Как обсудить с детьми День Великой Победы

Есть герои на уровне семьи, а есть герои на уровне страны. Даже самые маленькие дети могут понять, что такое героизм. Поэтому важно рассказывать им о тех, кто создавал и продолжает создавать историю нашей Родины. Это может быть великий ученый, космонавт, врач, учитель, солдат, храбро защищавший страну, или даже мальчик. Каждый из них — герой большой истории и вдохновляющий пример для ребенка.

Расскажите ребенку о тех, кого вы сами считаете героями. Это может быть дедушка, бабушка, чья история достойна уважения, известный исторический деятель или современный человек, совершающий значимые поступки.

Обсудите, что делает человека героем. Готовность помогать другим, защищать близких, стремление сделать мир лучше — это те качества, которые формируют героя. Поговорите об ответственности. Объясните, почему важно заботиться о своей семье, помогать другим и сохранять мир вокруг себя. Расскажите, что даже маленький добрый поступок может быть героическим.

Приведите примеры. Поделитесь историями о героях войны, врачах, спасших тысячи жизней, или о людях, которые совершают подвиги в повседневной жизни: помогают соседям, защищают природу или воспитывают детей в любви и уважении. 

Рассказывая о великих и простых героях, мы открываем детям мир, полный примеров для подражания, и помогаем им мечтать о том, как они сами могут сделать мир лучше.

Вопросы, которые можно обсудить с детьми в зависимости от возраста:

Ученикам младшей школы 

  • Кто для тебя является защитником?
  • Как ты думаешь, что сильнее «добро» или «зло»?
  • Кого ты считаешь героем и почему?

Ученикам средней школы

  • Как поддерживается национальная безопасность страны?
  • Какую профессию ты бы хотел получить в будущем? Какую пользу она несет для Родины?
  • Что для тебя героизм и кто такой герой?

Ученикам старшей школы 

  • Какие ценности, разделяемые нашими военными, делают русскую армию великой и непобедимой?
  • Как ты думаешь, а какая из наук важнее всего в деле обороны?
  • Кого ты считаешь защитниками Отечества?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги 

Героическая Россия. Рассказы о подвигах и героях.
М.: “Учитель”, 2023. – 14 с., 6+

В книге представлены истории о защитниках Родины, раскрываются исторические события, в которых благодаря мужеству, стойкости и стремлению к справедливости русские воины одержали победу.
Книга учит любви к Родине, готовности защищать её, оберегать страну, ценить честь и справедливость.
Издание подходит как для самостоятельного чтения, так и для обучения чтению по слогам. Крупный шрифт и прекрасные иллюстрации делают книгу доступной и интересной для детей.

Вопросы для обсуждения:

  1. Кто из героев книги запомнился тебе больше всего? Почему?
  2. Что объединяет все истории, представленные в книге?
  3. В чём бы ты хотел быть похожим на героев книги?

Алексеев С., Тихомиров О. Рассказы о русской доблести.
М.: Стрекоза, 2021. – 288 с.

В книге содержатся исторические справки в каждом разделе, а каждый раздел посвящён великим русским и российским полководцам, битвам и победам. Сохраняя историческую достоверность событий, авторы в доступной форме рассказывают о трудностях и достижениях полководцев и армии, а также о поддержке воинских подвигов народами России.

Подробно и ярко описаны подвиги А. Суворова, Дмитрия Донского и битва на Куликовом поле, поход Александра Невского, история о защите Москвы и подвиге Минина и Пожарского, военные победы Петра I, рассказы об Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне.

Книга способствует формированию патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её воинов, талант полководцев и единство русского народа.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что объединяет всех героев этой книги? Назови три их общих черты. А может быть, получится назвать больше?
  2. Можно ли сказать, что кому-то из защитников России было легче, а кому-то сложнее? Как ты думаешь?
  3. Как народ относился к великим полководцам?
  4. Какой подвиг великих русских воинов произвёл на тебя наибольшее впечатление? Почему именно он?
  5. В чём стоит быть похожими на великих русских полководцев? Чему у них можно научиться?

Галлай М. Валерий Чкалов.
М.: Издательство “Малыш”, 1981. – 10+

Автор книги – Герой Советского Союза, лётчик-испытатель М. Галлай, который более пятидесяти лет поднимался в воздух на самолётах различных типов. С глубоким уважением и в деталях он рассказывает о жизни и подвигах Валерия Чкалова. Эта важная страница в истории авиации представлена полно и подробно.

