Согласно толковому словарю Ожегова, милосердие — это готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия. Этому качеству можно учиться, развивая чуткость и отзывчивость: замечать нужды других и помогать тем, кто в этом нуждается. Для ребенка понимание ценности милосердия начинается в семье, где родители становятся примером заботы, поддержки и доброты.

Поговорите с ребенком о том, как милосердие проявляется в повседневной жизни. Оно начинается с простых вещей: поддержать друга, сказать теплые слова, уступить место пожилому человеку. Обсудите, что забота о других может выражаться по-разному — от маленьких жестов до значимых поступков, но каждый из них важен.

Расскажите истории, где добрые дела меняли чью-то жизнь или помогали справляться с трудностями. Это могут быть примеры из вашей жизни: как вы помогали соседям, участвовали в благотворительных акциях или поддерживали друзей в трудную минуту. Упомяните и о тех, чья деятельность вдохновляет: например, о докторе Лизе или современных волонтерах, которые своим трудом делают мир лучше.

Предложите ребенку самому поучаствовать в добрых делах. Это может быть сбор игрушек или книг для детей из нуждающихся семей, написание открыток для ветеранов или помощь в уборке двора. Такие действия учат детей ответственности и показывают, что даже небольшой вклад приносит радость и пользу.

Наконец, обсудите, как добрые поступки меняют нас самих и окружающий мир. Покажите ребенку, что милосердие — это не только про помощь другим, но и про наше общее стремление сделать жизнь лучше. 

Вопросы для обсуждения с детьми в зависимости от возраста:

Для младших школьников (1–4 классы):

  • Нравится ли тебе помогать кому-то? Почему?
  • К кому ты обращаешься, когда тебе нужна помощь?
  • Какой поступок из твоей жизни можно назвать добрым?

Для средних школьников (5–8 классы):

  • Почему важно замечать, когда другим нужна помощь?
  • Как ты думаешь, что мотивирует людей делать добрые дела?
  • Есть ли что-то, что ты бы хотел(а) сделать, чтобы помочь другим?

Для старших школьников (9–11 классы):

  • Как ты думаешь, может ли милосердие изменить общество в лучшую сторону?
  • Что тебе ближе: волонтерская работа или помощь близким? Почему?
  • Каких людей ты можешь назвать милосердными? Почему?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги 

Никого не обижай! Стихи и рассказы о милосердии к животным.
Москва: Детская и юношеская книга, 2023. – 128 с. 6+

В книге собраны стихи и рассказы классиков русской и советской литературы, таких как И. Тургенев, Л. Толстой, А. Фет, М. Пришвин, В. Осеева, В. Чаплина и других.
Книга открывает мир природы как увлекательный и бесконечно разнообразный, доступный для понимания открытому и любопытному взгляду человека. Для этого человек должен обладать добрым сердцем и быть готовым помогать братьям меньшим.
Не все истории в книге заканчиваются счастливо. Однако это учит бережному отношению к птенцам, кошкам, собакам и другим животным, помогает осознать хрупкость и беззащитность природы перед капризами, своеволием и безответственностью человека.
Книга дополнена комментарием канд. пед. наук Е. Матвеевой “Открываем секреты образов в прозе”, который поможет организовать чтение и понимание текстов максимально полно, точно и в соответствии с возрастными особенностями восприятия юных читателей.
Книга воспитывает милосердное отношение к живой природе и окружающему миру, учит быть внимательным, ответственным и добрым.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какая из историй в книге тебе запомнилась больше всего? Почему?
  2. Есть ли у тебя любимые животные? Что нового ты узнал о них из книги?
  3. Почему человек не должен обижать животных?
  4. Можно ли обижать каких-то животных, или это недопустимо для всех?
  5. Вспомни историю из своей жизни, связанную с животными. Может быть, ты сможешь описать её в стихах, сказке или рассказе? Поделись этим с друзьями.

Кузнецова Ю.Н. Дневник волонтёра.
Москва: Волчок, 2020. – 191 с. 12+

Эта книга поражает своей простотой и искренностью, пронизана глубокой человечностью и теплотой к людям. История Ариши Никитиной, чья мама выполняет волонтёрскую миссию в интернате, рассказывает о взрослении, ответственности и настоящем служении людям. Ариша мечтает быть рядом с мамой, помогать ей и заводит дневник, где записывает свои впечатления. Постепенно девочка хочет заниматься волонтёрством не только ради мамы, но ради тех, кто живёт в интернате. От записи к записи Ариша взрослеет, задаёт всё более сложные вопросы и самостоятельно находит ответы.
Книга передаёт атмосферу ответственности, уважения, поддержки и ценности каждого человека вне зависимости от его физического состояния и возможностей. Она открывает мир добрых дел, который начинается с искренности, любви к людям и готовности помогать.
Книга учит ценить трудолюбие, душевное тепло, щедрость и честность, формирует доброе и уважительное отношение к людям и их жизненным обстоятельствам.

