2025 год объявлен Годом защитника Отечества

Защита Отечества начинается с семьи и охватывает всю страну. Даже самые маленькие дети могут понять, что значит быть защитником, если рассказать им о тех, кто создавал и продолжает защищать нашу Родину. Защитниками могут быть выдающиеся ученые, космонавты, врачи, учителя, солдаты, охранявшие мир и безопасность страны, или даже обычные мальчишки и девчонки, совершающие добрые поступки.

Важно рассказывать детям о тех, кого мы сами считаем защитниками. Это могут быть члены семьи — дедушка или бабушка, чья жизнь достойна уважения, или известные исторические и современные личности, посвятившие себя защите Родины и людей.

Обсудите с ребенком, что делает человека защитником. Готовность помогать другим, защищать близких, стремление сделать мир безопаснее — именно эти качества формируют настоящего защитника. Расскажите, почему важно брать на себя ответственность: заботиться о семье, поддерживать окружающих и сохранять мир вокруг себя. Объясните, что даже небольшой добрый поступок может стать вкладом в защиту общества.

Приводите конкретные примеры. Истории о защитниках Родины — солдатах, врачах, спасателях, а также о людях, которые в повседневной жизни помогают соседям, защищают природу и воспитывают детей в духе любви и уважения.

Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста:

Ученикам младшей школы 

  • Кто для тебя является защитником?
  • Как ты думаешь, что сильнее «добро» или «зло»?
  • Как ты можешь защищать и заботиться о природе и окружающем мире?

Ученикам средней школы

  • Как можно заботиться о друзьях и семье в сложных ситуациях?
  • Какую профессию ты бы хотел получить в будущем? Какую пользу она несет для Родины?
  • Что для тебя героизм и кто такой герой?

Ученикам старшей школы 

  • Какие ценности, разделяемые нашими военными, делают русскую армию великой и непобедимой?
  • Как ты думаешь, а какая из наук важнее всего в деле обороны?
  • Кого ты считаешь защитниками Отечества?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги

Соловьева Е. Кутузов. Победитель Наполеона. – Москва: Издательский дом “Фома”, 2012. – 26с. Рекомендуемый возраст 6+

В Приложении (Выпуск 74) к журналу “Фома” литературно-художественное издание раскрывает в прекрасно-иллюстрированной и доступной форме историю победы над Наполеоном великого русского полководца Кутузова. Непростые испытания и сражения Отечественной Войны 1812 года русской воинство выдержало с честью, способствовали этим победам замысел, характер, стратегические и тактические находки, сделанные Кутузовым. Книга воспитывает любовь к Отечеству, готовность его защищать, гордость за страну и веру в Отчизну.

Вопросы для обсуждения: 

  • Какая из военных идей Кутузова тебе понравилась больше всего? Почему?
  • Чему можно учиться у Кутузова, как ты думаешь?
  • Кто был учителем и вдохновителем Кутузова? Что Кутузов перенял у своего знаменитого учителя?
  • Почему Кутузов плакал, когда был сдана Москва? Как ты думаешь, какой он был человек?

Сотников О. Матрос Кошка. Герой Севастополя. – М.: Издательство “Настя и Никита”, 2017. – 28с. Рекомендуемый возраст 6+

Увлекательная, прекрасно иллюстрированная книга, с юмором и историческими деталями описывающая подвиги, смекалку, находчивость, смелость, добрый нрав матроса по фамилии Кошка. Рядовой матрос смело бросался в бой, отбирал у неприятеля новейшее вооружение и секретные данные, спасал командиров и товарищей. А еще он отказался от бранных слов и не давал неприятелю ставить свои флаги на русской земле при обороне Севастополя. Книга учит смелости, любви к Родине, готовности защищать Отечество, уважать товарищей и заботиться о стране и людях.

Вопросы для обсуждения: 

  • Какой из подвигов матроса Кошки тебе понравились больше всего? А почему?
  • Попробуй описать характер главного героя. Матрос Кошка, он какой?
  • На каком театре военных действий прославился матрос Кошка? Кто с кем воевал, когда это было и кто победил?
  • Давай представим что человек с таким же характером как у главного героя оказался бы на какой-то другой войне. Он там испугался бы? Или вел бы себя также смело и находчиво?
  • Попробуй перечислить пословицы, поговорки, новые слова, которые ты встретил в книге. Что они обозначают? А к чему еще подходят?

