В условиях современного информационного общества важно научить детей ориентироваться в потоке данных, а также понимать значение исторических событий и ценить память предков. Крупное информационное агентство ТАСС, отмечающее 120-летие, и Национальный центр исторической памяти при Президенте России совместно работают над проектами, которые помогают сохранять и передавать знания о ключевых моментах истории, таких как начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года.

Основная цель занятия — развитие критического мышления и умения оценивать информацию, формирование уважения к истории и значимым событиям прошлого.

Поговорите с ребёнком о значимых исторических событиях и о том, как важно критически оценивать информацию, поступающую из социальных сетей и интернета. Обсудите, какие источники могут быть надёжными и почему нужно доверять только проверенным источникам. Научите детей проверять факты и не верить всему, что они видят в новостях и социальных сетях.

Вопросы, которые можно обсудить с детьми, в зависимости от возраста:

Младшие школьники:

  • Как ты думаешь, почему важно помнить о событиях прошлого?
  • Что ты знаешь о своих прадедушках и прабабушках?
  • Почему не всему, что написано в интернете, можно верить?

Средние школьники:

  • Почему, по-твоему, важно сохранять память о предках?
  • Как ты считаешь, сильно ли влияют новости на жизнь современных людей? Почему важно доверять только проверенным источникам?
  • Какие события прошлого тебе кажутся особенно важными и почему?

Старшие школьники:

  • Как история влияет на тебя лично и на твоё восприятие мира?
  • Как ты понимаешь, что полученная тобой информация является достоверной и ей можно доверять?
  • Почему критическая оценка информации важна для твоего будущего?

Предлагаем вам тематическую подборку мультфильмов, фильмов и книг для детей разных возрастов.

Книги 

Для дошкольного и младшего школьного возраста 

Зощенко М.М. Лелька и Минька. Москва. Энас-Книга. Серия “Друзья-товарищи”. – 2023. – 72с. 

Хорошо известная многим поколениям история приключений и забавных ситуаций, в которых оказываются Лелька и Минька может увлечь и современных девчонок и мальчишек. Ведь также, как и герои Зощенко, современные ребята любят сладкое, ждут новогоднего чуда под елкой, соревнуются за любовь и внимание взрослых, готовы отправиться в путешествие в поисках приключений. 

Несмотря на прошедшие десятилетия со времен создания книги, она может стать источником увлекательной и содержательной беседы с ребятами об общих правилах поведения, гостеприимства, отношения к старшим и тем самым способствовать формированию уважительного отношения в сообществе, семье, между самими ребятами.

А юмор, с которым автор рассказывает свои истории станет своеобразной дорогой теплого и заботливого отношения к тем, кто пока не сумел последовать хорошим манерам и достойно себя вести. 

Вопросы для обсуждения:

  • Кто из героев тебе нравиться больше всего? А почему? Что в нем такого особенного? 
  • Как ты думаешь, бабушка любит только Митьку, которому дала новенькие монеты или она любит Лелю тоже? 
  • Расскажи свою историю, в которой ты поступил хорошо, не как иногда поступает Леля.
  • Что бы ты посоветовал сделать Миньке, когда тот проснулся и увидел что губы у него испачканы вареньем? 
  • Как ты думаешь, Леля и Минька будут дружить когда станут взрослыми? 

Лукьянова И. Книга нашего детства. – М.: РОСМЭН, 2019. – 60с.

Книга имеет по сути двух авторов, потому что помимо текста огромную роль в ней играют иллюстрации, сделанные художницей Соней Уткиной. В легкой и доступной форме юные читатели смогут узнать как проводили детские годы ребята нашей страны в конце ХХ века. В эпоху, когда не существовало гаджетов сверстники играли, собирали коллекции чего угодно, гуляли во дворе, писали песенники и дневники, создавали анкеты для друзей и много чего еще делали.  Знакомство с книгой лучше проводить через семейное чтение, и будет возможность родителям дополнить истории книги собственными воспоминнаиями. Так книга станет не просто информацией о чем-то то, но лично значимой, теплой, семейной историей, объединяющей разные поколения. 