Вопросы для обсуждения:

  1. В чём заключается волонтёрская деятельность мамы главной героини? Что именно она делает? Как она к этому относится?
  2. Почему волонтёрство интересно маме Ариши? А почему оно стало интересно самой Арише?
  3. Чему Ариша научилась у подопечных интерната?
  4. Полюбила ли Ариша подопечных интерната? Почему, как ты думаешь?
  5. Представь Аришу через несколько лет. Какой она станет? Будет ли продолжать заниматься волонтёрством?

Венедиктова Ю.А. Армас. Зона надежды: повесть / Ю.А. Венедиктова. — М.: РОСМЭН, 2015. — 176 с., 15+.
История, в которой воображение и подлинная правда жизни переплетаются в тугой узел поиска смысла, открытия человечности, обнаружения в себе смелости жить и быть поддержкой для других. Спасая других, герои спасают и собственное существование, которое тяжелая болезнь в любой момент может поставить под угрозу.
Сложнейший жизненный выбор делает главная героиня повести — Агата. Непростые поступки совершают и другие герои книги — Клюква, Суворов, Объект, родители Агаты. Эта повесть рассказывает о том, как взрослеть душой, заботясь о мире, и одновременно находить время для себя.
Автор, действующий психолог поисково-спасательного отряда, доступно, увлекательно, без нравоучений и указов, а через вовлечение читателя в переоценку собственной жизни, раскрывает смыслы волонтерства.

Книга учит ответственному, активному, принципиальному и честному отношению к миру, к себе и окружающим. Она формирует ценность волонтерской деятельности, заботы о других, здоровья и семьи.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как изменилось отношение Агаты к простым бытовым вещам (еда, сон, дом) после того, как она стала участвовать в работе волонтерского отряда?
  2. Как ты думаешь, почему в отряде спасателей введено правило: не выезжать подряд на два поисковых запроса? Какие причины могли стать основой для этого правила?
  3. Чему научилась Агата, участвуя в волонтерской деятельности? Что она приобрела, а от чего отказалась?
  4. Какое из решений Агаты в ее 15-летней жизни ты считаешь самым трудным? А какое — абсолютно верным?

Кузнецова Ю. Помощница ангела. — М.: Центр «Нарния», 2013. — 224 с., 14+.
Увлекательная история о недетских вопросах и ответах, которые вынуждает давать жизнь, предоставляя каждому герою уникальный шанс понять, услышать и открыть самого себя. Это открытие заключается не в достижении престижных знакомств, связей, вещей и статусов, а в нахождении в себе места для других — тех, кто по разным причинам оказался в сложной жизненной ситуации.
Так произошло с бывшей преподавательницей МГУ Лидией Матвеевной, которая постепенно доверилась Аленке Сотниковой, девушке из «идеальной» семьи. Постепенно становится ясно, что идеального в жизни не бывает, но от этого она не становится менее интересной, содержательной и светлой.

Книга учит заботе о других, готовности поддержать тех, кто в этом нуждается, и открывает читателю необходимость глубокой рефлексии. Она подтверждает приоритет духовного над материальным.

Вопросы для обсуждения:

  1. Попробуй назвать лучшие качества каждого из героев: Аленки, Ангелины, Вика (Вити). А какие качества можно назвать их худшими?
  2. Как ты думаешь, помогая другим, герои помогают и самим себе? Если да, то как это происходит?
  3. Алена говорит, что способна украсть ради Лидии Матвеевны, если ей это будет нужно. Что не так с этим утверждением? Может ли быть НУЖНО украсть?
  4. Истории героев показывают, что у каждого человека, даже если он кажется благополучным и успешным, есть своя душевная боль. А это значит, что каждому нужно…
    попробуй продолжить фразу.

