Каждый из нас является частью общества, и наш вклад — это то, что помогает ему развиваться и справляться с вызовами. Единство, взаимопомощь и готовность поддерживать друг друга не только делают общество сильнее, но и приносят пользу каждому человеку. Осознание значимости своего вклада помогает детям понять, что они могут быть полезны другим, и формирует у них чувство ответственности и уважения к окружающим.
Чтобы помочь ребёнку осознать важность своего вклада, начните с примеров, где коллективные усилия привели к положительным результатам. Это могут быть истории из вашей жизни о том, как совместные усилия помогли создать нечто удивительное и прекрасное или справиться с трудной задачей. Такие примеры помогут ребёнку увидеть, что сотрудничество и помощь другим — это реальные действия, которые делают общество сильнее.
Поговорите с ребёнком о том, как важны такие ценности, как единство, взаимопомощь и поддержка. Объясните, что каждый человек вносит что-то своё в общее дело, и даже маленькие усилия могут существенно помочь другим. Покажите, что в обществе люди помогают друг другу, чтобы справляться с трудностями и создавать благоприятные условия для жизни всех. Эти разговоры помогут ребёнку понять, что он может быть полезным не только для себя или своей семьи, но и для других людей.
Вопросы для обсуждения с детьми разного возраста:
Младшие школьники (1–4 класс):
- В какой момент ты понимаешь, что тебе хотелось бы получить помощь от семьи, друзей, учителей?
- Как ты думаешь, почему людям важно помогать друг другу?
- Что помогает людям успешно работать в команде, находить общий язык?
Средние школьники (5–8 класс):
- Вспомни случай, когда кто-то помог тебе в школе или на улице. Как ты себя почувствовал? Как бы ты хотел ответить этому человеку?
- Что, на твой взгляд, мешает людям оказывать поддержку друг другу?
- Почему важно учиться работать вместе, даже с теми, с кем у тебя могут быть разногласия? Как это помогает в жизни?
Старшие школьники (9–11 класс):
- Как ты представляешь свою роль в обществе? Что тебе хотелось бы сделать для благополучия окружающих?
- Что, на твой взгляд, помогает людям действовать сообща и поддерживать друг друга в сложных ситуациях?
- Как ты думаешь, какие современные вызовы (стресс, нехватка времени, социальные проблемы) мешают сплочённости? Как мы можем их преодолевать вместе?
Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.
Мультфильмы / Фильмы:
Кинофильм «Возвращение домой»,
2015 год, короткометражка, военный, 4 минуты, 6+
9 мая 1945 года. Герой возвращается домой. Из окна ему машет любимая, он бежит по лестнице к ней. Война позади, впереди мирное время. Движение по лестнице вверх наполнено событиями и воспоминаниями. Преодолевая этаж за этажом, человек минует важные вехи мирной жизни. В дверь звонит уже дедушка, которого встречает его взрослая внучка с ребёнком на руках. Так, совершенно наглядно и просто, показаны вся мощь и весь смысл подвига русского солдата, проявленного во времена Великой Отечественной войны.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты понимаешь слово «наследие»? Что оно обозначает?
- Как можно беречь наследие?
- Чему нас учит этот фильм?
- Какие чувства остались после просмотра?
Анимационный сериал «Как я изменил мир»,
2022 год, 4 серии, продолжительностью около 7 минут каждая, 6+
Анимационный проект, в котором зритель познакомится со вкладом 4-х отечественных ученых в мировую науку. 4 коротких анимационных ролика повествуют о развитии и достижениях великих российских ученых: о математике Софье Ковалевской, основоположнике гидро- и аэродинамики Николае Жуковском, изобретателе беспроводного телеграфа Александре Попове, первом российском лауреате Нобелевской премии по физиологии и медицине Иване Павлове.
Вопросы для обсуждения:
- Какое из открытий тебя удивило и поразило более всего?
- Какие качества помогли ученым достичь успеха в своем деле?
- Каждый из ученых внес неоценимый вклад в развитие страны и мира в целом. Давайте представим, что какое-то из открытий не было совершено. Как сейчас выглядел бы современный мир? Давайте порассуждаем на эту тему.
Киноурок «Воин света»,
16 минут, режиссер Елена Дубровская, 0+
Кто такой «воин света»? Не на словах, а на деле показывает пример юный Степан для своих соседей по палате. Расстроенного и плачущего маленького Ренатика Степа увлекает в разговор и успокаивает, а вредному Кириллу не спускает с рук то, что тот намусорил.
Киноурок учит брать ответственность за свои поступки, не бояться отвечать за содеянное, показывает пример доброты и личностного роста.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты понимаешь выражение «воин света»? Легко ли проходить испытания воина света, которые Степан предложил Ренатику? В чем сложность? В чем простота?
