Умение заботиться об окружающих формируется на основе умения заботиться о самом себе. Относиться к себе и другим с бережностью, вниманием, уважением и добротой важно учиться с раннего детства. Самые близкие люди — родители — становятся первыми примерами того, как важно проявлять заботу.

Поговорите с детьми о том, что значит забота. Она включает не только физическую помощь, но и понимание, поддержку, умение слушать и быть внимательным к эмоциям. Важно показать ребенку, что забота начинается с самого себя: сохранения здоровья, эмоционального равновесия и уважения к своим желаниям и границам. Только научившись заботиться о себе, человек может искренне помогать другим.

Расскажите о том, что забота о себе включает простые, ежедневные, рутинные дела, такие как чистка зубов, сбалансированный завтрак, зарядка, прогулка на свежем воздухе, чтение книг, развивающих мышление и речь.

Начните разговор с личного примера. Расскажите ребенку, как вы заботились о ком-то в детстве или кто заботился о вас. Поделитесь трогательной или поучительной историей, которая помогла вам понять ценность заботы. Например, вспомните, как друзья или родственники поддерживали вас в сложный момент, или как вы помогли кому-то и почувствовали радость от этого. Подчеркните, что особенно важно уделять время заботе в трудные жизненные периоды, ведь забота — это лучшая поддержка.

Познакомьте ребенка с историями людей, посвятивших свою жизнь заботе о других. Это могут быть биографии благотворителей, врачей, волонтеров, меценатов, таких как Антон Чехов, Павел и Сергей Третьяковы, Савва Морозов. Изучите вместе их поступки, обсудите, какие качества помогли этим людям совершать добрые дела.

После беседы предложите ребенку поразмышлять и обсудить, что он сам понимает под заботой и как он может проявлять её в своей жизни.

Вопросы для обсуждения с детьми в зависимости от возраста:

Младшие школьники (1–4 класс):

  • Как ты понимаешь, что значит заботиться о себе?
  • Как, по-твоему, можно проявлять заботу о других?
  • Расскажи, как ты в последний раз кому-то помог(ла).

Средние школьники (5–8 класс):

  • Почему важно заботиться о себе? Как это связано с заботой о других?
  • Как ты думаешь, что помогает людям быть добрыми и внимательными?
  • Что бы ты хотел(а) изменить в своём окружении, чтобы всем было уютнее и радостнее?

Старшие школьники (9–11 класс):

  • Как взаимная забота влияет на отношения между людьми?
  • Как ты считаешь, может ли забота стать основой для изменений в обществе?
  • Какие качества, на твой взгляд, нужно развивать, чтобы быть заботливым человеком?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги

Кузьмин Л. Привет тебе, Митя Кукин!
Санкт-Петербург: ООО “Издательство “Качели”, 2022. — 112 с., 6+.

Митя и Саша — главные герои книги. Они живут в интернате, потому что война разбросала ребят далеко от их семей, родных и близких. Но добрая учительница и воспитательница интерната Павла Юрьевна поддерживает ребят и заботится о них. А еще в жизни героев есть письма с фронта, которые сначала получал Саша Елизаров от своего отца, а затем товарищи отца стали писать письма и отправлять посылки для Мити Кукина.

Разные характеры, обстоятельства, навыки и умения: Митя ловко колет дрова, а Саша опережает всех в учебе и даже получил прозвище “полиглот” за свои знания иностранных слов. Хозяйственный Митя однажды допустил непростительную ошибку — не послушался Филатыча, завхоза, и подвел лошадь Зорьку к самой проруби. Дело едва не закончилось трагедией. Какой урок из этого вынесли ребята, читатели смогут узнать, открыв книгу.

Книга учит товариществу, коллективизму, показывает ценность труда и поддержки, убеждает, что достоинства есть у каждого человека.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как получилось, что Мите Кукину тоже стали приходить письма? Благодаря кому? Какие качества проявил этот герой?
  2. С кем у тебя больше общего — с Сашей или с Митей?
  3. Чего не хватило ребятам, чтобы избежать ошибки? Почему они все-таки подвели Зорьку к проруби?
  4. Смогли ли ребята признать свою ошибку? В чем это проявилось?
  5. Почему они хотели убежать на фронт? Помогло бы это им забыть происшествие?
  6. Чем можно брать пример с Саши? А с Мити?

