутники физиологических нарушений – повышенная раздражительность, утомляемость, снижение настроения, часто воспринимается как капризы, которые требуют корректировки. Отсюда этот пресловутый подростковый кризисный период. Отсюда этот эпатаж и желание выделиться (ребенок думает: я же сильный и независимый, я преодолею эти усталость и раздражительность сам!).

Роль родителей в период роста и взросления – поддержать организм ребенка очень разными способами и физиологическими (накормить, дать витаминов, предложить позаниматься спортом) и психологическими (поддержать, обнять, не допускать конфликтов, дать выспаться, попытаться объяснить причины раздражительности и вместе проанализировать) – ведь мы взрослые (и жутко умные) а наш ребенок, хотя уже и 2-х метровый, все равно наш малыш.

А если родители, не понимая вопросов взросления ребенка (конфликта между физиологическим и психическим развитием), начинают слишком рьяно «воспитывать» подростка, он начинает искать замену значимых для него взрослых (в детстве это однозначно родители), и бунтовать. И тогда вродительских чатах вместо темы подарков на Новый год появляется новая животрепещущая тема: Моргенштерн, Милохин и «иже с ними». Тогда родители начинают войну за сознание своих чад.

Родители должны понимать, что бессмысленно с подобными феноменами бороться. Не стоит обсуждать масштаб вреда, который современные «хулиганы сцены» оказывают на подрастающее поколение. Если вспомнить историю тех, кого на посту главных дебоширов сменили Моргенштерн, Элджей, Инстасамка и неподражаемые ТикТокеры, на фоне Элиса Купера и Мэрилина Мэнсона (кстати, в этой истории росли мамы и папы, а иногда уже бабушки и дедушки), прыгавших по сцене в прошлом веке, Моргенштерна можно считать меньшим злом.

Ребенок с развитой чувственно-волевой сферой будет всегда смотреть на появление разных музыкальных движений как наблюдатель, исследователь. При этом у него будет понимание, что этим движением занимаются профессионалы, предугадывающие и знающие особенности восприятия молодежи. Педагогам и психологам с такими явлениями бессмысленно бороться. И, если такая музыка нравится молодежи, значит, на нее есть спрос, в этом нет ничего страшного. Другой вопрос: если эта музыка акцентом присутствует в жизни молодежи, и кроме нее ничего нет. Это современность. Мы не можем отрицать главенствующую роль интернета и важности в жизни подростков социальных сетей. 

Если вспомнить 90-е годы прошлого столетия, то тогда были популярны фан-клубы. И основателями их были не взрослые, а именно молодежь. И на сегодняшний день у нас те же фан-клубы, но в интернете, и ведут их блогеры и доступность этих клубов (они в интернете) в разы больше.

Здесь важно вспомнить, что возрастной фактор в виде изменений общей и нервной реактивности в определенные критические возрастные периоды может способствовать возникновению тех или иных расстройств. Эти периоды называются периодами повышенной восприимчивости к различным вредностям («переломные» периоды развития). К ним относится подростковый период 12-15 лет. Именно поэтому молодежь, учитывая данный факт, наиболее восприимчива к «модным» тенденциям.

Моргенштерн нашел свою аудиторию, которая испытывает потребность (в силу возраста) найти своего отрицательного «героя», провокатора, бунтаря, активиста, без опасения иногда выкрикивающего в «асоциальном формате» определенные мысли и собственную позицию. И в основном это происходит именно в интернете.

Поддерживая Моргенштерна, молодежь выражает протест, а это одно из важных и неизбежных признаков вообще взросления (это было всегда!) и инициации во взрослую жизнь. В его песнях подростки находят быстрый ответ и психологическое принятие. Это чисто социальная история. Не очень хорошо, когда этот процесс затягивается надолго. Главная задача мудрых взрослых – предлагать молодежи по-разному смотреть на различные явления в социальной сфере, в коммуникации, в восприятии мира и эстетическом восприятии. Еще оно важное замечание – люди должны становиться родителями только тогда, когда подготовлены к этому, детьми нужно заниматься. Иногда современные родители дают, якобы свободу – «я уважаю выбор своего ребенка». Но мы родители должны влиять на этот выбор. Не заставлять, не наказывать, не осуждать, а именно влиять. Популяризация музыки данного формата, говорит о заблуждении понимания родителями «свободного» воспитания, в котором они не сумели привить любовь к другой музыке, либо не захотели (не нашли времени), не уделили должного внимания.

Подростковый возраст характеризуется определенной психологической незрелостью, которая физиологически естественна. Взрослый уже имеет психологические новообразования, у взрослого сформирована базовая система ценностей и он может переживать критику. Для ребёнка важнее остаться в референтной группе и получить признание этой группы (например, фанатов того же Моргенштерна), причем без критики.

А нам, взрослым нужно быть мудрее и образованнее – первые жалобы на деградацию молодежи зафиксированы еще в царстве Шумера и Аккада, и с тех пор молодежь все деградирует и деградирует. Мы же помним, что все (ну или почти все) в далеком прошлом слушали «Ласковый май» (аналог Дани Милохина, кстати, почти с той же жизненной историей). Правда, не мечтали стать тиктокерами, просто за неимением «ТикТока». Теперь мы все умудренные опытом и растим своих детей и точно знаем, что для них лучше. Одно точно – если у ребенка дома хорошая любящая семья, если есть с кого брать пример дома, если с родителями можно говорить откровенно и можно, если что, попросить их о помощи, точно зная, что эту помощь получишь, никакой Моргенштерн в интернете точно ничего ему не сделает.

615 просмотров