Вопросы для обсуждения:

  • О какой игре ты узнал впервые из книги? А хотел бы в нее поиграть со своими товарищами? 
  • Есть ли у тебя что-то типа песенника, личного дневника, какие были у ребят в книге? А в какой этой форме? Может быть будет интересно попробовать написать и оформить его вживую, вручную не в гаджетах? 
  • Может быть у тебя, как и у герое книги есть какая-то коллекция? Или ты можешь начать ее собирать. Подумай об этом.
  • Представь, что ты играешь с ребятами в “вышибалы”. Хватит у тебя смелости и ловкости поймать “свечку”? 

Для младшего и среднего школьного возраста

Степаненко Е., Суслова Е. Не хочу учиться! История школ в России. – М., “Пешком в историю”, – 2016. – 76с. 

Интересная и увлекательная история о том, как и чему учились в школах нашей страны. В жизни каждого ученика однажды наступает момент, когда он говорит “Не хочу учиться”, а благодаря книге читатель обнаруживает, что он не уникален в таком своем желании. Так говорили и раньше и многие до него. Только вот какая у них была учеба? И как были устроены школы, лицеи, гимназии, пансионы? Когда посмотришь на расписание дня лицеиста 200 летней давности, то расписание дня современного ученика не покажется таким уж тяжелым и сложным. И одновременно можно увидеть, что ребята и тогда, как и сейчас, занимались гимнастикой (физической культурой), арифметикой (математикой), иностранными языками, изучали культуру и этикет, правила поведения и многое другое. 

Отдельный интерес вызывает формат книги – она выполнена в жанре комикса, содержат различные задания, цитаты, интересные факты.

Вопросы для обсуждения:

  • Надеемся, что ты успешно решил задачку по арифметике, где речь идет о бочке кваса. А что ты можешь сказать про содержание задачи? Похожа ли она на те, что ты решаешь в современной школе? А чем отличается? 
  • Представь себя на месте лицеиста в то время, когда там учился Александр Сергеевич Пушкин. Во что бы ты ему предложил сыграть? 
  • Посмотрим на историю женских гимназий. Есть что-то, чему учили там и чему стоило бы поучиться и сейчас? Может быть какое то рукоделие? или что-то еще? 
  • Давай назовем три черты, которые объединяют учеников всех времен и древних и нынешних. 

Мурашова Е., Майорова Н. Когда бабушка и дедушка были маленькими… – М.: Издательство “Поляндрия”, 2023. – 72с. 

История в книге – история семьи, в которой события повторяются, а люди воспринимают их совершенно иначе. То, что было обычным для старшего поколения, кажется невероятно интересным и увлекательным для ребят в наши дни. Но постепенно обнаруживается, что и бабушка, когда была маленькой, любила играть в куклы, и дедушка, который в детстве жил в коммунальной квартире,  любил играть с друзьями. Так становится ясно, что общего у разных поколений семьи гораздо больше, чем различающегося. А еще их объединяет любовь, забота и внимательность друг к другу. И пусть дворовые игры детей, масштабы квартир, утюги, велосипеды и телефоны изменились за годы жизни большой семьи, но главное остается. 

Интереснее всего эту книгу будет читать вместе со старшими членами семьи, в ней и для бабушек и дедушек есть задания – предложения рассказать о своем детстве, приключениях и событиях. 

Вопросы для обсуждения:

  • Когда дедушка рассказывал о своем детстве, проведенном в большой коммунальной квартире, то внук Петя ему позавидовал. Как ты думаешь, почему? Ведь у дедушки не было собственной комнаты и такого количества игрушек как у Пети. 
  • Посмотри на предметы, которые использовались в школе в середине ХХ века. Как ты думаешь, смог бы с ними справиться? А может быть какие-то из них хранятся у тебя дома? Попробуй их в деле, например, перьевую ручку. 
  • Ты знаешь теперь во что играли ребята раньше, а хотел бы ты в это поиграть со своими друзьями? Может стоит попробовать? 
  • Кажется Федя очень захотел таких летних уроков, какие были у его дедушки, так захотел, что они ему даже приснились! Подумай, а есть ли у тебя какие-то летние уроки, кроме школьных? 