Житков Б. Как я ловил человечков: рассказы
СПб.; М.: Речь, 2014. — 24 с., 0+.

Книга включает два рассказа: “Как я ловил человечков” и “Белый домик”. В основе сюжетов — яркие детские воспоминания автора.

Прекрасно иллюстрированная книга повествует о тонких детских переживаниях, открытиях и фантастическом мире, где игрушки превращаются в настоящие сокровища и словно действуют на самом деле. Одним словом, в книге автора — все как у детей в реальном мире.

Рассказы Б. Житкова учат честности, заботливому отношению к младшим, смелости и ответственности.

Вопросы для обсуждения:

  1. В рассказе “Белый домик” мама одновременно сердилась и радовалась, когда увидела своих детей-путешественников. Как ты думаешь, можно ли радоваться и сердиться одновременно?
  2. Нина вспоминала слова мамы: “Если с вами что-то случится, я с ума сойду”. А как твоя мама выражает свою тревогу за тебя?
  3. Главный герой рассказа про человечков Боря наврал бабушке, сказав, что у них дома всегда горит ночник. Почему он это сделал, как ты думаешь?
  4. Боря несколько раз обманывал бабушку. Зачем он это делал? Хорошо ли это?

Алексин А. Переводчик с собачьего: повесть
М.: Нигма, 2020. — 96 с., 6+.

Повесть состоит из множества небольших сюжетов, выполненных в различных литературных жанрах. В одной книге можно найти эпопею, сказку, трагедию, миф, басню и даже детектив. Особенно интересны геометрический этюд и водевиль, а фантастика и вестерн наверняка понравятся большинству читателей.

Все сюжеты объединяют два главных героя — Андрей и щенок Альфа. Их приключения и взаимоотношения открывают мир доброты, понимания, поддержки, теплоты и уважения к людям и животным. Забота об Альфе становится для Андрея заботой о себе и окружающем мире.

Книга учит понимать окружающий мир, рефлексировать собственные стремления, цели и желания. Она помогает читателю найти свое место в мире и самоопределиться.

Вопросы для обсуждения:

  1. С собакой можно быть уверенным в одном: если она что-то натворила, она сама об этом расскажет. А с людьми? Всегда ли видно по человеку, что он виноват?
  2. Как повел себя Андрей, когда Альфа засыпала перед операцией? Какие качества ему понадобились?
  3. Елене Ивановне понравился геометрический этюд Андрея. Если у тебя есть любимое животное, попробуй нарисовать его в форме геометрического этюда.
  4. Андрей постоянно меняет мечты о будущей профессии. Почему это происходит? Может, он несерьезный? Или ему просто все интересно?
  5. Чистый пол — женского рода, а грязный пол — мужского рода, так решил Андрей. Ты согласен? Какие еще примеры можно привести?

Житков Б. Что бывало: рассказы
М.: Оникс, 2006. — 160 с., 6+.

Сборник рассказов классика советской детской литературы Бориса Житкова включает произведения, посвященные теме взаимопомощи и поддержки.

В рассказе “Обвал” доктор преодолевает трудности с помощью товарищей и техники, спасая девочку. В рассказе “На льдине” рыбакам приходит помощь с баржи. А в рассказе “Наводнение” капитан баржи помогает людям, пострадавшим от наводнения, в то время как его семье помогают другие люди. Это круговорот добра в мире!

Книга учит верить в людей, взаимопомощи и показывает, что помощь всегда придет в трудную минуту.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как повел себя сын рыбака Володя, когда льдина оторвалась от берега?
  2. Что больше всего впечатлило тебя в рассказе “Обвал”?
  3. Трудно ли было капитану помогать людям в наводнении? О чем он думал в этот момент?
  4. Автор пишет, что капитан забыл о жене и сыне. Так ли это? Или он на самом деле не забывал о них ни на минуту?
  5. Чему нас учат рассказы Б. Житкова?