Наше Отечество: Рассказы и повести. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 816с., 12+

Хрестоматия составлена из рассказов и повестей, которые в художественной форме, при этом сохраняя историческую достоверность фактов, повествуют о судьбе защитников Отечества, поворотных этапах в судьбе нашей страны, влиянии и поступках тех, кто возглавлял Российской государство на протяжении все его тысячелетней истории. История Отечества словно бы оживает на страницах книги, становясь ближе, понятнее и соразмернее возрасту читателя, вызывает не только интерес, но и гордость, уважение. Авторы хрестоматии – известные российские исследователи и литераторы – А.Торопцев, О.Тихомиров, В.Ян, С.Алексеев и др. Книга разделена на части в соответствии с хронологией исторических событий, охватывает всю историю страны от “Повести временных лет” до Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., охватывает и всю территорию РФ от ее западных территорий до Якутии и Дальнего Востока. Рассказывается не только о сухопутных, но и морских победах России. Книга воспитывает мужество, силу духа, смелость, формирует глубокие знания по истории страны и культуре народов, чье Отечество – Россия.

Вопросы для обсуждения:

  • Автор пишет, что у адмирала Макарова хватка была суворовская. Как ты это понимаешь? Что у них, полководцев разных эпох, общего?
  • Герои, погибая, оставляют потокам жажду подвига – согласен ли ты с этим утверждением? Можешь привести аргументы из истории Отечества?
  • Что общего в характерах детей – героев в Великой Отечественной Войне ты увидел? Чему у них можно учиться?
  • В рассказах о русско-турецких войнах есть сюжет про Фатиму. Как ты думаешь, почему турки ее не смогли погубить? Чем на их сильнее оказалась?
  • Один из героев говорит, что война – тяжелое испытание, попробуй подумать – для кого это испытание в первую очередь? И что есть залог победы?

Воскобойников В.М. Маршалы Победы: Рассказы. – Москва: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2017. – 192с., 10+

Прекрасно иллюстрированное издание повествует о судьбах и подвигах людей, чьи имена составляют славу русского воинства. Среди героев Александр Невский, Дмитрий Донской, генералиссимус Суворов, Фельдмаршал Кутузов, Маршал Говоров, Маршал Василевский, Маршал Рокоссовский и Маршал Жуков. Читатели смогут узнать истории взросления великих полководцев, их ключевые сражения, различать воинские звания и осознать, какие личные качества помогли воинам одержать судьбоносные победы в истории страны. Наполненное фактическими данными описание жизни и подвигов полководцев открывает читателю их непростую судьбу, показывает, что мужество, честность, смелость потребовались от героев не только в военное, но и в мирное время, открывают отношение великих полководцев к простым воинам. Книга воспитывает любовь к Родине, ответственность за ее судьбу, смелость, отвагу, мужество, честность и целеустремленность.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие черты характера присущи всем героям книги? Что их объединяет?
  • Чем занимался Маршал Рокоссовский в период между войнами? Почему это важно?
  • Как знаменитые полководцы относились к простым солдатам?
  • Автор пишет, что Кутузова уважал даже турецкий султан, несмотря на то, что Кутузов штурмовал турецкие крепости. Почему? О чем это говорит?
  • Всегда ли глава государства поддерживал Суворова? За что его отправляли в ссылку? А с какой целью вернули? Какие качества Суворова позволили ему достичь победы в Швейцарском и других походах?
  • Победа в Куликовской битве была и счастливой, и горькой, почему так описывает ее автор? Можно так описать любую победу в войне? Что ты об этом думаешь?

Тихомиров О.Н. На страже Руси: рассказы. – М.: Дрофа, 2002. – 104с., 12+

Историческая достоверность, значимые детали, личностная проекция масштабных исторических событий в судьбе Отечества представлены в трех главах книги. Первая раскрывает судьбу походов Александра Невского, вторая посвящена Куликовской битве, а третья представляет собой “Слово о защите Москвы и о подвиге Минина и Пожарского”. Повествование в книге идет не только от имени рассказчика, но слово дается и народу, рассказывается как народ относился к полководцам, как ценил защитников Отечества, как относился к врагам Родины. Прекрасно иллюстрированное издание передает накал борьбы за свободу и процветание Родины, представляет образ лучших защитников Отечества.Книга воспитывает мужество, смелость, гордость за защитников Отечества, уважение к народу и воинам, отстоявшим свободу и независимость страны.

Вопросы для обсуждения:

  • Как ты думаешь, в чем залог победы русских воинов в исторических событиях, которым посвящена книга?
  • Попробуй найти в историях ключевые моменты, в которых героям было особенно сложно принимать решение. Почему они поступили так, как поступили?
  • Почему произошел раскол в ополчении Минина и Пожарского? гибель Ляпунова была поводом или причиной? Приведи аргументы.
  • Как вели себя великие полководцы? Можно ли выиграть битву, если сидеть в штабе, не выходить к армии, к народу, к ополченцам?
  • Чему учит история великих побед российских? Какие уроки и сегодня нужны защитникам Отечества?