- Как ты думаешь, какие ещё испытания может проходить воин света?
- Какой урок прошёл Кирилл? Легко ли ему было пройти этот урок?
Мультфильм «Оставь свой след»,
2016 год, драма, семейный, притча, 5 минут, 6+
Мультфильм повествует о семье песцов, их семейной утрате и сохранении памяти об ушедшем.
Семья песцов встречается с необходимостью принять тот факт, что кто-то покинет их стаю навсегда. Взрослые и дети начинают замечать, что один из членов семьи становится совсем прозрачным и вскоре вовсе перестаёт быть видимым. Неужели его следы затерялись в мире, а сам он исчез навсегда? Или всё-таки нет?
Вопросы для обсуждения:
- Как ты понимаешь слово «наследие»? Что оно обозначает?
- Как можно беречь наследие?
- Чему нас учит этот мультфильм?
- Каждый вносит свой вклад в жизнь общества: своими поступками, мыслями, словами. Как ты думаешь, какой вклад вносишь ты? Как будет выглядеть твой след?
Кинофильм «Урок экологии»,
2019 год, короткометражка, производство «Дядя Ваня Фильм», 19 минут, режиссер Иван Соснин, 0+
Короткометражка о биологии и примере учителя для учеников и коллег.
Сюжет повествует о быте школы в небольшом городке, куда приехал Иван Борисович — молодой подменный учитель биологии. Он не просто преподает детям биологию в рамках школьной программы, а также пытается привить всем окружающим правильные экологические привычки, приучая учеников и их учителей к бережному отношению к природе: сортировать мусор, не пить из пластиковых стаканчиков, что сильно раздражает других. В это время городские власти начинают строительство будущего торгового центра в парке, примыкающем к школе, где проводились открытые уроки биологии. Иван Борисович развернул активную деятельность против этого строительства, в итоге все школьники и учителя его поддержали и вместе отстояли парк.
Фильм учит, что изменения нужно начинать с себя, подавая пример окружающим; воспитывает бережное отношение к природе и уважение к труду учителя.
Вопросы для обсуждения:
- Как личный пример влияет на окружающих? В чем его сила?
- Почему ребята в конце фильма подарили преподавателю плакат? Какими делами и словами он заслужил уважение?
- Коллеги-учителя признали свои ошибки и встали на сторону Ивана Борисовича. Какие качества помогли им в этом?
Кинофильм «Тимур и его команда»,
1976 год, приключения, семейный, 128 минут, режиссеры Сергей Линков, Александр Бланк, 12+
Советский художественный фильм — экранизация знаменитого одноименного романа Аркадия Гайдара. В фильме рассказывается увлекательная история, произошедшая незадолго до начала Великой Отечественной войны, в 1939 году. В одном дачном поселке Тимур и его команда, «секретная организация», помогают пожилым людям и семьям военных. Однажды о них узнает девочка Женя и присоединяется к ребятам, несмотря на запрет старшей сестры. В это же время в поселке появляется банда хулиганов под началом Мишки Квакина, грабившая сады. Тимур и его соратники решают пресечь хулиганство и берутся за дело.
Вопросы для обсуждения:
- Какие качества помогали Тимуровцам в их деятельности?
- Напишите сочинение на тему «Настоящий товарищ».
- Как вы понимаете фразу: «Где есть команда, должен быть и командир»?
Киноурок «Пять дней»,
12 минут, режиссер Елена Дубровская, 0+
Переехав в новый город, Красногорск, Максим думал, что заживет спокойно и тихо, никто ему не будет мешать, и он никого не будет трогать, но случайная встреча с Машей изменила всё. Он и подумать не мог, что один человек может сделать столько в этой жизни и от него может многое зависеть! Что дружба и помощь другим так важны в этой жизни. За 5 дней полностью меняется жизнь Максима, он находит новых друзей, участвует в жизни города и помогает людям.
Киноурок учит отзывчивости, показывает пример доброты, бескорыстия, смелости быть собой.
Вопросы для обсуждения:
- Сравнивал ли ты себя с героями этого фильма? С кем именно? Почему?
- Почему Маша уверена в Максиме с первых минут знакомства?
- Догадывается ли Маша, какое влияние оказала на Максима и его отношение к миру?
Кинофильм «Укрощение огня»
1972 год, художественный фильм, 166 минут, режиссер Даниил Храбровицкий, 12+
Красочная советская картина о зарождении, становлении и развитии космонавтики. Во главе внимания — судьба Андрея Башкирцева, главного конструктора, посвятившего себя целиком осуществлению заветной мечты — освоению космоса.