Давыдчев Л.И. Лелишна из третьего подъезда. – М.: “Махаон”, 2022. – 224 с., 12+.
Чудесная и весёлая история, в которой главные герои попадают в приключения, проявляя характер, волю, учатся поддерживать товарищей, заботиться о животных, уважать талант и уникальность каждого. В них воспитывается уважительное отношение к взрослым, и рождается понимание, что все взрослые “нельзя”, запреты и требования обусловлены не плохим характером или нелюбовью к детям, а заботой и ответственностью.
Истории в книге развиваются по аналогии с цирковым представлением, но за лёгкостью, весельем и фокусами скрывается глубина. Автор раскрывает через цирковое представление саму жизнь во всей её сложности, с трудностями, достижениями и победами.
В книге также встречаются небольшие авторские отступления, где создатель объясняет, почему, зачем и как строит своё произведение. Это делает чтение ещё интереснее, создавая эффект “истории в истории”.

Книга учит дружить, быть настоящими товарищами, защищать добро, сохранять оптимизм и чувство юмора, поддерживать друг друга.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как можно понять, что у Лелишны “мужественный характер”? В чём он проявляется? Сможешь перечислить?
  2. Кто из героев тебе понравился больше всего? Может быть, есть кто-то, чья судьба напоминает твою?
  3. Мартыш постоянно аплодирует сам себе. Как тебе такая привычка? Стоит ли её перенять? Или всё-таки нет? Как думаешь?
  4. Головешка считает себя смелым, но другие видят в его смелости наглость. Что ты об этом думаешь? В чём разница между смелостью и наглостью?
  5. Лелишна на протяжении всей книги заботится о дедушке. Легко ли ей это даётся? Почему она не сдаётся? Как ты думаешь?
  6. Смех – дело очень серьёзное, утверждает автор. Согласен с этим? Почему?

Каликинская Е.И. 1111 слонов, или Мы из живого уголка: Школьная повесть. – М.: Аквилегия-М, 2016. – 208 с., 12+.
Увлекательная история трёх друзей – Васи Петрика, Саши Колокольникова и Алисы Лужиной, которых объединяет любовь к животным и стремление их спасать и защищать. Их стремление превращается в цель – ребята создают тайное общество по спасению слонов и организуют живой уголок в заброшенной комнате школы.
Однако далеко не все разделяют их мечты: в дело вмешиваются учителя и одноклассники. Стойкость, мужество, верность и дружба помогают ребятам преодолеть трудности. Через испытания герои открывают мир взрослых, который оказывается гораздо сложнее, чем кажется. Среди взрослых есть те, кто в детстве был очень похож на героев и ещё помнит это.

Книга учит дружить, уважать товарищей, заботиться о природе, поддерживать лучшие мечты друзей и достигать общей цели в коллективе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему именно слоны так увлекли ребят? Что особенного в этих животных?
  2. Увлекаться компьютерами и играми – это понятно. А как можно увлечься спасением животных? Что в этом интересного?
  3. Вася называет себя “заморышем” и “киселём”, потому что упал в обморок. Он прав? Или так говорить о себе не стоит? Почему?
  4. Какие качества Саши тебе симпатичны? Есть ли среди них такие, которые есть у тебя? Или, может, чему-то стоит у него поучиться?
  5. Как ты думаешь, почему Людмила Петровна ставит несправедливые оценки?
  6. Алиса заявила директору, что в школе нет возможностей проявить себя. А как с этим обстоят дела в твоей школе?
  7. “Надо уметь прощать себя и других – это важнее математики и естествознания,” – говорит дядя Миша. Согласен ли ты с ним? Почему?

Дурова Н. Арена. Повесть. – Татарское книжное издательство, 1969 г., 14+.
В книге автор в увлекательной форме раскрывает историю взросления юной гимнастки Надежды в сообществе работников цирка, где подлость и двуличие встречаются со смелостью, честностью и верностью. “Зорко одно лишь сердце” – эти слова хорошо описывают жизнь главной героини.
Автор показывает сложную закулисную жизнь артистов цирка, благодаря чему читатель ещё больше ценит тот невероятный праздник силы, радости, доброты и света, который артисты дарят зрителям.