Пожарская А. Другие вольеры. Волонтерские записки. — М.: Компас-Гид, 2021. — 184 с., 16+

Легкая, интересная, правдивая книга о том, как сложно быть волонтером в приюте для животных. И сложность эта — не в самих животных, а в людях, в их поступках по отношению к животным и друг к другу. Трансформация человека в тесной связи с нуждающимися в помощи живыми существами невероятна: кто-то черствеет, чья-то душа ожесточается, а кто-то раскрывается как смелый, искренний, честный, заботливый, самоотверженный человек. Аля, главная героиня книги, открывает ворота приюта и входит в них, но на самом деле она открывает двери в мир людей — таких разных и таких одинаковых.

Книга учит трудолюбию, ответственному отношению к делу, заботе о других, особенно о тех, кто в ней нуждается, милосердию, формирует ценность волонтерской деятельности и уважение к волонтерам, а также раскрывает необходимость рефлексии собственных поступков и ожиданий.

Вопросы для обсуждения:

  1. Главные герои подбирают себе символические образы — круг и треугольник. Как думаешь, они сделали правильный выбор? А какую геометрическую фигуру ты бы выбрал для себя? Почему?
  2. Что удивило тебя в книге больше всего? О чем ты никогда не задумывался, а книга открыла тебе что-то новое?
  3. С какой целью герои идут в приют? Для кого это важнее — для животных или для них самих?
  4. Попробуй описать качества волонтера. Каким он должен быть, чтобы справляться со всеми задачами в приюте для животных?
  5. Эта книга раскрывает нам характер животных через их взаимодействие с волонтерами или характер людей через их поступки по отношению к животным?

Мультфильмы / Фильмы 

М/ф «Карлик Нос», 2003, фэнтези, мюзикл, мультфильм, семейный, 82 минуты, режиссёр Илья Максимов, 6+

Интересный и красочный мультфильм «Карлик Нос» приглашает нас в увлекательную историю о любви и борьбе со злыми силами. Истины, рассказанные в этой сказке, остаются актуальными во все времена: о верности себе и своим чувствам, о преодолении трудностей, о поиске света в людях, умении ждать и верить в добро всем сердцем.

Якоб, сын сапожника и зеленщицы, — невероятно добрый мальчик. О его доброте узнала злая колдунья, которой для совершения своих злых чар и захвата власти над миром был нужен именно такой ребенок. Обманом она заманила Якоба к себе, но он отказался ей помогать. В отместку ведьма превратила мальчика в горбатого карлика с огромным носом. Якобу удалось найти туфли-скороходы и сбежать от ведьмы, но, хотя для него прошло всего несколько минут, во внешнем мире минуло целых семь лет. Преодолевая препятствия и невзгоды, Якобу предстоит восстановить свою жизнь и вернуть людям веру в добро и правду.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему, потеряв всё в своей жизни, Якоб не озлобился и остался таким же честным и добрым? (Верность себе, сила духа, непоколебимая вера в добро).
  2. Какое качество помогло Якобу разглядеть в Грете её душу и истинную натуру? Почему это качество так важно?
  3. Какие главные черты можно отметить в характере Греты? (Сохраняет нежность и кротость характера, несмотря на потерю человеческого облика; заботится об отце, даже находясь в беде; ценит внутреннюю красоту Якоба).
  4. Почему колдунья в конце концов проиграла? Как её отношение к единственному соратнику — слуге — отражает её истинную сущность?

Киноурок «За руку с Богом», 16 минут, режиссёр Елена Дубровская, 0+

Мальчик Миша гуляет по Петербургу и, видя различные ситуации, старается помочь, чем может: поит собаку, успокаивает маленькую девочку, угощает бездомного хлебом. Позже выясняется, что Миша живёт в детском доме, но и там он продолжает помогать окружающим.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как ты понимаешь слова Миши: «Счастье живёт в самих людях, в каждом из нас»? Давай вместе порассуждаем.
  2. Что значит, по твоему мнению, выражение воспитательницы: «Миша ходит за руку с Богом»?
  3. Какие качества есть у Миши? Как его доброта и отзывчивость влияют на окружающих?

Киноурок «Воин света», 16 минут, режиссёр Елена Дубровская, 0+

Кто такой «воин света»? Этот вопрос на деле раскрывает юный Степан, показывая своим соседям по палате, как быть примером. Он утешает расстроенного и плачущего Ренатика, вовлекая его в разговор и успокаивая, а с вредным Кириллом строго, но справедливо требует убрать за собой мусор.

Киноурок учит брать на себя ответственность за поступки, не бояться признавать свои ошибки, демонстрирует примеры доброты, взаимопомощи и личностного роста.

