«… Ой, ой, мамочка, сейчас, подожди минутку, я не могу. У меня тут челлендж в ТикТоке. Вау он, наконец, лайкнул мой коммент». Это диджитал-мир, в котором сегодня живут наши дети. Они – первое поколение, которое живет в Интернете. Для большинства современных родителей (а уж бабушек и дедушек подавно) эта жизнь – «темный лес». А в ночном лесу всем страшно, а родные наши дети живут в нем, и знают этот лес лучше нас. А еще и интернет-жаргон, который активно используют наши дети и не всегда понимают родители.

Дети живут в Интернете, прежде всего, для общения. Друзья, сообщества, беседы класса. Можно быстро узнать домашнее задание, решить, что подарить однокласснице на день рождения, договориться собраться во дворе школы. Можно завести свою личную страницу-аккаунт, завести друзей на другой стороне мира, размещать фото и видео, лайкать фото друзей и ждать лайки от них. Общаться со сверстниками легко – надо только нырнуть в Интернет.

Что же делать родителю? Мы рисуем себе «страшные картины», когда ребенок может познакомиться «Не с тем», прочитать или посмотреть «Не то», набраться «ненужных вещей» в соцсетях. Может запретить? – спрашиваем мы себя. Однако запрет ничего не решит. Во-первых, это бессмысленно. Если ребенок решил уйти в Интернет, он уйдет, и родители об этом даже не догадаются (например, с телефона подруги в школе). Во-вторых, если вашего ребенка нет в социальной сети, нет никакой гарантии, под именем «Терминатор» не скрывается ваш послушный и родной Витя Малеев. Не запрещайте, а постарайтесь убедить ребенка, что «ходить и летать» по социальным сетям вначале вы будете вместе с ним, как в детстве водили его за ручку и учили делать первые шаги. Сначала объясняем ребенку, что дружим в сети только с теми, кого знаем. Рассказываем ребенку, как лайкать и что можно лайкать. Объясняем главное правило общения в Интернете  – все то, что ты напишешь или покажешь, может прочитать и увидеть весь мир. Общение в Интернете это не игра, нельзя обзывать, издеваться, можно получить за эти действия реально, а не виртуально.

Базовые правила должен запомнить каждый ребенок. Не отвечать незнакомым на вопросы, связанные с вашим адресом, родителями, временем пребывания дома, местом нахождения. Не публиковать фото и видео, за которые может быть стыдно. Можно показать пример, когда публичный человек выложил в молодости фото, которое затем стало порочащим инструментом. Нельзя соглашаться на реальную встречу с виртуальным другом, не ставя в известность родителей, даже если он очень просит об этом.

В сети Интернет растет большое количество вовлечения детей и подростков в неприятные истории, и они совершенствуются каждый год.

Конечно, современных родителей волнует проблема «зависания» детей и подростков в социальных сетях и гаджетах. Первое – это беспокойство за здоровье. Кроме пользы и необходимости общения социальные сети могут быть опасны. Дети часто являются удобным «объектом» для влияния.

Детский возраст характеризуется несформированной, неокрепшей психикой. Это является фактором риска возможности вовлечения детей и подростков в различные опасные группы.

Группы похудения. В сети Интернет сотни постов, где девушки хвастаются своей идеальной фигурой. Идеалы веса в 35 килограммов побуждают девочек-подростков стремиться к идеалу веса. Слово «анорексия» встречается сегодня в сети очень часто, эти группы зашифрованы и скрыты от посторонних. В сети публикуются диеты, образ жизни девушек модельной внешности, призывы выкладывать свои фото и видео. Снижение аппетита, увеличение времени, проводимого перед зеркалом, усталость, боли в животе могут выдать нездоровое беспокойство вашей дочери к количеству потребляемых калорий.

Вербовка в запрещенные организации. Международные террористические организации вербуют молодых людей через сеть Интернет. По данным международной террористической организации ИГИЛ порядка 80 % вербовки осуществляется через социальные сети и форумы. Вербовщики -опытные психологи, они могут раскрыть и надавить на все болевые точки человека, пользуясь информацией со страницы в социальной сети.

Суицидальные группы. Последнее десятилетие характеризуется частым появлением в сети Интернет групп, где детей и подростков склоняют к суициду в режиме онлайн, побуждая покончить с собой, транслируя видео этого акта. Анализ данных групп свидетельствует, что в них работают профессиональные психологи, доводящие детей и подростков до самоубийства, включая жесткое манипулятивное воздействие на психику подростков Причина проста – многомиллионные просмотры данных видео и монетизация этого процесса. По статистике, за последние 5 лет более Роскомнадзор заблокировал 90000 страниц и сайтов, пропагандирующих самоубийства. Самое печальное – на их месте очень быстро возникают новые.

Вовлечение в порнографию. Среди детей и подростков встречаются случаи вовлечения их в педофилию. Педофилы пробуют наладить контакт с детьми, завоевывают их доверие в переписке. Психологические приемы позволяют сыграть на любопытстве ребенка. Небольшие деньги, которые может получить ребенок, если сделает свое фото или видео, является иногда тем стимулом, который вовлекает детей в эти группы. Затем детей путем шантажа заставляют участвовать в группе дальше.

Кибербуллинг. Для подростка унижение или травля в сети Интернет часто оказывается даже более болезненной, чем драка в школе. Зачастую дети используют социальные сети, чтобы распространить унизительные фотографии, видео (например, при переодевании на уроке физкультуры), какие то слухи. Число подписчиков группы растет. Дети и подростки болезненно переживают эту травлю, но боятся мести при обращении за помощью к родителям или педагогам.

Как же справиться с этими проблемами – только сообща. Ребенок должен знать, что родитель – основной помощник и чем быстрее это произойдет, тем лучше.

Родителю желательно установить ограничение по времени работы в Интернете. Необходимо найти время, подготовиться и обстоятельно рассказать ребенку об опасностях в социальных сетях. Еще один действенный совет – настройка гаджета ребенка для работы с сетью Интернет. Всевозможные специальные программы «родительского наблюдения и контроля» смогут обеспечить безопасности детей и подростков. Они помогут отследить онлайн-активность ребенка, блокировать нежелательные сайты, и помогут родителям вовремя распознать опасность.

Важно донести до ребенка что, основой общения в сети Интернет должен стать сетевой этикет. Необходимо научить ребенка общаться так, чтобы не было стыдно за тот контент, который он создает и размещает в сети. Объясните ему что такое «цифровой след», который останется в сети навсегда. Научите ребенка уважать приватность других людей, не разжигать конфликты, делиться проверенной информацией и помнить, что приоритет в общении всегда отдается реальному собеседнику – все эти знания точно пригодятся ему в жизни и сейчас и потом.

597 просмотров