Фильм учит оставаться преданным своим целям и мечтам, быть верным соратником своим единомышленникам, а также в любой ситуации поддерживать родных людей, не бояться мечтать о великом и прилагать усилия и старания для воплощения желаемого.
Вопросы для обсуждения:
- Какие качества помогали Башкирцеву преодолевать препятствия?
- Возможно ли достигать великих целей в одиночку?
- Что в картине вам понравилось больше всего?
Кинофильм «Добровольцы»
1958 год, военный фильм, героическая драма, экранизация, 91 минута, режиссер Юрий Егоров, 12+
«Добровольцы» — это кинорассказ о судьбе поколения, участвовавшего в строительстве первой очереди Московского метрополитена, а позже сражавшегося против фашистов в Испании и на Великой Отечественной войне. Это повествование о поколении, на чью долю выпала война и послевоенное восстановление страны, о людях, чей пример и по сей день может вдохновлять силой духа, мужеством, трудолюбием и неугасающей надеждой.
Вопросы для обсуждения с детьми:
- Почему фильм называется «Добровольцы»? Что стоит за этим названием? Знаете ли вы стихи поэта Евгения Долматовского?
- Какие великие всесоюзные стройки того времени вы знаете? Какие из них происходили в вашем крае (городе, области)?
- Кого из героев фильма вы запомнили? Попробуйте коротко рассказать историю его (её) жизни. Какую роль в их жизни играл комсомол?
- Понравились ли вам песни из этого фильма? Уточните, кто был композитором и автором песен. Расспросите своих бабушек и дедушек об этом фильме и об этих песнях (какие воспоминания связаны у них с этими песнями).
- Посмотрите финал фильма. Где это снято, как вы думаете? Почему именно там?
Книги
Я — гражданин России
Житков Б.С. Что бывало: Рассказы. — М.: Издательство Оникс, 2006. — 160 с., 6+
Сборник рассказов классика советской детской литературы Бориса Житкова включает в себя два рассказа, напрямую посвященных теме взаимопомощи и взаимной поддержки. В рассказе “Обвал” главный герой — доктор, встречается с трудностями и преодолевает их при помощи товарищей и техники, а затем спасает девочку, к которой спешил на помощь. В рассказе “На льдине” рыбакам приходит помощь и спасение от товарищей на барже. А в рассказе “Наводнение” капитан баржи сумел помочь людям, попавшим в наводнение, в то же время его семье тоже помогли, но уже другие люди. Такой вот круговорот добра в мире людей!
Вопросы для обсуждения:
- Как повел себя сын рыбака Володя, когда льдина оторвалась от берега, и люди стали сильно переживать?
- Что тебя больше всего впечатлило в рассказе “Обвал”?
- Как ты думаешь, капитану трудно было помогать людям в наводнении? О чём он в этот момент думал?
- Автор пишет, что в какой-то момент капитан забыл про жену и про сына. Так ли это? Или он на самом деле про них не забывал ни на минуту?
Олейников А. Скажи мне “Здравствуй!” — Москва: Самокат, 2016. — 60 с., 10+
Рассказ в книге ведется о дружной семье народов, некогда составлявших одну страну и ныне сохраняющих крепкие дружеские и родственные связи, а связи эти поддерживаются через знание языка, обычаев, традиций, национальной кухни, взаимное уважение и поддержку людей. Таджики и молдаване, украинцы и белорусы, азербайджанцы, чеченцы, якуты, грузины, армяне, татары объединены в книге общей историей и целями будущего, все они хотят жить в мире, уважении и дружбе.
Главный герой путешествует по городу вместе со своей тетей и открывает множество дверей, здороваясь с людьми на их родных языках. Прекрасные иллюстрации добавляют интерес читателю книги.
Книга учит уважению родной и чужой культуры, взаимопониманию между людьми и народами, между странами.
Вопросы для обсуждения:
- В чем секрет тети Гели? Почему ей улыбаются люди и открываются все нужные ей двери?
- Что показалось тебе самым интересным из народных обычаев, традиций, описанных в книге?
- Оказывается, что у каждого народа есть свои национальные герои. Кого из них ты запомнил?
- Книга говорит о мигрантах и беженцах, как ты понимаешь, в чем между ними разница?
- Что объединяет все народы, о которых рассказывается в книге?
