Со стороны родителя

В произведении Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» есть такие строки: «Девять дней из десяти они проводят в школе. Мне с ними приходится бывать только три дня в месяц, когда они дома. Но и это ничего. Я их загоняю в гостиную, включаю стены — и все. Как при стирке белья. Вы закладываете белье в машину и захлопываете крышку». В книге автор заглядывает в будущее американского общества, в котором нет места книгам, гуманитарным наукам, размышлениям о жизни и о своем предназначении в ней. Там есть экраны телевизора вместо стен и реактивные автомобили, все процессы оптимизированы и автоматизированы, а общение с детьми и их воспитание — совершенно ненужная трата времени.

Однако роль родителя в образовательном процессе невозможно переоценить. Также успеваемость школьника зависит от таких факторов, как тип образовательного учреждения, нагрузка, психологический климат в классе, личные проблемы в семье и, конечно, взаимоотношения с учителем.

Мнение родителя. Анна Рудакова, мама первоклассника (7 лет):

«С педагогом обязательно должен быть выстроен контакт, это новая стадия взросления ребенка. Нужно держать все под контролем, особенно если у него есть проблемы со здоровьем. Учителю нужно знать о ребенке все, чтобы всегда оказать ему помощь. Что касается качеств педагога, то в первую очередь он должен быть включен в жизнь детей, болеть ими, иногда шутить и прикалываться, в общем, находиться с ними на одной волне. Наша учительница в свои 60 лет прекрасно разбирается в технике и гаджетах. 1 сентября мой сын пришел домой и поделился своими впечатлениями про нее: “Мама, она такая классная, она детская”. Этот комментарий очень многое значит. В их первый учебный день она попросила детей дома нарисовать впечатления о школе. Эти рисунки она хранит 11 лет и отдает ученикам на их выпускном на память».

Первоклассники, как правило, с удовольствием делятся своими впечатлениями о школе со взрослыми, со старшеклассниками все совершенно по-другому. Подростки часто скрывают свои школьные проблемы от родителей. Закрываясь, ребенок остается один на один со своими переживаниями, что не дает возможность взрослым прийти ему на помощь. В этом случае учитель становится спасательным кругом, через него взрослые могут выяснить, что произошло, и вместе найти решение проблемы. 

Мнение родителя. Анна Боровикова, мама семиклассника (13 лет):

«Сейчас школа очень закрыта, а от ребенка ничего не добиться в этом возрасте, поэтому отношения строятся туго. Например, если идет занижение оценок, мне не всегда понятна причина. Здесь важно, как относятся учителя к своей работе. Если есть желание научить, то и к родителям они открыты, а есть те, кто устал от школы и детей, и тут уже не найти общий язык. В любом случае я учу ребенка самостоятельно подходить к преподавателю и спрашивать, проявлять заинтересованность».

Как именно должны быть выстроены отношения с преподавателем, решать, конечно, каждому родителю, но есть основные рекомендации, которые мы хотели бы напомнить.

  • Родительские собрания нужны для обсуждения общих организационных моментов. Вопросы о ребенке стоит перевести в плоскость личной беседы.
  • Если учитель сообщает вам, что ваше чадо не учится и регулярно нарушает дисциплину в классе, не стоит сразу наказывать его. Выясните все детали у преподавателя. Причиной плохого поведения может быть, например, страх перед конкретным предметом из-за плохой успеваемости или конфликт в классе.
  • Помните, учитель — ваш союзник, не переходите в позицию обороны, защищая своего ребенка. Ищите вместе решение проблемы.
  • Если вы хотите пообщаться с преподавателем, договоритесь с ним заранее, чтобы он уделил должное время вашей беседе.

Со стороны учителя

Хороший преподаватель стремится, чтобы школьники учились на отлично по его предмету, проявляли интерес к обучению и не нарушали дисциплину. Отличный преподаватель сделает упор на получение новых знаний учениками, а не на оценки, проявит индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от способностей и не забудет о творческом развитии. Учителю важно, чтобы родитель не контролировал каждый его шаг, постоянно вступая в конфликт, а был поддержкой и опорой.

Мнение учителя. Наталья Петухова, преподаватель английского языка:

«Главная проблема состоит в том, что, например, при возникновении конфликта в классе ребенок приходит домой и рассказывает все со своей стороны. Конечно, после этого в школу идет агрессивно настроенный родитель и начинает защищать своего ребенка, набрасывается на учителей, не разобравшись в проблеме. С такими родителями очень сложно общаться, приходится сначала их успокаивать. Дети, на самом деле, совершенно по-разному ведут себя дома и в школе, я это вижу и по своему ребенку. Чтобы наладить контакт с родителями, познакомиться с ними, я устраиваю различные мероприятия для семей: экскурсии, походы, шашлыки. После этого родители идут на контакт и мне удается установить с ними хорошие отношения».

Сейчас учителя нагружены бумажной работой и различными отчетами, которые не позволяют им в полной мере посвятить время общению с учениками и их родителями. Однако сейчас, согласно стратегии «Цифровая трансформация образования» Министерства просвещения, разрабатывается сервис «Виртуальный помощник учителей». Эта система модернизирует многие процессы в школе, в том числе освободит преподавателей от бумажной работы и автоматизирует проверку домашних заданий, для которых это возможно.

Мнение психолога

Детский психолог Людмила Петрановская отмечает: «Чтобы дети учились, им должно быть не страшно, а наша система построена на фиксации ошибок». В своих книгах она пишет о том, что развитие происходит только в процессе покоя. Когда организм чувствует стресс, он включает режим экономии. Поэтому, чтобы ребенок хорошо учился, в классе должна быть комфортная психологическая обстановка, за это как раз и отвечает преподаватель. В свою очередь родители не освобождаются от ответственности за нормальную психологическую атмосферу дома. Если на ребенка постоянно кричат и он боится наказания за плохую оценку, его познавательные способности не будут развиваться, и хорошей успеваемости можно не ждать.

«Главное — это не начинать играть со школой в молот и наковальню, когда ребенок оказывается между ними, а его прессуют с двух сторон. Если в школе много истерики, важно, чтобы хотя бы в семье к этой истерике не присоединялись. Потому что если десятиклассница в школе с утра до вечера слышит “ты не сдашь ЕГЭ”, да еще домой приходит, а там родители начинают то же самое, то действительно можно чокнуться», — считает психолог.

Взаимоотношения между родителем, школьником и учителем — словно уравнение с тремя числами, в котором каждое из них имеет значение. Если родитель и преподаватель работают в команде и объединены одной целью, то в конце этого долгого школьного марафона их ждет разносторонний, хорошо образованный, а главное — психически здоровый человек, готовый покорять новые профессиональные вершины.

1641 просмотров