Для среднего и старшего школьного возраста 

Серия книг Издательства “Арт-Волхонка” “Что придумал” 12+

Серия книг издательства “Арт-Волхонка” уже не первый год вызывает ажиотаж у читателей – крайне интересно узнать в доступной и наглядной форме о том, что придумали и сделали в жизни великие российские инженеры, архитекторы, ювелиры, поэты, писатели, промышленники, ученые и художники. В серии представлены книги о В.В.Маяковском, В.Шухове, А.Щусеве, К.Фаберже и других. Достижения великих людей, чьими открытиями пользуется весь мир, вызывают чувство гордости за Россию, уважение к своей истории. 

Вопросы для обсуждения:

  • Чему на твой взгляд, можно поучиться у героев этих книг? 
  • Как ты считаешь,  достижения героев серии “Что придумал” случайны или закономерны? Почему? 
  • Как герои книг относились к трудностям, которые встречались на их жизненном пути? 
  • Изменилось ли твое отношение к архитектуре, литературе, инженерным наукам, творчеству после прочтения этих книг? Если изменилось, то как именно? 

Серия книг “Живые машины Владимира Тамби”1, 2 Издательство “Арт-Волхонка” Репринтное издание 

Советский художник и автор Владимир Тамби в 20-30-е годы ХХ века совершил переворот в издании детских книг. В сериях вышли: “Воздухоплавание”, “Самолет”, “Гонки на воде”, “Автомобили”, “Книга аварий”, “Колесо”, “Подводные лодки”, “Маскировка”, “Танки”. Воодушевленный быстрым развитием науки и техники, появлением невиданных ранее возможностей летать, плавать под водой, передвигаться по земле с огромной скоростью, художник составил книги, в которых представил технические открытия как близких товарищей юного читателя. Иллюстрации, представленные в сериях книг, а всего вышло две серии и в каждой по шесть книг, восхищают своей точностью и красочностью. Книга может быть представлена как материал для работы по подготовке докладов, рефератов, интерактивных презентаций, сравнивающих замыслы инженеров и их мечты с тем, как в наши дни существует техника и на что она способна. 

Книги представляет собой источник для формирования глубоких знаний об истории и достижениях инженерной мысли, о надеждах и ожиданиях советских людей прошлого столетия и способны стать основой для формирования прочной интеллектуальной и эмоциональной связи с прошлым нашей страны. 

Вопросы для обсуждения:

  • Подумай, насколько совпали ожидания автора и реальное развитие техники?
  • “Воздушные работники”выполняют разные работы, а какие сегодня не виданные ранее работы и возможности появились у самолетов? 
  • Что тебя наиболее сильно удивило в книгах автора? 
  • Как ты думаешь, откуда инженеры и изобретатели берут свои идеи? Например,  история про маскировку? Или про колесо? 
  • Давай внимательно посмотрим на рисунки и прочитаем текст книг, есть что-то, о чем мечтал автор, но что еще не сбылось и современные инженеры только разрабатывают это? 

Ласкова Е.В. История нашей семьи. Книга, которую мы напишем вместе с бабушкой. ЭКСМ, 2016. – 112с.

Книга представляет собой прекрасно оформленный альбом, в котором может быть последовательно собрана семейная история. Отвечая на более чем 100 вопросов вместе с бабушкой, дедушкой, родителями, читатель как писатель увидит всю историю собственной семьи в деталях и красках. Этому поможет и присутствие в книге отдельных форм для фотографий, записок., телеграмм, других свидетельств времени, значимых событий семейной истории. Книга не только сконцентрирована на прошлом, в ней есть место для собственных размышлений читателя о принципах и правилах жизни, о тех, кто повлиял на него в наибольшей степени, о событиях, которые связывают его биографию с биографией страны. 

Увлекательная и содержательная история, разворачивающаяся в книге, написанной самими читателями учит их уважать семейную историю и традиции, раскрывает семейные ценности и делает их не архивным материалом, а действующими основами жизни. 

