Установить границы между ответственностью ребенка и взрослого

Как часто, чтобы побыстрее собрать ребенка в школу, мы помогаем ему одеваться? Или вместо того, чтобы переделывать за подростком домашнюю уборку, мы убираемся за него? Думаю, что у каждого есть подобные примеры. 

Дети с первых дней жизни проверяют границы взрослых. Задача родителей четко их определять, согласно возрасту ребенка и ситуации.  Напишите список, в каких делах сын или дочь уже демонстрирует ответственное поведение. Далее подумайте, в чем они уже могли бы брать на себя ответственность, но не делают этого. Проанализируйте, что мешает им в этом и как вы можете помочь. Обсудите с детьми положительные свойства ответственного поведения. 

Перестать постоянно напоминать ребенку о том, что он должен делать

Всякий раз напоминая ребенку, как ему следует поступить, мы не поддерживаем его, а наоборот, даем понять, что он не в состоянии взять на себя ответственность. Эффективный способ –  объяснить ребенку, что нужно делать, и обеспечить соблюдение последствий, когда это не сделано или когда его поведение не соответствует установленным договоренностям.

Давать детям возможность исправлять ошибки

Никто из нас не застрахован от случайных до преднамеренных ошибок. Дать возможность ребенку исправить свою ошибку – значит позволить ему встретиться с результатом совершенного поступка или принятого решения. Если дети помогают оплачивать утерянные книги или сотовые телефоны из собственных средств, шансы на повторное нарушение невелики. Иногда ошибки нельзя исправить и тогда важно посочувствовать ребенку и помочь выбрать приемлемый путь. Родитель, помогая сыну или дочери справиться со своими чувствами и страхами, позволяет им решить проблему самим, будь то извинение или более конкретное решение проблемы. 

Поддерживать ребенка в появлениях ответственного поведения

Воспитание ответственности одна из самых трудных задач. Оно требует последовательного соблюдения границ и последствий. Всякий раз, когда вы видите попытку ответственного поведения, обращайте внимание ребенка и поддерживайте его усилия. Все дети тем или иным образом регулярно вносят свой вклад в жизнь семьи. По мере того, как  дети становятся старше, их вклад может соответственно увеличиваться как внутри семьи, так и за ее пределами.  Конечно, нельзя ожидать, что в одночасье у детей разовьется ответственное отношение к себе и другим. Но постепенное и регулярное движение в направлении формирования и развития чувства ответственности не заставит ждать результат. Обратите внимание, воспитывая ответственность, мы наделяем ребенка полномочиями, а не обвиняем и обременяем его. К примеру, вместо перечисления списка дел: «Почисти зубы! Собери рюкзак! Не забудьте обед!», мы могли бы спросить: «Что тебе нужно сделать дальше, чтобы подготовиться к школе?».

И всем нам нужно помнить, что начинать следует с себя и выполнять свои обещания, данные ребенку. Если мы этого не делаем, то  почему он должен быть ответственным?

544 просмотров