Мультфильмы / Фильмы 

Мультфильм «Солдатская лампа», 1984 год, короткометражный, 7 минут, режиссер Кирилл Малянтович, 0+

В мультфильме мы посмотрим на память о Великой Отечественной войне взглядом мальчика-октябрёнка. Вместе с одноклассниками герой готовится к празднованию 9 Мая, в школу ему предстоит принести что-то памятное с войны, в которой участвовал его дедушка. Для этого герой отправляется к бабушке. Бабушка поведала внуку интересный рассказ о судьбе деда и подарила памятные сувениры о нём.

Вопросы для обсуждения:

  • Как ты думаешь, что значат слова «помни свои корни»? Как это – помнить свои корни? Знаешь ли ты что-то о жизни своих предков?
  • Как юный октябрёнок может брать пример с дедушки? В каких жизненных ситуациях ему может это пригодиться?
  • Через вещь мы можем прикоснуться к чужому опыту, почувствовать сквозь время события и атмосферу давних дней, как это было у ребят с лампой. Что такое памятные вещи? Для чего они нужны?

Киноурок «Василёк», 23 минуты, режиссер Ольга Пинчукова, 6+

В основу фильма положен рассказ писательницы Елены Гай. В центре сюжета история пятиклассника Василия по прозвищу Василёк. Старший брат Васи погибает в ходе специальной военной операции – мальчик глубоко и горько проживает эту утрату. Мечтая встать в ряды защитников Родины, герой убегает из дома. Хитростью Васе удается проехать небольшое расстояние на поезде, но бдительные полицейские останавливают беглеца. «Если ты хочешь помочь – получи военную специальность, это будет первый шаг к твоей цели» – такое напутствие получает Василёк от служителей закона. Так мальчик обрел цель, ради которой стоит преодолевать себя и усердно трудиться. Вместе с классом Вася посещает экскурсию, где узнает о важности поискового движения, что еще больше укрепляет в мальчике патриотизм и желание служить своей Родине.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой опрометчивый поступок совершил Василек? Какие последствия могли быть?
  • Какую цел обрел Василек? Как это повлияло на его жизнь?
  • Почему важно иметь цели? Какие результаты будут у человека, который не имеет никаких целей? Почему?
  • Знаете ли вы, что такое поисковое движение? Почему поисковое движение важно и ценно?
  • Что значит – служить своей Родине? Как Василек решил проявить служение своей Родине?

Киноурок «Думать тишину», 21 минута, режиссер Ольга Пинчукова, 6+

История, показанная в фильме, переносит зрителей в тяжкие голодные дни блокады Ленинграда. Бабушка юной Таси поведала внучке свои воспоминания: о судьбах детей, сумевших сохранить человечность в условиях крайней нужды и опасности. А также рассказала, почему важно чтить и передавать память о том страшном времени из поколения в поколение.

Вопросы для обсуждения:

  • Знаете ли вы, что такое подвиг? Какими качествами должен обладать человек, способный на подвиг? Можно ли сказать, что бабушка Таси совершила подвиг? Какой подвиг она совершила?
  • Почему важно хранить память о подвиге? Как пример чьего-то подвига влияет на других людей?
  • Какой ценный урок получила Тася от бабушки?
  • Почему киноурок называется «Думать тишину»?

Киноурок «Навсегда», 30 минут, режиссер Елена Дубровская, 12+

Фильм посвящён памяти героической обороны города Керчи в 1942 году. В центре сюжета посещение Керчи дочерью и внуками немецкого снайпера. После его смерти они приезжают в Крым, чтобы поклониться потомкам героев, защищавших город и принести свои глубокие соболезнования и просьбу о прощении. Они подробнее узнают о подвиге детей в Аджимушкайских каменоломнях, борьбе с фашизмом, а также об отношении к истории современных детей и подростков.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое значение имеет слово «подвиг»? Какими качествами должен обладать человек, способный на подвиг?
  • Почему важно хранить память о подвиге? Как пример чьего-то подвига влияет на других людей?
  • Какие жизненные ценности сподвигли дочь немецкого снайпера посетить Керчь? Важно ли это для тех, кого она посетила? Почему?
  • Что осознан внук немецкого снайпера?
  • В чем состоит ценность этого киноурока?