Вопросы для обсуждения: 

  1. Как ты понимаешь выражение «воин света»? Легко ли было Ренатику пройти испытания, которые предложил ему Степан? В чём их сложность? А в чём простота?
  2. Как ты думаешь, какие ещё испытания может встретить воин света?
  3. Какой урок получил Кирилл? Легко ли ему было признать свою ошибку?

К/ф «Баба Яга спасает мир», 2023, фэнтези, комедия, семейный, приключения, 90 минут, режиссёр Карен Захаров, 6+

Эта красочная и увлекательная картина рассказывает о приключениях любопытного школьника Сеньки, который неожиданно оказывается в сказочном древнем лесу. Но лесу грозит беда: древнее заклятие больше не защищает волшебный мир. Чтобы спасти ситуацию, ворчливая, но добросердечная Баба Яга отправляется на поиски волшебного цветка дивноцвета в мир людей. Там её ждут забавные столкновения с современностью, а в тёмном подземелье затаился жаждущий мести Кощей Бессмертный, вынашивающий свои планы уже тысячу лет.

Вопросы для обсуждения: 

  1. Можно ли сказать, что, изменив свой внешний вид, Баба Яга стала добрее в общении? Почему это могло произойти?
  2. Какой пример своим поведением подаёт Кикимора?
  3. Кощей помнит всех, кто его обидел. Как ты думаешь, может ли он достичь счастья, не простив своих обидчиков?
  4. Какую главную мысль ты видишь в этом фильме?

Киноурок «Хорошие песни», 15 минут, режиссер Елена Дубровская, 6+

Трогательная история о том, как слова вечных песен растопили сердце ворчливой старушки в электричке.
Волею судьбы соседкой мамы и шестилетнего сына становится старушка Галина Федоровна, которая возвращается с дачи. Любое ее высказывание – это критика: молодежи, интерьера вагона, управляющего дачным кооперативом. Мальчик с удивлением смотрит на такую ворчунью. С первых минут легко заметить, что малыш очень воспитан и добр сердцем. Когда ему попался счастливый билет, главным желанием стало, чтобы всем остальным тоже попались счастливые билеты. На каждое любознательное или доброе высказывание ребенка старушка реагировала недоверчиво: «Ох ты, “спасибо” говорит… Молодец! А то ведь от нынешней-то молодежи не дождешься». Галину Федоровну услышали молодые ребята, соседи по вагону. И вдруг! Все они встали и запели, как настоящий русский хор, на разные голоса. Чьи-то лица пассажиров озарились улыбками, чьи-то приняли задумчивое выражение, а Галина Федоровна тихонько загрустила. Прозвучали мудрые песни «Есть только миг», «Иди мой друг, всегда иди дорогою добра». Каждый зарядился добротой и хорошим настроением, а Галина Федоровна, в конце концов, разулыбалась и угостила соседей пирожками.
Киноурок учит уважительно относиться к каждому, даже если он ворчун, воспитывает великодушие, умение быть смелым и не бояться проявлять доброту своего сердца.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чему нас учит этот киноурок?
  2. Мальчик неординарно думает и высказывает свои мысли свободно, не боится проявлять себя, показывать доброту своего сердца. Как ты думаешь, судя по такому поведению ребенка, какими качествами обладает его мама?
  3. Как ты думаешь, отчего сердце Галины Федоровны зачерствело? Легко ли ей было перенастроить свое отношение к окружающему?
  4. Ребята (хор) в вагоне проявили себя с самой доброй и красивой стороны и получили в ответ то, что к ним окружающие повернулись тоже своей доброй стороной. Исходя из этой мысли, как ты думаешь, в чем состоит ответственность каждого человека при общении с другими?
  5. Чему учат песни, прозвучавшие в киноуроке? Какое состояние они передают?
  6. Знаешь ли ты еще подобные мудрые песни? Составь список таких песен.

Кинофильм «Чудак из 5 «Б»», 1972 год, комедия, семейный, детский фильм, 90 минут, режиссер Илья Фрэз, 0+

Экранизация первой части знаменитой повести Владимира Железникова «Жизнь и приключения чудака». Картина знакомит нас с Борей – шебутным и великодушным шестиклассником. Однажды папа Бори, собираясь в командировку, оставил сыну 10 рублей на подарок маме ко дню ее рождения. Боря пообещал все устроить, но понемногу истратил все деньги, и на подарок не осталось. Тем временем в жизни героя разгораются нешуточные переживания — Борю делают вожатым 1 «Б» класса. С этого момента начинаются трансформации характера героя, поиск внутренней справедливости и чистоты сердца.
Фильм учит прислушиваться к мудрому учителю, принимать его советы и поддержку. Воспитывает милосердие, великодушие, умение простить самого себя, вовремя признать свои ошибки и извиниться. Показывает, как это – быть взрослым, нести за кого-то ответственность и принимать важные решения, влияющие на судьбы других.

