С началом статьи можно ознакомиться по ссылке.

Отдельную группу представляют изображения, посвященные повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Здесь можно выделить одну удивительную особенность – все они имеют политический подтекст, также, как и само произведение. Выполнены на однотипном фоне, представляющем собой кадр из экранизации повести режиссером В. Бортко – сидящих за столом Шарикова и профессора Преображенского. Редки случаи изменения исходного кадра. Шариков в интернет-культуре предстает непросвещенным жителем России, воспитанным исключительно на мнении «диванных критиков» интернета или федеральных каналов. Образ его по-прежнему типизирован – недалекий человек, теперь уже постсоветсткого пространства, не смыслящий в политике, но активно высказывающий свое мнение. На месте Шарикова можно увидеть известных политических деятелей современности, например, А. Навального. Большая часть мемов является отражением объективной реальности. Темы, которым посвящены мемы: пенсионная и военная реформы, переход на рыночную экономическую систему, выборы президента РФ, эффективность аппарата власти, международные отношения, появление новых профессий.

Еще одна немногочисленная группа – это «биографические мемы», то есть мемы, отражающие реалии биографии писателя. Чаще всего внимание акцентируется на следующем:

  1. Зависимость Булгакова от морфия. Правда, в данной ситуации практически полностью искажен контекст – не учитывается, что писатель был серьезно болен и морфий, как сильное обезболивающее, был ему необходим для снятия болевых симптомов. Однако именно этому посвящена большая часть подобных изображений.
  2. Профессия – врач. Булгаков действительно окончил медицинский факультет Киевского университета и работал по профессии, в том числе во время Первой мировой и Гражданской воин. Годы его врачебной практики отразились в «Записках юного врача» и «Морфии».
  3. Отношения с советской властью. У многих писателей и поэтов начала ХХ века отношения с властью были не самые простые. В той выборке, с которой мы работали, отражается тот аспект отношений Булгакова с властью, который затрагивает их отражение в творчестве. Ироничный, обладающий очень специфическим чувством юмора, Булгаков осторожно выводил персоналии и явления советской действительности в своих произведениях (в «Собачьем сердце» например). Контекст мемов следующий: сейчас достаточно часто подшучивают над властью, но М.А. Булгаков делал это до того, как это стало модным.

Следующая условно выделяемая группа мемов – мемы, посвященные переосмыслению творческого наследия М.А. Булгакова. Она одна из самых больших по количественному фактору, поэтому тоже разбита на тематические подгруппы для удобства:

  1. Иное восприятие образов романа «Мастер и Маргарита». Может выражаться в сопоставлении (например, бегемот обычного человека – Бегемот читателя), в построении логических связей, например, между «Мастером и Маргаритой» и «Анной Карениной», или в попытке осознания неприятия романа другими людьми («потому что там зло не дьявол, а люди»).
  2. Противопоставление читал/не читал. Достаточно яркая и продуктивная категория, основанная на сопоставлении людей, знакомых с творчеством Булгакова, и людей, с ним не знакомых. В какой-то степени перекликается с первой категорией.
  3. Популярность писателя и его творчества. Можно выделить как мемы с положительной коннотацией (когда читать Булгакова – это модно, популярно и является показателем образованности), так и с отрицательной – обилие контента, посвященного писателю, воспринимается негативно.

Еще одна группа – это отражение булгаковского наследия в творчестве современных художников (конкретно – в живописи и графике). Говоря о рисунках, попадающих в категорию «мемы», мы, в первую очередь, имеем в виду рисунки «с дополнением» – это не просто иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита», это внесение какого-то нового элемента или изменение известного эпизода. Например, в сцене, где Воланд спрашивает Маргариту второй раз о том, что же она хочет в награду за то, что была королевой на балу, вместо оригинального «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера»она отвечает более современное «Я хочу халвы и татуху на спине»; или главные герои романа нарисованы сначала в одежде 1930-го, а потом – 2011, тем самым они как бы «переселяются» в современное нам пространство. Но нужно отметить, что рисунках все персонажи имеют очень близкое сходство со своими текстовыми описаниями.