Яковлев Ю. Капитан Джек. — М.: ЭНАС-КНИГА, 2015. — 128 с., 12+
Увлекательная история о капитане Джеке, суровом на первый взгляд мальчишке, который вразвалочку ходит в тельняшке, носит большую фуражку и сыпет трудными терминами из языка моряков, капитанов, матросов. Только это на первый взгляд суровый капитан Джек, а на самом деле это замечательная, смелая, добрая и умная девочка Женя, которая хочет стать ещё смелее, сильнее и отправиться в море на настоящем корабле. Приключения с командой ребят, у которых такие разные характеры, со шхуной “Верность”, встреча с бродягой, опасное морское приключение и многое другое — всё это учит капитана Джека понимать жизнь взрослых, самого себя и быть верным своей мечте.
Вопросы для обсуждения:
- Бродяга говорит, что он однажды совершил ошибку, вернулся исправлять, а его место жизни занято. Как ты думаешь, может быть чье-то место жизни занято другим, или у каждого своё?
- Нормальные люди в глаза смотрят, говорит дядя Митя, согласен с ним? Замечал такое? А почему не в рот, а в глаза человеку стоит смотреть?
- Что помогло Жене пережить трудности, с которыми она столкнулась, и встать у руля, командовать ребятами? Какие черты характера?
- Бродяга говорит, что драться — дело нехитрое, труднее научиться побеждать. Согласен с ним? Можешь привести пример из собственной жизни?
Дашевская Н. Тео-театральный капитан. — М.: Самокат, 2019. — 112 с., 10+
Увлекательная, прекрасно иллюстрированная книга, которая может быть не только интересна содержанием, но и предполагает продолжение в игровой форме. В книге содержатся бумажные макеты музыкальных инструментов, музыкантов, и возможно устроить целое театральное представление благодаря такому формату издания.
В книге рассказывается о мышиной семье, в которой главный герой — Тео, попадает в близкие к реальной жизни ситуации и с успехом находит выход из непростых положений. А живет эта мышиная семья в театре, где становится известно и о музыкальной партитуре, и об инструментах, и о спектаклях. Читатель сможет получить огромный багаж знаний о мире музыки, творчества и театра в легкой и доступной форме. Стоит заметить, что семья мышиная дружная, всегда они приходят друг другу на помощь, и это увлекает не меньше, чем содержание театральной жизни.
Книга учит дружить, быть открытым, любознательным, находчивым, ценить семью и взаимную поддержку.
Вопросы для обсуждения:
- Как ты думаешь, дедушку главного героя случайно звали Магеллан, или нет? Как ты думаешь?
- Как повели себя мыши, когда на них была объявлена охота? Поддерживали друг друга? А почему, как ты думаешь?
- Какие качества проявил Тео, когда его брат Том попал в ловушку?
- Как тебе кажется, получится ли у Тео играть на флейте? А стать капитаном? Почему ты так думаешь?
Солоухин В. Закон набата. В кн.: Спешите делать добрые дела: рассказы. — М.: Дет.лит., 2012. — 349 с., с. 335-348, 12+
Прекрасный сборник содержательных рассказов наиболее известных советских писателей для детей среднего школьного возраста. Рассказ “Закон набата” В. Солоухина погружает читателя в атмосферу российской сельской глубинки, где в критический момент пожара невозможно оставаться равнодушным, быть в стороне и не поддержать другого. К доброму делу — спасению от пожара подключаются не только взрослые, но и дети.
Книга учит уважению и поддержке, взаимопомощи, показывает ценность общего дела и крепкую связь между людьми.
Вопросы для обсуждения:
- Какие названия сёл в рассказе тебе узнаваемы, близки, понятны?
- Почему закон набата обязателен для всех?
- Главный герой говорит, что звук колокола и тревожит, и пугает, и воодушевляет. В чем это проявляется? Как ты понимаешь эти чувства?
Наше Отечество: Рассказы и повести. — М.: Дрофа-Плюс, 2008. — 816 с., 16+
Книга содержит рассказы и повести авторитетных русских и советских писателей, посвященных истории государства и ключевым событиям в становлении государственности в России. Среди авторов: А. Торопцев, Л. Асанов, О. Тихомиров, В. Ян, С. Алексеев, Н. Коняев, А. Дорофеев и др. Кроме того, содержатся фрагменты русских былин, легенд и сказаний. Содержание книги делает её полезной в образовательном и воспитательном процессе по различным дисциплинам: история, обществознание, правоведение, литература, родной язык и др.
Вопросы для обсуждения:
- Что тебя поразило в рассказе “Поездка за потешками”?
- Один из рассказов о Кутузове называется “Новые порядки”. Он завел как минимум два новых правила, одно для солдат, другое для офицеров. С какой целью, как ты считаешь?
- Матрос Гусев совершил подвиг в ходе военных действий. Как ты думаешь, какое качество Гусева привело к его победе?
- Рассказ о встрече с лейтенантом. Как ты понимаешь, почему для героя важен символ преданного друга?
С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.