Вопросы для обсуждения: 

  1. Что значит – нести ответственность за свои слова и поступки? В чем это проявляется? Почему Боря поначалу не умел этого?
  2. Как думаешь, почему Борю сделали вожатым?
  3. Почему вожатая Нина сказала, что быть чудаком – хорошо?
  4. Почему первоклашки так полюбили Борю?
  5. Чему нас учит пример Бори?

К/ф «Ненормальный», 2024, комедия, драма, 103 минуты, режиссёр Илья Маланин, 12+

Маленький Коля не такой, как все. Он не встает с инвалидной коляски, с завистью наблюдает за чужой игрой в футбол из окна своей квартиры и не имеет друзей. Уже повзрослевший Николай — красивый, сильный человек, талантливый пианист, прилетевший в Шанхай на международный конкурс. А мостиком через пропасть, лежащую между болезнью и здоровьем, стал Юрий, приёмный отец героя. Однажды Юрий полюбил маму Коли и твёрдо намерился поставить её сына на ноги с помощью своей уникальной системы гимнастики. Когда же случайно выяснилось, что у Коли есть талант к музыке, обучение игре на фортепиано стало ещё одним этапом на пути к исцелению. Этот замечательный фильм о том, как отцовская любовь побеждает все трудности.
Картина показывает примеры семейной поддержки и безусловной любви, проявления отваги, упорства и дисциплины. Воспитывает милосердие, доброту, прививает семейные ценности. Вдохновляет не сдаваться на пути к заветной цели.

Вопросы для обсуждения: 

  1. Юрий говорит: «Взлетай, Николай, взлетай!» Как эта фраза описывает фильм в целом?
  2. В один из моментов фильма Юрий говорит про нормы окружающих. Давайте порассуждаем, какие нормы существуют у окружающих вас людей? Подходят ли эти нормы вам? Какие нормы важны для вас?
  3. Почему Николай ушёл гулять по Шанхаю?
  4. Какие чувства испытывал Юрий, когда искал Николая?
  5. Как маленький Николай выпускал злость? Как вы думаете, что бывает, когда не выпускаешь «колючки»? Давайте составим список способов проживания злости (беззвучно покричать, порвать бумагу на клочки, поколотить грушу, покричать в подушку и т. д.)
  6. Как вы думаете, «взлетел» ли Николай?
  7. Какие чувства вы испытали, когда слушали мелодию, сыгранную Николаем в 3-м туре? Какие события из вашей жизни могла бы описать эта мелодия?
  8. В чём состоит главная мысль этого фильма?

Киноурок «Мой друг Дима Зорин», 27 минут, режиссёр Елена Дубровская, 0+

Невероятно сильная, глубокая история о мудрости и силе духа простого школьника Димы Зорина.
Дима Зорин — удивительный мальчик. Каждый его поступок служит окружающим компасом благородства, честности, верности своим идеалам. Однажды вместе со своим хором Дима выступал в детском саду с концертом, где он услышал волшебную мелодию. Композицию написал особенный мальчик с синдромом Аспергера. Дима загорелся идеей показать миру это волшебное произведение и написал к ней добрые слова, превратив мелодию в песню. Дима сумел объединить для исполнения этой песни много людей, каждый из которых через это общее дело смог стать добрее, чище и отзывчивей.
Киноурок воспитывает благородство души, честность, верность своим добрым принципам, отзывчивость и милосердие.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чему учит нас фильм? Как вы можете совершать благородные поступки?
  2. Какое впечатление произвёл на вас фильм?
  3. Каким предстает Дима Зорин в начале фильма? Как его характеризует эпизод записи в хор? («– Спасибо. Только как я буду выглядеть? Пришёл с Оксаной, её не взяли, а я буду петь. Это как-то неправильно, Вы так не думаете?»)
  4. Как вы думаете, почему Диме было важно помочь Егору? Только ли потому, что Егор болен?
  5. Почему и другим людям было важно услышать музыку, которую сочинил Егор?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта. 

144 просмотров