Большой популярностью у современной молодежи пользуются «литературные открытки». Это не только открытки в привычном понимании, это также могут быть обложки для документов, тетради или наклейки. М.А. Булгаков – один из писателей, которых довольно часто изображают на подобных вещах вместе с цитатами из его произведений. Часто это представляется в виде оппозиции: цитата – пояснение:

«Рукописи не горят!» – «Но не проверяй это на конспектах»;

«С Днем рождения!» – «Да не разольет Аннушка масло на твоем пути»;

«Я не Мастер, ты не Маргарита» – «Но повесть у нас все равно одна»;

«Успевает всюду тот, кто никуда не торопится» – «Но работы это не касается».

Последняя выделенная группа – стилизации образа самого М.А. Булгакова и персонажей его произведений под реалии современного мира. Это очень интересная группа в составе найденных нами материалов. Она включает в себя и стилизации под образ современного человека, в первую очередь, связанные с модой, и стилизации под страницы в соцсетях (в частности, ветки комментариев в социальной сети «ВКонтакте»), которые могли бы вести, например, Воланд, Берлиоз и Иван Бездомный, окажись они нашими современниками.

Особого внимания заслуживает проект РБК «Булгаковские герои в XXI веке: гардероб Воланда, Мастера и Маргариты» – очень стильно сделанные коллажи с вещами, которые могли бы быть собственностью булгаковских героев (например, Маргарите бы принадлежало большое число украшений, минималистичное черное и полупрозрачное белое платья). Есть и изображение самого Булгакова, одетого по последней моде: синее пальто, перчатки в тон и строгий костюм в сочетании с тяжелыми шнурованными ботинками. Ещё одно изображение-стилизация посвящено телесериалу «Мастер и Маргарита» 2005 года. Там исполнители главных ролей – Анна Ковальчук и Александр Галибин представлены героями постера к фильму «Мистер и миссис Смит» (2005 год).

Также, анализируя найденный материал, удалось выявить несколько изображений-шаблонов, на основе которых делаются мемы определенного характера (иначе их называют «макросы»):

− Фотографии М.А. Булгакова;

− Изображение Азазелло (кадр из сериала «Мастер и Маргарита», 2005 г., режиссер – В. Бортко, актер – Александр Филиппенко);

− Изображение Воланда (кадр из сериала «Мастер и Маргарита», 2005 г., режиссер – В. Бортко, актер – Олег Басилашвили);

− Изображение кота Бегемота (кадр из сериала «Мастер и Маргарита», 2005 г., режиссер – В. Бортко);

− Изображение профессора Преображенского и Шарикова (кадр из фильма «Собачье сердце», 1988 г., режиссер – В. Бортко, актеры – Евгений Евстигнеев, Владимир Толоконников).

Современная массовая культура (в частности – социальные сети) активно использует образ самого М.А. Булгакова и образы героев его произведений («Мастер и Маргарита, Собачье сердце»). При этом рецепция касается как известных произведений автора, фактов его биографии, так и вторичной интерпретации нынешней молодежью творчества писателя. На основе анализа интернет-контента разных групп в социальной сети «ВКонтакте» и иных сайтов мы определили моменты биографии поэта, на которых часто акцентируется внимание (зависимость от морфия, врачебная профессия и отношения с властью), выявили самые популярные цитаты, ставшие уже прецедентными феноменами и не всегда соотносящиеся с оригиналом при использовании их в живой или печатной речи («Королева в восхищении!», «Помилуйте, разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!», «Взять всё, да и поделить!», «Аннушка уже разлила масло»), определили персонажей произведений, чьи образы типизировались и стали использоваться в качестве исходного материала для мемов (профессор Преображенский и Шариков в мемах с политическим подтекстом, в определенных ситуациях – Воланд, Азазелло и кот Бегемот), и выяснили, какое место занимает творческое наследие и образ автора в современной массовой культуре.

475 просмотров