Самые страшные воспоминания из школы или университета связаны с контрольными работами или экзаменами. Этот стресс распространялся на всех членов семьи, также всей семьей многие поступали в вуз. Более того, этот страх запрограммировал нас на всю жизнь! Мы часто боимся выступать перед публикой с презентацией или докладом, боясь провалиться и быть негативно оцененным. Но весь секрет в том, чтобы воспринимать любую проверочную работу или отчет не как что-то страшное, где тебя оценят, а как возможность проявить себя в своем деле, рассказать о своем опыте и достижениях в конкретной сфере. Как прийти к такому пониманию, разберемся в данной статье.

Бей или беги, зачем нам стресс

Стрессовые ситуации, когда в организме человека вырабатываются определенные гормоны,- это привет из далекого прошлого. Когда наши предки боролись за выживание с окружающей враждебной природой. Один из вариантов стресса – когда нужно было притвориться мертвым, быть незаметным для врага – и тогда пульс уменьшался, дыхание становилось медленным, человек как будто замирал, сжимался, чтобы его не съел зверь. И второй вариант – когда нужно было максимально мобилизоваться и бежать. Тогда сердцебиение учащалось, кровь приливала ко всем органам, скорость реакции увеличилась в разы. Это помогало нашим предкам убегать от природных стихий и избежать нападения хищников. 

И мы давно уже не пещерные люди, а природные инстинкты рептильного самого древнего мозга до сих пор с нами, так как они отвечают за самую важную природу – природу выживания и безопасности. Сейчас таких опасностей у нас нет, тигры и львы за нами не бегают, но стрессовые ситуации случаются. И в наших силах выбрать один из двух форматов: активизировать все свои силы и действовать, проявлять себя, или испугаться и притаиться, замереть, так и не проявить себя от страха. Еще пещерный человек мог ощутить разницу и сообразить, что для него выгоднее. А уж мы тем более справимся с этим. 

Потому стресс в небольших дозах очень полезен, если мы выбираем вариант действовать. Тогда у нас появляется больше сил, энергии, мы понимаем, что должны сдать экзамен любой ценой и добиваемся успехов. 

В сильных стрессовых ситуациях возможности человека стократно возрастают. Скрытые ресурсы мобилизуются. В стрессовых ситуациях люди двигают пятитонные плиты, выносят из горящей квартиры тяжеленные шкафы, бегут с невероятной скоростью за отъезжающим автобусом! Что просто невозможно было бы сделать в обычном спокойном режиме. 

Готовясь к контрольной или выступлению, выбирайте активный вид стресса, мобилизуйте все свои силы, ведь для человека нет ничего невозможного. Думайте о том, как вы проявите свои знания, какой это шанс заявить о себе, показать результат своего труда. И не думайте об оценке. 

Снижайте значимость 

В практиках достижения желаемого есть очень важный момент – обозначить цель, но снизить ее важность. Не обесценить, а принять любой исход событий. Да, я хочу сдать экзамен на отлично. Но я не расстроюсь, если сдам экзамен на другую оценку. Меня устроит любой результат. Как только вы снизите значимость желаемого, вы разблокируете страх и превратите его в энергию действия. Ведь вы все равно будете готовиться к экзаменам и контрольным, просто не придавайте значения оценке. Не говорите ребенку, что если он получит двойку, то будет работать дворником! Вы только создаете лишнюю нервотрепку, просто дайте возможность спокойно подготовиться. 

Не нагнетайте обстановку и не программируйте ребенка на какой-либо результат. Скажите, что вы уверены в его силах и поддержите при любом исходе проверочной работы.

Принимайте любой опыт. Нет плохого или хорошего опыта. Любой опыт позволяет не допускать ошибок в будущем. Понимать, какие ответы или поступки привели к такому результату. Двойка сегодня – бесценный опыт на будущее. Лучше учиться на оценках, чем совершать ошибки во взрослой серьезной жизни. 

Дайте возможность 

Дайте ребенку возможность и условия для подготовки к контрольной работе. Освободите его на время от домашних дел, не загружайте бытовыми хлопотами. Но также не позволяйте отвлекаться на компьютерные игры или засиживания допоздна в социальных сетях. Если нужен перерыв, то пусть это будет прогулка или занятия спортом. Отдохнувший мозг лучше сможет воспринять большой объем информации. 

Можно совместить приятное с полезным. Если контрольная по иностранному языку, пусть школьник посмотрит фильм на этом языке или послушает музыку, или встретится с друзьями и будет разговаривать с ними только по-английски. Можно посмотреть познавательные ролики на ютьюбе или документальные фильмы по теме. Информация, поданная в таком формате, запоминает гораздо лучше обычных текстов.

Еда для мозга

Чтобы наш мозг работал максимально эффективно, его нужно кормить определенными продуктами. Включите в предэкзаменационный рацион еду, которая активизирует умственную деятельность. Мозг состоит из липидов (жиров), белков и воды. Этим же составом его и нужно кормить, а именно: твердым сыром, красной рыбой и икрой, грецкими орехами, семечками, темным шоколадом и большим количеством чистой воды. Не энергетиками в виде кофе, газировок и т.д. Возможно, вечером они продлят активность организма, но утром наступит чувство разбитости. 

Вместе веселее

Попробуйте сдать контрольную или экзамен вместе с ребенком. Один раз, чтобы понять, как все происходит, какие чувства испытывает школьник. Особенно, если это касается государственной итоговой аттестации, где выпускники приходят в другую школу, проходят досмотры, сидят под камерами наблюдения. Есть тренировочные экзамены в Центре независимой диагностики в Москве, где любой желающий сможет сдать настоящий экзамен. Тогда уж точно, вы не будете бравировать, как в 90-е годы с отличием сдали математику, ведь сейчас все совсем по-другому. Прежним остается только поддержка близких и уверенность в своих силах. И, ни пуха!

564 просмотров