Чкалов показан не только как герой, но и как человек, чья мечта сбылась благодаря трудолюбию, упорству, воле, дисциплинированности, ответственности, чувству справедливости и любви к Родине.
Книга учит ценить и любить Родину, уважать труд, воспитывает ответственность, дисциплинированность и смелость.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему автор считает, что одной из главных черт характера Валерия Чкалова было чувство справедливости? Разве это качество необходимо лётчику-герою?
  2. Чкалов призывал молодых людей воспитывать в себе дисциплинированность. Нужно ли современным ребятам это качество? Почему?
  3. Какие препятствия преодолел Чкалов на своём героическом пути? Что, на твой взгляд, было самым трудным?
  4. Чему можно поучиться у Валерия Чкалова, как ты считаешь?

Лучшие военные песни и стихи.
М.: Издательство “АСТ”, 2024. – 256 с., 12+

В книге собраны тексты лучших военных песен и стихотворений, составляющих славу советской поэзии. Среди авторов – Александр Твардовский, Константин Симонов, Булат Окуджава. Война и её герои предстают в облике живой, трагической, трепещущей души, готовой сражаться за Родину, семью, дом и родную землю до последней капли крови.

Жестокость войны и её отпечаток в душах людей неистребимы, но выбор, который делают герои произведений, всегда остаётся человеческим, гуманным, полным любви к Родине. Сборник включает как широко известные произведения, входящие в школьную программу, так и те, которые редко используются в образовательной практике. Книга расширяет представление о “сороковых, роковых” и поэтах, воспевавших героизм защитников Родины.

Книга формирует патриотическое отношение к стране, любовь к Родине и гордость за её защитников.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какое из стихотворений тебе показалось самым пронзительным и ярким? Почему?
  2. Что объединяет разные стихи этого сборника? Настрой? Язык? Метафоры? Найди общее самостоятельно.
  3. Кто из героев стихотворений может служить для тебя примером? Почему именно он?
  4. Как изменилось твоё понимание героизма после знакомства с этими стихами? Чем оно дополнилось?

Закруткин В. Матерь Человеческая. Повести. Рассказы.
М.: Сов. Россия, 1983. – 320 с., 16+

Автор повести – участник Великой Отечественной войны, добровольцем ушедший на фронт из Ленинграда. Молодой талантливый писатель, окончивший аспирантуру и защитивший диссертацию, столкнулся с ужасами войны и героизмом людей в реальной истории и биографии.

Повесть “Матерь Человеческая” рассказывает о трагедии Марии, потерявшей на войне всю семью. Однако повествование не утрачивает реалистичности, выходя на символический уровень осмысления Родины, свободы и ценности человеческой жизни.

Приютив сирот, возрождая жизнь на сожжённом фашистами хуторе, спасая каждую живую душу, Мария сама находит силы для возрождения.

Книга учит любви к Родине, к семье, формирует ценность родной земли, свободы, заботы о близких, стойкости, мужества, любви к жизни и патриотизма.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему, на твой взгляд, автор дал главной героине имя Мария? Какие символы можно в этом имени найти?
  2. Основное чувство Марии – выжить или жить? Есть ли смысловое различие между этими словами? Если да, то в чём оно?
  3. Как автор описывает природу, родную землю, хутор? Можно ли считать их живыми свидетелями и участниками событий повести?
  4. Автор говорит о горе человеческом, как о широком и глубоком, как море. А какую метафору или образ ты бы подобрал для судьбы главной героини?
  5. Может ли молчание быть таким же выразительным и говорящим, как речь? Почему?
  6. Что передала Мария сиротам, которых приютила? Как ты думаешь, какой будет их жизнь в будущем?

Фильмы / Мультфильму 

Мультфильм «Василёк»
Год: 1973, короткометражный, 10 минут. Режиссёр: Стелла Аристакесова. Возрастная категория: 0+.

Действие мультфильма разворачивается спустя годы после окончания Великой Отечественной войны. В центре сюжета – мальчик Василёк, живущий в деревне. У его сверстников есть дедушки, а у Василька – нет: его дед погиб на войне. Это вызывает у мальчика тоску и желание найти дедушку.

Слушая рассказы бабушки, тоскующей по погибшему мужу, Василёк отправляется в путь, надеясь, что где-то его дедушка всё же есть. В процессе своего поиска мальчик осознаёт: дедушка продолжает жить в делах и поступках его потомков, в памяти о нём.

Мультфильм помогает осознать важность сохранения памяти о героях Великой Отечественной войны, развивает патриотизм, семейную и гражданскую ответственность.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как ты понимаешь выражение «помни свои корни»? Что значит помнить свои корни? Знаешь ли ты что-то о жизни своих предков?
  2. Каким образом Василёк может брать пример с дедушки? В каких жизненных ситуациях это может быть полезно?
  3. А ты можешь взять пример с кого-то из своих предков? Кто это? Какими качествами он обладал? Какие из этих качеств ты хотел(а) бы перенять?

