
25 января традиционно отмечается День российского студенчества. Изначально этот день был установлен в честь подписания императрицей Елизаветой Петровной указа об учреждении Московского университета в январе 1755 года (сейчас Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова).
Младшим школьникам до студенчества предстоит пройти долгий путь, однако разговоры о студенчестве могут быть полезны и интересны даже дошкольникам. Они помогут вам сблизиться с ребёнком, узнать о его интересах и предпочтениях. С ранних лет можно обучать ребёнка умениям, которые пригодятся в студенческие годы: учите его планировать своё время, работать самостоятельно, развивать интерес к познанию и исследованию окружающего мира. Помогайте ему находить увлечения, ставить цели и искать пути их достижения.
Поделитесь своими воспоминаниями о студенчестве: как вы выбирали профессию и учебное заведение, что вас вдохновляло, кто повлиял на ваш выбор, какими были однокурсники, как вы преодолевали трудности. Объясните, что студенчество — это не только учёба, но и дружба, а также множество возможностей.
Обсудите с ребёнком его интересы и хобби, чтобы выявить возможные направления для учёбы и будущей профессии. Расскажите, как в студенчестве люди начинают изучать то, что их вдохновляет. Поговорите о том, кем он хотел бы стать в будущем, и какие шаги помогут ему достичь этой цели. Покажите, что учёба — это не только школьные уроки, но и возможность найти свое призвание и идти к своей мечте.
Вопросы для обсуждения в зависимости от возраста ребёнка:
Младшие школьники:
- Какой твой любимый урок? Почему он тебе нравится?
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- На какой дополнительный кружок/секцию ты хочешь ходить?
Средние школьники:
- Какие известные люди тебя вдохновляют?
- Какие предметы тебе хотелось бы изучать глубже?
- Чем ты увлекаешься в свободное от учебы время? Сможет ли твое хобби в будущем стать твоей профессией?
Старшие школьники:
- Куда тебе хотелось бы пойти учиться после школы? Почему ты выбрал(а) именно это направление?
- Как ты видишь свое студенчество?
- Как ты думаешь, почему образование важно? Как оно влияет на развитие личности и общества?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Книги
Альбедиль М. Михайло Ломоносов. первый русский ученый. – СПб.: ООО “Издательство “Качели”, 2018. – 31с., 6+
В увлекательной и доступной форме раскрывается биография знаменитого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Читателю будет чрезвычайно интересно узнать каким образом, уйдя из отчего дома в 19 лет, Михайло стал создателем российской системы образования, первого университета, через какие трудности он прошел, какие личные качества проявил и какие его научные открытия и достижения до сих пор ценятся в научном мире. Человек – университет – вот как необыкновенно можно определить роль М.В.Ломоносова в российской истории. Почитать о судьбе великого российского ученого и равняться на него, брать с него пример смогут читатели этой книги.
Вопросы для обсуждения:
- Какими тремя словами ты бы описал М.В.Ломоносова?
- Почему Ломоносову удалось так многое открыть, достичь, изобрести? Кто или что ему помогло?
- Попробуй вспомнить известные тебе или вокруг тебя находящиеся объекты, которые носят имя Ломоносова. Зачем его именем называть что-то?
- Знали ли Ломоносов, когда что-то изучал, что это принесет ему славу? Для чего он интересовался всем вокруг? Для славы? А для чего, как ты думаешь?
- Из всех талантов Ломоносова какой тебе интересен больше всего? А почему?
- Чему можно учиться у Ломоносова и сегодня, спустя несколько столетий после его достижений?
Рапопорт А. К Пушкину в Лицей. – СПб.: ООО”Издательство “Качели”, 2018. – 22с., 6+
Книга отправляет читателя в путешествие по системе и ценностям образования России начала XIX века, когда в Лицей в Царском Селе прибывает обучаться знаменитый русский поэт А.С.Пушкин. Каждая из глав имеет в качестве названия знаменитые строчки пушкинских стихов. Книга раскрывает кто и как мог стать учеником Лицея, кто был преподавателем и чему учили в Лицее, как дружили и занимались юный Пушкин и его товарищи, какое отношение к Лицею, товарищам по Лицею сохранил Пушкин на протяжении всей жизни. Нам также станет известно о славных трудах однокурсников и друзей Пушкина во благо России.