Вопросы для обсуждения:

  •  Это твой первый опыт н совместной книги? Какие впечатления? 
  • Будешь ли ты хранить эту книгу? Для кого? Будешь кому-то показывать? 
  • Что тебя впечатлило из биографии своих родных в наибольшей степени и что стало подлинным открытием? 

Фильмы / мультфильмы 

Младший школьный возраст

Мультсериал «Команда Познавалова», серия «Пожиратели мозга», с 2019, познавательный мультсериал, режиссер Андрей Игнатенко, 6+

https://rutube.ru/video/a987d151930c883d33255580986ed5c4/

Вместе с командой мы узнаем, как гаджеты влияют на развитие интеллекта и психики, что такое нейроны и какая опасность скрыта в коротких роликах. Присоединяйтесь! Познавалов и Ко приступает к расследованию!

Мультсериал призван сформировать у ребёнка ценность здорового образа жизни, ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие виды внимания существуют? В чем состоит опасность «шортсов», «рилс», «лайк» и «тик-ток»?
  • Что нового ты узнал/а из серии? А что уже было известно?
  • Какими качествами обладают герои мультика? С кого и в чем тебе хотелось бы взять пример?
  • Какие новые знания из этой серии ты готов/а применять в своей жизни?

Цикл анимационных фильмов «Как я изменил мир», серия «Александр Попов. Изобретатель беспроводного телеграфа», 6+

https://vk.com/video-9471321_456242780

«Как я изменил мир» – это анимационный проект, в котором зритель познакомится со вкладом 4-х отечественных ученых в мировую науку. Данная серия расскажет об изобретателе беспроводного телеграфа Александре Попове.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой факт из истории изобретения телеграфа удивил более всего? 
  • Какие качества помогли ученому достичь успеха в своем деле? А какие умения?
  • Представьте современный мир, в котором открытия, описанные в серии, по какой-то причине не были совершены. Какой бы была наша жизнь, окружающий мир, быт? Давайте порассуждаем на эту тему.

Цикл анимационных фильмов «История российской науки», серия «История радиоэлектроники», 6+

https://vk.com/video-9471321_456242756

«История российской науки» – это анимационный проект, в котором зритель познакомится со вкладом отечественных ученых в мировую науку. Данная серия иллюстрирует появление и развитие радиоэлектроники, благодаря которой современный мир обладает всеми видами электронной связи.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой факт из истории истории развития радиоэлектроники запомнился ярче других? 
  • Какие качества помогли ученым достичь успеха в своем деле? 
  • Представьте современный мир, в котором открытия, описанные в цикле, по какой-то причине не были совершены. Какой бы была наша жизнь, окружающий мир, быт? Давайте порассуждаем на эту тему.

Средний и старший школьный возраст

«Кибербезопасность для детей и взрослых», 12+ 

https://resh.edu.ru/page/cyber-project?ysclid=m0no5be2et295419337

Короткометражные художественные  ролики раскроют самые актуальные на сегодняшний день темы кибербезопасности. 

Проект развивает аналитическое и критическое мышление, значительно обогащает знаниями в области пользования Интернетом.
1. «На игре» – про группы смерти.
2. «Максимальный репост» – про распространение фейковых сообщений.
3. «Виртуальная реальность» – про знакомства в Интернете и персональные данные.
4. «Калькулятор» – про вовлечение подростков в наркоторговлю.
5. «Подарок» – про мошенничество с банковскими картами.
Вопросы для обсуждения:

  • Любая игра должна оставаться только игрой и приносить радость. В любой игре задай вопрос: что получаешь от игры ты, а что остальные? 
  • Какие вопросы нужно себе задать, чтобы проверить сообщение на достоверность?
  • Как обезопасить себя от обмана в соц. сетях? 
  • Какие есть законные способы заработать деньги в школьном возрасте?
  • Тебе звонят с незнакомого номера и представляются сотрудниками банка. Твои действия?