Киноурок «Когда небо улыбается»
Хронометраж: 14 минут. Режиссёр: Елена Дубровская. Возрастная категория: 0+. Ссылка на фильм: Когда небо улыбается.

В центре сюжета – Егор и Катя, школьники, которые посещают курсы создания анимационного фильма для участия в фестивале. Ребятам предстоит не только освоить сложный процесс создания мультфильма, но и выбрать тему. Они останавливаются на происхождении тульского пряника. Однако вскоре узнают, что во времена Великой Отечественной войны «тульскими пряниками» называли боевые снаряды.

Исследовав эту тему, Катя и Егор создают мультфильм, который получает приз на фестивале. Узнав о героях своего края и семьи, Егор вдохновляется сделать что-то значимое: вместе с товарищами он собирает коробку настоящих тульских пряников и отправляет их российским бойцам.

Фильм учит быть верным своим словам, идти к цели, несмотря на трудности, а также развивает патриотизм и гордость за историю своей страны.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие чувства вы испытали после просмотра фильма?
  2. Что особенно запомнилось?
  3. Герои фильма – ваши ровесники. Кто они? Чем они похожи на вас? Почему их история оказалась достойной экрана? Что особенного произошло в их жизни?

Кинофильм «Возвращение домой»
Год: 2015. Хронометраж: 4 минуты. Жанр: военный, короткометражка. Возрастная категория: 8+.

Фильм рассказывает о подвиге солдата Великой Отечественной войны и важности сохранения памяти о событиях тех лет.

9 мая 1945 года. Герой возвращается домой. У окна его встречает любимая. Бежит по лестнице вверх, преодолевая этажи – символы важных вех мирной жизни, наполненные воспоминаниями и событиями. В финале герой, теперь уже дедушка, звонит в дверь. Его встречает взрослая внучка с ребёнком.

Эта история наглядно передаёт мощь и смысл подвига русского солдата, оставшегося примером для будущих поколений. Фильм учит хранить любовь и уважение к старшему поколению, беречь память об их делах и быть благодарными за их подвиг.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы понимаете слово «наследие»? Что оно значит?
  2. Как можно беречь наследие?
  3. Чему нас учит этот фильм?
  4. Какие чувства остались после просмотра?

Мультфильм «Князь Владимир»
Год: 2006. Жанры: фэнтези, драма, история. Хронометраж: 78 минут. Режиссёр: Юрий Кулаков. Возрастная категория: 12+.

Фильм переносит зрителей в эпоху смутных времён Древней Руси, когда два брата, Владимир и Ярополк, вступили в борьбу за власть. Вражда разгорается из-за злого и коварного волхва Кривжи, который стремится совершить переворот. Пока князья готовятся к междоусобной войне, Кривжа заключает тайный союз с печенежским ханом. Их встречу случайно подслушивает мальчик Алекша. В поисках Владимира, чтобы предупредить его о надвигающейся угрозе, Алекша попадает в опасные приключения. На помощь ему приходят добрый маг-лесник и смелая дочь полководца.

Древняя Русь оживает на экране в образах деревянных городов, лесов, первозданной природы. Эпическая музыка, захватывающие битвы и глубокий сюжет делают мультфильм не только зрелищным, но и воспитательным.

Вопросы для обсуждения:

  1. Князь Владимир совершил ошибку, доверившись злу, но смог вернуться на истинный путь. Какие качества помогли ему это сделать?
  2. Дедушка-мудрец в мультфильме излучает спокойствие и силу. Как ты думаешь, что помогает ему сохранять равновесие? Какие действия или мысли его поддерживают?
  3. Несмотря на разные культуры и позиции, Алекша и Гияр подружились. Какие качества сделали это возможным?
  4. Какую главную мысль ты вынес из мультфильма? Попробуй сформулировать её одним предложением.

Кинофильм «Время первых»
Год: 2017. Жанры: приключения, биография, история. Хронометраж: 140 минут. Режиссёр: Дмитрий Киселёв. Возрастная категория: 6+.

Фильм рассказывает о первом выходе человека в открытый космос, который совершил Алексей Леонов 18 марта 1965 года. Это историческое событие стало символом научного и человеческого подвига, венцом труда множества людей. Однако пять метров, отделяющих космонавта от шлюза, стали настоящим испытанием. Из-за разницы в давлении скафандр Леонова раздулся, и ему пришлось снизить давление до опасного уровня, чтобы вернуться в корабль.