Книга учит честности, смелости, искренности, заботе об окружающих, уважению к труду и товариществу.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как можно описать отношение артистов цирка к животным? Назови 3-5 характеристик.
  2. Что придаёт силы на арене? Откуда они берутся?
  3. Какие качества необходимы артисту цирка?
  4. В чём основные сложности этой профессии? А в чём её интерес?
  5. Стоит ли чему-то поучиться у главной героини? Чему именно?

Мультфильмы / Фильмы

Мультфильм «Крошка Енот», 1974 год, короткометражка, 9 минут, режиссёр Олег Чуркин, 0+
Красочный, поучительный советский мультфильм повествует об одном дне из жизни Крошки Енота — о дне его рождения. Чтобы доказать себе, что он уже совсем взрослый, малыш отправляется к пруду за сладкой осокой. Но там его ждёт серьёзное испытание: в отражении пруда ему видится какое-то чудище. В страхе Крошка Енот прибегает к маме и получает волшебный совет: «А ты ему улыбнись!»
Мультфильм показывает, как благодаря улыбке мы легко можем находить друзей, и учит, что добрые дела начинаются с улыбки. Также он напоминает, что большинство наших страхов могут быть просто выдуманными.

Вопросы для обсуждения:
– Говорят: «У страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? Как она проявляется в мультфильме?
– Какие чувства вызывает у вас песня про улыбку из мультфильма? Какие строчки понравились больше всего?
– Чему учит нас пример Крошки Енота? А чему — его мамы?

Мультфильм «Приключения кота Леопольда», 11 серий, 1975–1987 годы, мультфильм, детский, 63 минуты, режиссёр Анатолий Резников, 0+
Добрый советский мультсериал о миролюбивом коте Леопольде и двух вредных мышах, которые при любой возможности стараются досадить коту. Но неизменно в ответ на шалости Леопольд говорит свои знаменитые слова: «Ребята, давайте жить дружно!»
Мультфильм учит отзывчивости, развивает милосердие и умение радоваться мелочам, а жизненные невзгоды воспринимать как временные трудности.

Вопросы для обсуждения:
– Давайте вспомним слова из песни кота Леопольда, которая начинается со слов «Дождик босиком по земле прошёл…». О чём для вас эта песня? Какие чувства она вызывает?
– Какие качества помогают Леопольду сохранять доброту и радость в сердце, несмотря на жизненные трудности? Как их можно развить в себе?
– Как вы думаете, почему мыши такие шалуны? Что может помочь им направить свои силы на что-то хорошее?

Мультфильм «Возвращение блудного попугая», 1984–2006 годы, сказка, 6 серий продолжительностью от 9 до 26 минут, режиссёры Валентин Караваев, Александр Давыдов, 0+
Примечание: присутствует сцена курения.
Мультсериал рассказывает о приключениях хитрого и артистичного попугая Кеши. Кеша живёт в квартире школьника Вовки, но из-за своего вспыльчивого характера периодически сбегает, попадает в неприятности и, в конце концов, осознаёт, что его настоящий дом — рядом с Вовкой. Мультфильм наполнен яркими красками, юмором и большим воспитательным потенциалом.
Сериал учит ответственности за свои решения и поступки, а также важности любить и ценить близких, которые проявляют заботу и понимание.

Вопросы для обсуждения:
– Какие качества присущи Кеше?
– Прав ли Кеша, уходя из дома после каждого конфликта? Почему?
– Нарушает ли Кеша личные границы Вовки? В каких ситуациях? Как реагирует Вовка?
– Почему Вовка всегда прощает друга?
– Чему нас учит мультсериал?