«Основы медиаграмотности | медиашколы РДШ», 12+

https://rutube.ru/video/fed7f35c576c1e5f2500c1743a63edd7/

В данном выпуске от Медиашколы РДШ спикер Сергей Марданов – директор по связям с вузами VK, зам. генерального директора СП «Цифровое образование» – поговорит об основах медиаграмотности: что такое медиаграмость, можно ли доверять медиа, как коммуницировать в мире медиа.
Вопросы для обсуждения:

  • Как отличить поддельную информацию от оригинала?
  • Что такое «цифровая гигиена»?
  • Что такое «цифровой этикет» и зачем он нужен?
  • Сделайте интересное домашнее задание, озвученное в конце видео.

Кинофильм «Надо мною солнце не садится», 2019 год, драма, комедия, 108 минут, режиссер Любовь Борисова, 12+

Невероятно сильный, глубокий фильм о переосмыслении жизненных целей и смыслов со стороны молодого героя Алтана и спокойном, наполненном мудростью и силой закате жизни старика Байбала. Алтан, приглашённый дядей поработать, оказывается на острове в море Лаптевых, на песцовой ферме, совершенно отрезанный от цивилизации. Его сосед, старик Байбал, обращается к Алтану с пугающей просьбой: в случае своей кончины он просит парня захоронить его рядом с любимой женой. Незаметно соседи начинают дружить, и дружба эта приносит каждому из них дни, полные смеха и радости, исполнений желаний и обретение мира на сердце.

Вопросы для обсуждения:

  • Какую главную мудрость передал Байбал Алтану?
  • Алтан на острове впервые использовал Интернет не для того, чтобы просто повеселиться и собрать лайки, а как инструмент достижения цели. Как вы считаете, он получил от съёмок на острове больше удовольствия, чем от съёмок в городе? Почему?
  • Байбал говорит, что все, что мы заберем с собой, покидая этот мир, – это «крохотные искорки воспоминаний и бережно хранимая в сердце любовь». О чем эта фраза для тебя?
  • Какое ощущение осталось после просмотра?
  • Как вы думаете, какое значение имеет Родина для Байбала? Почему для него так важно жить на острове и закончить дни своей жизни именно здесь? Давайте порассуждаем на эту тему.

Документальный 2-серийный фильм «Фотомгновения ТАСС. В кадре и за кадром», каждая серия по 39 минут, режиссёр Александр Сидоров, 16+

https://smotrim.ru/video/2855616

Фильм освещает историю становления и развития крупнейшего информационного агентства страны ТАСС. Его фоторепортеры фиксировали практически все знаковые события последнего столетия, произошедшие в России и мире. Более 43 млн. единиц контента насчитывает медиа-архив ТАСС! И за каждой фотографией стоит своя, подчас совершенно удивительная история.

Фильм обогащает историческую картину мира, прививает тягу к познанию и интерес к изучению истории и фотожурналистики.

Вопросы для обсуждения:

  • В чем состояла ценность фотохроники ТАСС в прошлом столетии? В чем она заключается в этом столетии?
  • Назовите имена знаковых фотокорреспондентов ТАСС. Как вы думаете, почему именно их имена вошли в историю?
  • Какие фотографии и истории запомнились вам ярче других? Почему?
  • Как вы думаете, в чем состояла миссия работы фотокорреспондентов ТАСС? 
  • В чем состоит ценность этого фильма?

Документальный фильм телеканала Россия-Культура «Книга», 44 минуты, режиссёр Михаил Трофимов, 16+

https://smotrim.ru/video/2359504?ysclid=m0nr0wu92r424616753

Фильм приобщает зрителя к искусству создания рукотворной книги. Мы узнаем, как в наши дни создаются уникальные книги, за право обладания которыми соперничают мировые музеи. А также наглядно увидим, что несмотря на тотальную цифровизацию жизни книга все еще имеет огромную ценность.

Вопросы для обсуждения:

  • Какими знаниями, навыками и умениями должны обладать мастера по изготовлению книги?
  • В чем состоит ценность рукотворных книг с точки зрения информационной и визуальной преемственности разных эпох?
  • Какую книгу можно назвать произведением искусства?
  • Какой из мастеров произвел на вас бОльшее впечатление? Почему?
  • Вдохновляют ли на что-то мастера из этого фильма? На что?
  • Какое впечатление оставила после себя картина?

С дополнительными материалами урока можно ознакомиться на сайте проекта.

296 просмотров