Картина раскрывает не только масштаб подвига, но и силу характера, ответственность, верность дружбе, отвагу и самодисциплину главных героев – космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каким в фильме показан Алексей Леонов? Какие качества его героя особенно впечатлили?
  2. Что вы знаете об Алексее Леонове, его подвиге и жизненном пути?
  3. Каким показан Павел Беляев? Какие черты характера ему присущи?
  4. Что вы знаете о Павле Беляеве и его вкладе в освоение космоса?
  5. Какие качества помогли Леонову и Беляеву стать космонавтами? Что из этого хотелось бы перенять?
  6. Какие чувства остались после просмотра?

Киноурок «Лошадка для героя»
Режиссёр: Елена Дубровская. Возрастная категория: 0+.

Киноурок создан по одноименному рассказу и рассказывает о школьнице Оксане, которая, не проявляя интереса к учебе, спорит с учителем. В попытке вовлечь девочку, учитель поручает ей подготовить доклад о детях-партизанах Псковской области. Погружение в тему приводит её в музей, где внимание Оксаны привлекает детская игрушка. Работница музея, Любовь Петровна, использует хитрость, чтобы пробудить интерес девочки: она предлагает Оксане прочесть дневник мальчика-партизана Федора. Через историю юного героя Великой Отечественной войны девочка осознаёт ценность памяти о прошлом и важность сохранения исторических корней.

Вопросы для обсуждения:

  1. Учитель отметил, что на уроке есть правила поведения, которые Оксана нарушила. Какие именно правила были важны в данной ситуации?
  2. Что значит выражение «память поколений»? Как это понятие связано с сюжетной линией фильма?
  3. Как изменилась Оксана, соприкоснувшись с историей через дневник Федора? Почему именно эта встреча с прошлым стала для неё значимой?
  4. Для героя фильма, юного партизана Федора, важны чувство долга и личная ответственность. Как ты понимаешь их значение?
  5. Какую главную мысль ты вынес из этого киноурока?

Документальный фильм «Группа „Альфа“. Люди специального назначения»
Производство: Первый канал. Продолжительность: 52 минуты. Возрастная категория: 12+.

Фильм повествует о спецотряде «Альфа» – элитном подразделении российского спецназа, которому доверяют выполнение самых сложных и опасных операций. Картина рассказывает о том, почему люди добровольно идут в отряд, зная, что их профессия сопряжена с риском для жизни. Фильм раскрывает ценности спецназовцев, их чувство долга, профессионализм и отвагу, а также подчёркивает важность чести и традиций, которые сохраняются через поколения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему именно бойцы «Альфа» способны справляться с самыми сложными операциями? Какие качества им помогают?
  2. Какие черты характера присущи спецназовцам? Сохранились ли законы чести в их профессии через поколения?
  3. Почему так важно помнить о ветеранах и их подвигах? Как это связано с воспитанием патриотизма?
  4. Какую роль сыграл спецназ в истории СССР и России? Почему важно знать и понимать их вклад?

К/ф «Калашников»
Жанр: биография, история. Режиссёр: Константин Буслов. Продолжительность: 104 минуты. Возрастная категория: 12+.

Фильм рассказывает историю Михаила Калашникова, легендарного конструктора, создателя автомата АК-47. Получив тяжёлое ранение и покинув фронт, он нашёл иной способ служения Родине. История Калашникова – это пример упорства, самоотверженности и веры в свои силы. Несмотря на трудности и ошибки, Михаил достигает цели, во многом благодаря поддержке людей, веривших в его талант, включая будущую супругу Екатерину.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему автомат Калашникова стал символом стрелкового оружия и используется по всему миру?
  2. Какие качества характера помогли Михаилу преодолеть трудности?
  3. Какие люди и события сыграли ключевую роль в его успехе?
  4. Какие эмоции вы испытали после просмотра фильма? Как эта история вдохновляет?

К/ф «Офицеры»
Жанр: мелодрама, военный, драма. Режиссёр: Владимир Роговой. Продолжительность: 91 минута. Возрастная категория: 6+.

Культовый фильм, повествующий о судьбе двух друзей, офицеров Алексея Трофимова и Ивана Вараввы. Их дружба зародилась на фронте и прошла через множество испытаний. Картина показывает, что служение Родине – это не только военный долг, но и глубокая внутренняя миссия, передающаяся через поколения. История затрагивает тему семейных ценностей, офицерской чести и преемственности военного призвания.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему фраза «Есть такая профессия – Родину защищать!» стала крылатой? Что она отражает?
  2. Какие качества характера сделали Алексея и Ивана настоящими друзьями?
  3. Какую роль в фильме сыграли истории Маши Белкиной и Егора? Какие ценности эти герои передают зрителям?
  4. Какой пример подает Люба? Какие жизненные уроки можно извлечь из её истории?
  5. Какие ключевые идеалы объединяют всех героев фильма?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта. 

118 просмотров