Киноурок «Пять дней», 12 минут, режиссёр Елена Дубровская, 0+
Ссылка на видео
Переехав в новый город Красногорск, Максим думал, что будет жить спокойно и тихо, никому не мешая. Однако случайная встреча с Машей изменила всё. Максим не ожидал, что один человек может сделать так много и что дружба и помощь другим имеют огромное значение. За 5 дней его жизнь меняется: он находит новых друзей, участвует в жизни города и помогает людям.
Киноурок учит отзывчивости, доброте, бескорыстности и смелости быть собой.

Вопросы для обсуждения:
– Сравнивали ли вы себя с героями фильма? С кем именно? Почему?
– Почему Маша сразу уверена в Максиме?
– Догадывалась ли Маша, какое влияние она оказала на Максима и его отношение к миру?

Киноурок «Хорошие песни», 15 минут, режиссёр Елена Дубровская, 0+
Ссылка на фильм

Волею судьбы соседкой мамы и шестилетнего сына в электричке становится старушка Галина Фёдоровна, которая возвращается с дачи. Любое её высказывание – это критика: молодёжи, интерьера вагона, управляющего дачным кооперативом. Мальчик с удивлением наблюдает за такой ворчуньей. С первых минут легко заметить, что малыш очень воспитан и добр сердцем. Когда ему попался счастливый билет, главным желанием стало, чтобы всем остальным тоже достались счастливые билеты.

На каждое любознательное или доброе высказывание ребёнка старушка реагировала недоверчиво:
– Ох ты, «спасибо» говорит… Молодец! А то ведь от нынешней-то молодёжи не дождёшься.

Галину Фёдоровну услышали молодые ребята – соседи по вагону. И вдруг! Все они встали и запели, как настоящий русский хор, на разные голоса. Лица пассажиров озарились улыбками, некоторые задумались, а Галина Фёдоровна тихонько загрустила. Прозвучали мудрые песни: «Есть только миг», «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра». Каждый зарядился добротой и хорошим настроением, а Галина Фёдоровна в конце концов разулыбалась и угостила соседей пирожками.

Киноурок учит уважительно относиться к каждому, даже если он ворчун, воспитывает великодушие, умение быть смелым и не бояться проявлять доброту своего сердца.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чему нас учит этот киноурок?
  2. Мальчик неординарно думает, свободно высказывает свои мысли и не боится проявлять доброту. Как вы думаете, судя по такому поведению ребёнка, какими качествами обладает его мама?
  3. Почему, на ваш взгляд, сердце Галины Фёдоровны стало черствым? Легко ли ей было изменить своё отношение к окружающим?
  4. Ребята (хор) в вагоне проявили себя с самой доброй и красивой стороны и получили в ответ добро от окружающих. В чём, по вашему мнению, заключается ответственность каждого человека в общении с другими?
  5. Чему учат песни, прозвучавшие в киноуроке? Какие чувства они передают?
  6. Какие другие мудрые песни вы знаете? Составьте их список.

Кинофильм «Приключения Электроника», 1979 год, фантастика, детский, приключения, комедия, семейный.
3 серии по 64 минуты, режиссёр Константин Бромберг, 0+

Фильм о приключениях мальчика-робота, страстно желающего стать человеком, стал одним из самых популярных детских художественных фильмов в истории советского кинематографа. Динамизм, яркость, музыкальность, а также прекрасный актёрский ансамбль детей и взрослых сделали ленту культовой.

При просмотре мы погружаемся в мир приключений, фантастических событий, юмора и искромётной игры актёров. Песни, звучащие в фильме, остаются современными даже в наши дни.

Фильм воспитывает готовность к активной творческой и социальной деятельности, развивает умение работать в команде, формирует пример дружбы и успешной коллективной работы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы понимаете заявление Электроника профессору Громову: «Я хочу стать человеком»? Почему Электроник хотел стать человеком? Зачем он перед каждым поступком спрашивал у Сергея: «А это будет по-человечески?»
  2. Как Электроник стал человеком? Какие качества у него отсутствовали в начале фильма, а какие он приобрёл? Разберите эпизод игры в хоккей, когда профессор Громов наконец находит Электроника. Чему научился Электроник?
  3. Какие собственные негативные черты удалось преодолеть Сыроежкину благодаря Электронику, одноклассникам и взрослым? Можно ли сказать, что Сергей тоже стал человеком?
  4. Как в фильме добро побеждает зло? Какие образы и эпизоды вам понравились?

