Приемы для работы с трудным ребенком: эффективное взаимодействие

Знаменитый педагог и публицист XX века Антон Макаренко разработал уникальную систему воспитания «трудных» детей, которая получила широкую известность во всем мире. Ему подражали, его осуждали, но приемы, которые легли в основу его подхода до сих пор работают и применяются педагогами и коучами. В этой статье разберем практические методы в общении со «сложными» детьми, основываясь как на работы признанных педагогов, так и на современные реалии.

В самом деле «трудный»?

Для начала выясним, какого ребенка можно назвать «трудным» и правильно ли его так называть. «Проблемный» школьник проявляет девиантное поведение и открыто нарушает общепринятые нормы, то есть грубит учителю, отказывается выполнять задания или поручения и идет на открытый конфликт с преподавателем. Своими действиями, как правило, такие дети пытаются вызвать реакцию сверстников, зарекомендовать себя как личность и завоевать лидерство в классе. Педагогу важно понимать причины такого поведения ребенка, ведь это напрямую влияет на приемы воздействия на него.

Существует множество работ, в которых приведена классификация «трудных» детей. В свое время над этим работали Блонский, Выготский, Кащенко и другие. Однако несмотря на стремление педагогов и ученых систематизировать знания о таких детях и вариантах их «неправильного» поведения, в современных реалиях эти материалы уже нельзя считать инструкциями к применению.

В советское время существовала четкая система регламентированных норм поведения в обществе, поощрений и наказаний за хороший и плохой поступок. С этой целью применялись такие знаки отличия, как красная звездочка, пионерский галстук и т.д. Сейчас в образовательных учреждениях делается упор на индивидуальный подход к каждому ученику и выявление его способностей и талантов. Таким образом, гиперактивность ребенка может быть обратной стороной его незаурядных способностей, а девиантное поведение может указывать, что обычная школьная программа ему не подходит и он нуждается в дополнительных занятиях. Поэтому сейчас будет неправильно апеллировать такими определениями как «трудный ребенок». Однако, несмотря на разворот педагогики в сторону развития личности, на практике учителю бывает очень непросто работать со «сложными» школьниками. В этом случае поможет определенный алгоритм действий и некоторые психологические приемы.

Алгоритм действий по выявлению «сложных» детей

  1. Определить, какие дети из класса относятся к этой группе
  2. Выяснить, как реализуются взаимоотношения у школьника в семье, кто для него является авторитетом или примером для подражания (взрослые, одноклассники, друзья)
  3. Проконсультироваться со школьным психологом
  4. Выработать вместе с психологом индивидуальный подход в общении с учеником

Проделав подготовительную работу, можно переходить к формированию подхода к ученику, чтобы наладить с ним контакт и атмосферу в школьном коллективе. Стоит отметить, что лучше стараться выстроить с учеником доброжелательные отношения, основанные на уважении и взаимопонимании, чем пытаться повлиять на него силой или давлением. В этом случае педагогу могут пригодиться некоторые из следующих приемов.

Приемы воздействия на «непростых» детей

Прием № 1. Просьба

Этот метод переключает внимание ученика с конфронтации на сотрудничество. В просьбе следует объяснить, почему вы обращаетесь именно к нему. Если ученик при сверстниках демонстрирует явное противостояние, то стоит обратиться к школьнику лично.

Прием № 2. Поощрение или авансирование

Поощрение – это, другими словами, «пряник», который дается ученику в знак одобрения его конкретного поступка, в то время как авансирование – положительная оценка или поощрение, которое школьник пока не заслужил в полной мере. Данный прием схож с тактикой манипулирования под названием «Правило взаимного обмена». Она описывается в книге Роберта Чалдини «Психология влияния» и заключается в том, что все мы ощущаем необходимость платить людям «той же монетой». Поэтому в случае отсроченной похвалы у ребенка создается ощущение долга, и он чувствует обязанность не подвести и не разочаровать.

Прием № 3. Обходное движение

Эту методику описывал в своей книге Антон Макаренко. В случае, когда против «сложного» ученика ополчился весь коллектив, учитель выражает ему поддержку или в некоторых случаях встает на его сторону. В такие минуты ребенок меняет свое отношение к преподавателю, он для него становится другом и помощником. Влияние авторитета мгновенно решает конфликтную ситуацию в классе и гасит конфронтацию.

Прием 4. Вовлечение в коллективную деятельность

Макаренко считал, что человек воспитывается через коллектив. Именно чувство ответственности, общности интересов и целей в сочетании с дисциплиной превращают «сложного» ребенка во взрослую, сформировавшуюся личность. Педагог работал с «трудными» детьми в колониях, где смог создать из малолетних преступников сплоченные трудовые коллективы. На базе коммуны им. Ф. Э. Дзержинского воспитанники имели в своем распоряжении целое производство по изготовлению электродрелей и фотоаппаратов ФЭД.

Прекрасным воспитательным подходом педагог считал предоставление автономии коллективу. Подопечные получали возможность самоуправления и ни один педагог не имел права повлиять на решение общего собрания. Каждый в коллективе мог попробовать себя в роли командира, что воспитывало в них ответственность и чувство долга. Свой опыт он отразил в книге «Педагогическая поэма».

Как применить метод Макаренко сейчас? Хороший вариант – проведение различных конкурсов и игр, когда коллектив делится на группы и они соревнуются за приятные бонусы или титулы. В такой игре каждому члену группы отводится своя роль и своя зона ответственности. Таким образом, противостояние «сложного» ученика с преподавателем превращается в здоровое соревнование со сверстниками, что только развивает его как личность. Этот метод позволяет «трудным» подросткам включиться в игру, проявить свои лидерские качества.

Прием № 5. Авторитет и личный пример

Очевидно, что мы, как и животные признаем авторитет «вожака». Если учитель не вызывает желание следовать и подражать, то любые воспитательные методики потеряют свою эффективность и не подействуют на «трудных» ребят. Эти слова подтверждает цитата «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом» (А. С. Макаренко).

То же самое касается и родителей. Именно они закладывают основу личности ребенка, учат уважать старших, быть дисциплинированным и самостоятельным.

Вопросы общения с «трудными» детьми в своих книгах освещает и семейный психолог Людмила Петрановская. На протяжении многих лет она занималась психологическими проблемами сиротства и усыновления, помогая приемным родителям найти подход к таким малышам. В 2014 году вышли ее книги «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно».

В книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» психолог пишет, что каждый ребенок проходит через период негативизма и неприятия правил и норм, что является частью его психологического развития. Первый раз с таким феноменом родители сталкиваются, когда малышу исполняется 3 года. Неожиданно их чадо начинает отказываться выполнять просьбы взрослых и делает первые шаги в сторону автономии, кидая в родителей ложку с супом или переворачивая тарелку с малоприятными овощами. Второй раз это случается в подростковом возрасте, когда он нащупывает свои личностные границы и теряет привязанность к своим взрослым.

Таким образом, любой ребенок бывает «трудным» в том или ином возрасте, это естественный процесс его взросления и становления психики. Поэтому необходимо не «лечить» это состояние, а помогать ученику найти правильную дорогу и выбраться из мира внутренних противоречий. Педагогу важно понимать психологические аспекты и социальные мотивы детей, чтобы, во-первых, вовремя отследить проявление такого поведения, а во-вторых, вместе с психологом или тьютором найти правильный подход к ребенку.

1512 просмотров