Вопросы для обсуждения:
- В Лицее было непростое расписание занятий. Помнишь его? А ты хотел бы учиться там?
- Что больше всего тебе понравилось в предметах и занятиях в Лицее? Чему бы ты хотел учиться тоже, как Пушкин?
- В Лицее готовили дипломатов, а учили математику, физику, строение земли. Как ты думаешь, зачем?
- Давай найдем что есть общего у Лицея и твоей школы? Попробуем назвать три черты.
Пивоварова И.М. Про Люську Синицыну и Люську Косицыну. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2015. – 64с., 6+
Прекрасно иллюстрированное издание с увлекательными историями про двух подружек – соседок, которые и ссорятся, и мирятся, и учатся дружить друг с другом и другими ребятами. Простые житейские истории оборачиваются веселыми приключениями и случаются у девочек не только во дворе или дома, но и в школе. В каждой истории героини проявляют себя по – разному, и серьезные, и обидчивые, и добрые, одним словом, девчонки, в которых юные читатели смогут узнать себя или своих одноклассниц. А значит и смогут научиться тому, как можно дружить, поддерживать товарищей, держать слово, преодолевать трудности.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, почему одна из историй называется “Самое дружное звено”?
- Что общего у главных героинь? Почему они дружат, как ты думаешь?
- Как тебе понравился в подарок стул? Почему Люся Синицына посчитала это самым лучшим подарком?
- Павлик сказал, что не читал никаких “секретиков”, а как ты думаешь? Правильно Павлик поступает?
- Люська Синицына написала сочинение на пятерку. Все ли с этим сочинение в порядке? Люська обманывала или выдумывала? А как пишешь сочинения ты?
- Почему девочки ссорились, а потому мирились, как ты думаешь?
Шварц Е. Первоклассница. – М.: Издательство “Стрекоза”, 2000. – 86с., 6+
Увлекательные истории о том, как интересно учиться, дружить, открывать новое, заботиться о живом уголке, который есть в школьном классе, отправляться в путешествие на поиск вербы, быть вежливой, внимательной, слушать учительницу и много читать составляют эту книгу. Главная героиня повествования – Маруся, с тревогой и волнением переступает порог школьного класса и ответственно растет, взрослеет, учиться. Книга заканчивается получением Марусей табеля годовых отметок и переводом во второй класс. Чему же научилась она в первом классе мы узнаем из книги, а вместе с этими историями сможем погрузиться в атмосферу школы середины ХХ века, когда ребята дежурили в классе и носили повязку дежурного, слушали репродукторы и не имели никаких телефонов для связи с родителями, когда отправлялись на прогулку. Впрочем, легко увидеть, что мальчишки и в те времена не всегда понимали девчонок.
Вопросы для обсуждения:
- Когда Галя, Вера и Маруся потерялись в поисках вербы, то что им помогло, что их поддерживало?
- Как Маруся и другие герои относятся к своей учительнице? А в чем это отношение проявляется? В каких поступках?
- Есть у Маруси и у тебя что-то общее? Попробуй назвать.
- Анна Ивановна посоветовала Марусе вести себя так, что ее уважали ребята. А что для этого нужно делать Марусе, как ты думаешь?
- Давай представим, что будет происходить с героями книги в втоом классе? Они будут дружить? Будут хорошо учиться? А что может быть еще с ними произойдет?
Лурье С. Письмо греческого мальчика. – М.: ЗАО “МК-Периодика”, 2002. – 200с., 12+
Это одна из серии книг “Ученые России – детям”, специально подготовленная для обучающихся среднего школьного возраста. Книга написана в 1930 году ученым, признанным во всем мире, а переиздание этой и других книг в серии осуществлено в XXIв. Повествование ведется исследователем, получившим в дар древнеегипетский папирус. Процесс расшифровки позволяет увидеть картину жизни древних людей, история обретает “человеческое лицо”. Вслед за сюжетом о письме греческого мальчика своему отцу, разворачивается история Демокрита, великого древнегреческого философа, его путешествий, ценностных установок, стремления к истине и мужества. Сложнейшие философские концепции и непростые исторические события приближаются к пониманию, становятся доступными для постижения юным читателем без утраты глубины и полноты. Художественная форма повествования позволяет сохранять интерес к теме на протяжении всей книги.