К/ф «Я – медведь», 2024, семейный, комедия, 97 минут, режиссёр Кирилл Кемниц, 6+
Картина повествует о жизни семьи Ковалёвых, оказавшейся в трудной ситуации. Из-за серьёзной травмы папе Саше приходится оставить пост капитана местной хоккейной команды. Мама Ира бесконечно устала от общей ответственности за семью. Старшая дочь Лиза проживает переходный возраст, а у младшего сына Жени вовсе нет друзей. Однажды, волею судьбы, Женя находит маленького медвежонка, и с этого момента в семье Ковалёвых начинаются настоящие приключения.

Фильм прививает добрые семейные ценности, воспитывает уважение и любовь к братьям нашим меньшим, ярко иллюстрирует примеры отваги, нестандартного мышления и милосердия.

Вопросы для обсуждения:
– Почему Женя принёс мишку домой?
– Как мишка повлиял на атмосферу в семье?
– Как важно относиться к животным? (Бережно). Что значит проявлять бережность? Нужно ли узнать больше о питомце (его породе, повадках, особенностях организма), который попал к нам на попечение? Почему?
– В какие моменты к медвежонку относились небережно? Кто?
– Кто первым почувствовал, что всё, что происходит вокруг медвежонка, может ему навредить?
– Почему второй капитан команды совершал злые дела? Часто ли бывает так, что у человека доброе сердце, но товарищи могут подтолкнуть его к проказам и нарушениям? Видел/а ли ты примеры таких ситуаций?
– Чему нас учит этот фильм?

К/ф «Девчата», 1961, мелодрама, комедия, 92 минуты, режиссёр Юрий Чулюкин, 12+
Художественный фильм рассказывает о непростых буднях молодых людей — девушек и юношей, приехавших трудиться на лесоповал в глухую тайгу. Труд оказывается не только тяжёлой обязанностью, но и даёт радость и успех. Он становится мерилом человечности в коллективе и межличностных отношениях, а отдых — заслуженным, приносящим радость и влюблённость.

Фильм учит трудолюбию, уважению к товарищам, честности и ответственности, а также вере в то, что самые светлые мечты сбываются.

Вопросы для обсуждения:
– Какие качества главной героини кажутся вам наиболее привлекательными? Как эти качества помогают ей на жизненном пути?
– Как вы думаете, если бы у фильма было продолжение, то каким бы оно было? Продолжила ли бы главная героиня работать или перестала бы трудиться?
– В суровых условиях тайги трудиться тяжелее, чем в комфорте? Возможно, в удобных условиях герои стали бы другими людьми и не работали бы так усердно?

Кинофильм «Пальма», 2020, приключения, семейный, 110 минут, режиссёр Александр Домогаров мл., 6+
В центре этой трогательной истории оказывается овчарка по кличке Пальма. Она вынужденно расстаётся со своим хозяином, который улетает за границу и оставляет собаку на взлётно-посадочной полосе. Пальма — умная и верная собака. Она остаётся в аэропорту, вновь и вновь встречая прилетающие самолёты в надежде, что в одном из них вернётся её хозяин. Но время идёт, а он так и не появляется.

Другим героем истории является девятилетний мальчик Коля. Недавно он потерял маму и приехал к отцу, пилоту самолётов. Мальчик знакомится с Пальмой, и они становятся настоящими друзьями, помогая друг другу пережить потерю близкого человека.

Фильм учит дружбе и преданности, даёт пример доброты, милосердия и бережного отношения к братьям нашим меньшим.

Вопросы для обсуждения с детьми:
– Какие качества проявляли люди, которые заботились о Пальме?
– Что помогло папе найти общий язык с Колей?
– Какие чувства остались после просмотра фильма?
– Чему нас учит этот фильм?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта. 

276 просмотров