Киноурок «Редкий вид», 31 минута, режиссер Елена Дубровская, 6+

Сюжет фильма основан на реальных событиях. Главная героиня Алёна целый год ухаживала за Александром Михайловичем, пожилым участником Великой Отечественной войны. Алёна записала и собрала в книгу все воспоминания ветерана о тяжёлых днях того времени. Перед зрителем разворачивается история юного разведчика Саши, который в совершенстве владеет немецким языком, играет на баяне, знает азбуку Морзе. Все эти умения Саша применил в ходе в разведки, передавая сообщения через радиопередатчик, вмонтированный в баян. Юный герой не раз проникал во вражеский тыл и сообщал оттуда данные о противнике советскому командованию. Алёне удаётся издать книгу об этих событиях, но, к сожалению, Александр Михайлович не успел порадоваться вместе с ней этой победе. В конце картины девушка вместе с близкими отдаёт дань памяти героям войны, создав музей памяти в квартире ветерана.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему киноурок называется «Редкий вид»? Встречались ли вам жизненные примеры повеления, подобного Алениному?
  • Какими качествами обладал Саша? В чем заключается его подвиг?
  • В чем состоял подвиг Алены? Как ее подвиг повлиял на ценности тех, кто ее окружает?
  • В чем состоит ценность этого киноурока?

К/ф «Катя-Катя», 2023, приключения, военный, семейный, 1 час 39 мин., режиссер Анна Чернакова, 6+

Тема фильма – подростковая любовь времен Великой Отечественной войны. Действие картины разворачивается в двух временных пластах. Мы увидим Москву 1942 года и познакомимся с Катей, московской школьницей, которая ведет переписку с курсантом военно-морского училища Константином. Константин при отправке на фронт должен проехать через Москву и встретиться с девушкой. Другая сюжетная линия перенесет нас в наши дни. 14-летняя талантливая пианистка Катя необъяснимым образом идёт по следам своих сверстников военных лет.

Вопросы для обсуждения:

  • Почему фильм называется «Катя-Катя»?
  • Почему Кате не позволяли переписываться с Констатином?
  • Почему Кате пришлось сдать столько крови? Могла ли она поступить иначе?
  • Как думаете, почему для Кати –подростка из наших дней – было так важно проникнуть в тайны прошлого, узнать загадку человеческих судеб своих соотечественников – ровесников?
  • Какие качества личности объединяет обеих девочек?

К/ф «Крик тишины», 2019, военный, история, драма, 97 минут, режиссёр Владимир Потапов, 6+

Картина, снятая по мотивам повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония», повествует о тяжелых реалиях блокадного Ленинграда. В центре сюжета девочка Катя, которая во время бомбежки спасает маленького мальчика и называет его Сережей. Ради нового братика Катя проходит все трудности и невзгоды, работает в госпитале, зарабатывает питание, много трудится и на совесть воспитывает своего подопечного. Судьба неединожды сводит ребят с настоящим отцом малыша капитаном Вороновым – что же получится из этих встреч?

Вопросы для обсуждения:

  • Знаете ли вы притчу о лягушке, которая барахталась в кувшине с молоком и смогла выбраться? Как эта притча иллюстрирует то, что смогла сделать Катя в годы блокады?
  • Какие качества помогали Кате в эти трудные годы?
  • Многие погибли, но Кате удалось сберечь целых две жизни – свою и Сережину. Благодаря чему?
  • В чем можно взять пример с Кати?
  • В чем состоит главная мысль фильма?

Веб-сериал «Про людей и про войну: Артист», с 2020-го года, драма, военный, 11 минут, режиссеры Андрей Красавин, Андрей Сальников, Александр Кананович, Дмитрий Хонин, 12+

Цикл «Про людей и про войну» – сборник коротких историй, основанных на рассказах людей, испытавших на себе тяготы военного времени. Это трагические, героические или даже ироничные случаи, которые произошли с парнями и девушками в годы войны 1941–1945.

Вопросы для обсуждения:

  • Отчего Павел так тосковал в начале?
  • Какая бывает отвага? В чем проявлял отвагу Павел и его товарищи по делу?
  • В чем состоит главная мысль этого ролика?

Кинофильм «Петр Первый: Последний царь – Первый император», 2022, документальный, история, биография, 112 минут, реж. Андрей Кравчук, 12+

Фильм красочно воплощает все перипетии судьбы Петра I,  подчеркивая величественный масштаб его деяний и свершений на благо России. Важными его эпизодами являются битва при Нарве, битва за Азов, взятие Нотебурга, Полтавская битва и другие сражения. Значительной страницей фильма  является грандиозное строительство Санкт-Петербурга, любимого детища Первого императора России.

Вопросы для обсуждения:

  • Какая главная мысль содержится в этом фильме? Чему он нас учит?
  • Какие качества помогли Петру стать действительно Великим?
  • В чем ты хотел бы взять пример с правителя? В каких жизненных ситуациях тебе может помочь пример правителя?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта. 

191 просмотров