Издание рекомендуется не только для обучающихся в возрасте 5-9 класс, но и для более старшего возраста, поскольку содержит целый ряд научных приемов, методов, раскрывающих суть научной деятельности и может быть использовано в образовательных целях и с целью профессиональной ориентации обучающихся.
Вопросы для обсуждения:
- Почему автор называет греческого мальчика самовластным, капризным? Есть что-то общее в его поведении и в том, как ведут себя другие известные тебе ребята? Может быть герои других книг?
- Давай попробуем определить, как относится Демокрит к своему учителю? Что-то есть общего в отношении к учителю у древних и у современных учеников?
- Что удивило тебя в образе жизни и обучении древних в наибольшей степени? Может быть что-то стоит, на твой взгляд, перенять современным ученикам, учителям?
- Как герои книги относятся к своей родине? Как они описывают свое место рождения, род? Почему это так важно для них?
- Попробуй описать что значит для тебя место твоего рождения, как ты к нему относишься, что оно для тебя значит?
- Вспомним историю про главный, первый праязык. Демокрит говорит что в нем нет необходимости. А как думаешь ты? Прав ли Демокрит? Почему?
Рубинштейн Л.В. В садах Лицея. – СПб.: Качели, 2021. – 160с., 12+
Увлекательное, прекрасно иллюстрированное издание, раскрывающее процесс обучения в Царскосельском Лицее в тот период, когда там обучались А.С.Пушкин, И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и др. Но фокус в том, что в книге они – мальчишки, каждый из которых со своим уникальным характером, ценностями, привычками, склонностями. Узнать каким образом из стен это учебного заведения вышла плеяда блестящих патриотов, которые были готовы отдать жизнь за Родину, как воспитывались и обучались, как ссорились и мирились, как дружили и развивались в обстановке, пожалуй, самого знаменитого учебного заведения России, будет интересно и познавательно. Вопросы и проблемы, которыми сталкиваются герои этой книги имеют много общего с тем, с чем сталкиваются и современные ученики. Зачем и кому нужна форменная одежда, почему она именно такая, уважение к педагогу, дисциплина и товарищество, тайна переписки, честность, поддержка слабых, признание достоинств других – все это темы, вокруг которых развернуто основанное на исторических фактах повествование.
Мультфильмы / Фильмы
М/ф «День студента: узнай, как выбрать профессию», 6+
Енотик приглашает в увлекательное путешествие, в ходе которого юным зрителям предстоит узнать, что за праздник День студента, а также, почему важно задумываться о выборе профессии уже сейчас. Енотик расскажет, какие места стоит посетить с родителями, чтобы узнать о профессиях будущего.
Вопросы для обсуждения:
- Кем ты мечтаешь стать, когда вырастешь? Почему? Какие увлечения или события подтолкнули тебя к такой мысли?
- В каких местах люди получают специальность?
- Что интересного для себя ты узнал/а из этого мультфильма?
Проект «Шоу профессий, видеовыпуски, с 2020 года, 6+
https://vk.com/showprofessions
Этот замечательный проект посвящен профессиональной ориентации. В формате ярких видеовыпусков проект расскажет о самых важных и интересных профессиях, а опытные эксперты вместе с участниками шаг за шагом покажут каждый этап реального рабочего процесса.
Кинофильм «Большая перемена», 1972 год, мелодрама, комедия, семейный, 4 часа 18 минут, Алексей Коренев, 0+
В основе сюжета советского четырехсерийного художественного фильма «Большая перемена» – история взаимоотношений молодого педагога-историка Нестора Петровича Северова и его взрослых учеников – учащихся вечерней школы рабочей молодежи. Фильм снят по повести Георгия Садовникова «Иду к людям». В картине создается образ педагога, способного оставаться искренним, живым, сопереживающим человеком в любой жизненной ситуации, показывается, как педагогу удается завоевать доверие учеников силою своего характера и деятельным участием в их судьбах. В картине множество сюжетных линий, событий, историй, порой жизненных неурядиц, в которых герои и персонажи проходят проверку на лучшие нравственные качества – взаимопонимание, настоящую дружбу, поддержку.
Вопросы для обсуждения:
- С помощью каких нравственных качеств Нестору Петровичу удалось завоевать доверие своих великовозрастных учеников? Что было для него превыше всего – любовь к ученикам или к предмету, который он преподаёт?
- Заинтересовал ли Нестор Петрович учеников своим предметом и почему?
- Какие герои и персонажи фильма вам запомнились и почему? Расскажите о их судьбах, чем они интересны.
- Чем вам запомнились такие герои фильма, как Ганжа и Светлана Афанасьевна, с какими трудностями они сталкиваются в семейной жизни?
- Напишите сочинение на тему «Образ педагога в фильме «Большая перемена».
К/ф «Большой», 2016, спортивный, драма, 132 мин., реж. Валерий Тодоровский, 12+
Примечание: есть сцены употребления алкогольной продукции (15:20; 1:30:00)
Юная и необычайно талантливая танцовщица Юля Ольшанская из маленького шахтёрского городка вытягивает «счастливый билет»: её замечает бывший артист балета Потоцкий и прочит будущее великой балерины, достойной главной сцены страны. Однако для того, чтобы стать бриллиантом, любому, даже самому выдающемуся алмазу, требуется огранка, и путь на легендарные подмостки Большого театра для Юли лежит через стены балетной школы, где опеку над непокорной провинциалкой берёт ещё более своенравная преподавательница Галина Михайловна Белецкая. Превращение в приму потребует невероятного самоотречения, и Юля на собственном опыте должна будет убедиться, что большой балет – это не только белизна пачек, золото лож и скольжение шёлковых лент. Но никакие препятствия не остановят того, у кого есть Большая Мечта.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Галина Михайловна взяла Юлю под своё крыло?
- Какими качествами обладает Юля? Как они помогали ей справляться с жизненными трудностями?
- Какую роль в жизни Юли сыграли два ее наставника?
- Для кого танцевала Юля в конце фильма?
Документальный сериал «Ломоносов. 300 лет одиночества», 2011, 3 серии длительностью 26 минут, режиссёр Юрий Однопозов, 12+
Многосерийный фильм, снятый по заказу телеканала Культура к 300-летию Михаила Ломоносова, освещает основные вехи удивительного жизненного пути великого русского ученого. Фильм первый «Питомец диссидентов» рассказывает об одной из самых значительных загадок биографии Ломоносова – его поступлении в Славяно-греко-латинскую Академию. Картина вторая «Наследник царя Петра?» рассматривает известную гипотезу о «царском» происхождении Михайло Васильевича. Третий фильм «Северный Леонардо» рассуждает о том, почему по сей день значение Михаила Ломоносова как ученого ставится многими историками науки под сомнение, поскольку практически все его открытия спустя некоторое время были «переоткрыты» западными мыслителями.
Вопросы для обсуждения:
- Какие взаимоотношения Ломоносова рассматриваются в первом фильме? Как они повлияли на ученого?
- В чем состоит загадка одна из главных загадок в биографии Ломоносова? Какой ответ предлагает фильм первый? Какие обоснования прилагаются к этому предположению?
- Какие факты рассматривает фильм второй в связи с гипотезой о «царском» происхождении ученого? Какое мнение относительно гипотезы сформировалось у вас?
- Какой вклад внес великий ученый в историю науки нашей страны?
- По какой причине вклад Ломоносова в общую научную картину мира ставится под сомнение?
- Каким предстал перед вами Ломоносов? Как вы думаете, какие качества его характеризовали, какие ситуации, люди или события повлияли на него более всего?
- Знаете ли вы, как праздник День студента связан с именем Михаила Ломоносова?
- В чем состоит ценность этой многосерийной картины?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.